месяц | тема | цель | материал | |||||
сентябрь
| Что мы умеем и любим рисовать? | Изучить интересы и возможности детей в рисовании | По желанию каждого ребёнка карандаши, шариковые ручки, краски и др. | |||||
Выразительный и ловкий карандаш | Показать детям выразительные возможности хорошо знакомого им изобразительного материала - карандаша; научить, по-разному регулируя силу нажима на карандаш, закрашивать контурные рисунки, смешивать цвета, как краски | Бумага, графитные карандаши «Т» и «М», набор цветных карандашей, иллюстрации, выполненные карандашом | ||||||
Красивые метки для шкафов | Побуждать детей самостоятельно отбирать содержание и способы изображения метки;проявлять настойчивость и добиваться положи-тельного результата в её художественном решении | На каждого ребёнка листы бумаги, цветные карандаши или фломастеры | ||||||
октябрь
| Во саду ли, в огороде | Побуждать детей доступными им средствами выразительности изображать те фрукты, которые для каждого ребёнка наиболее интересны или эмоционально значимы | Гуашь, листы бумаги разного формата, цвета, репродукции натюрмортов с изображением фруктов | |||||
Ветки рябины в вазе | Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта; развивать стремление детей дополнять свой рисунок; учить передавать в рисунке характерные особенности рябины; учить новому техническому приему – двухцветному боковому мазку. | Тонированные листы бумаги, краски гуашь, мягкие кисти, простой карандаш. | ||||||
Осенний натюрморт | Учить на основе впечатлений, знаний и умений, полученных на предшествующих занятиях, самостоятельно определять содержание натюрморта, его композицию, цветовую гамму предметов, фона, а также способы изображения в рисунке. | Тонированные и белые листы бумаги, краски гуашь, мягкие кисти, простой карандаш | ||||||
Осенняя береза | Учить передавать в рисунке характерные особенности березы, осеннюю окраску листвы; обучить правильным способам действий полусухой жесткой кистью; закрепить навыки рисования концом кисти тонких изогнутых линий. | Голубые листы бумаги, краски гуашь, мягкие и щетинистые кисти | ||||||
Осенний клен и ель | Учить передавать в рисунке строение клена и ели, их различие в силуэтах; закреплять технику рисования щетинной кистью; побуждать детей вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание. | Тонированные листы бумаги, краски гуашь, мягкие и щетинистые кисти | ||||||
Осеннее дерево под ветром и дождем | Учить изображать дерево в ветреную погоду со склоненной верхушкой, с прижатыми к стволу ветками с одной стороны и отклоненными в сторону с другой стороны; развивать умение вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание. | Серые листы бумаги величиной в1/2 альбомного листа, цветные карандаши | ||||||
Хмурый ветреный день | Продолжать развивать у детей умение передавать в рисунке связное содержание; развивать представление о том, что через подбор красок (колорит) можно передавать в рисунке определенную погоду и настроение; закреплять умение рисовать предметы на широкой полосе земли. | Репродукции картин с изображением парка, леса в пасмурный осенний день, цветные карандаши, серые листы бумаги | ||||||
Нарисуй, что хочешь про осень | Развивать творческие способности детей (использование полученных представлений, изобразительных и технических умений для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах предложенной темы); развивать умение строить художественный замысел (до начала рисования намечать содержание, композицию и колорит рисунка). | Тонированные листы бумаги, краски гуашь, цветные карандаши фломастеры, мягкие и щетинистые кисти, | ||||||
ноябрь
| Коллективная картина для украшения группы «Лес, точно терем расписной...» | Вызывать в памяти детей картины осенней природы; побуждать передавать их спомощью доступных средств выразительности (цвет, форма и т. п.) | Гуашь | |||||
Городецкая роспись. Рисование узора; (гирлянда из цветов на полосе) | Продолжать знакомить с городецкой росписью; учить узнавать элементы узора (цветы купавки, листья) и придумывать новые варианты цветов, оживления узора белым цветом («оживки»); помочь детям увидеть красоту городецкой росписи; обучить составлению узора на полосе, выделяя середину большим цветком, края - двумя бутонами прорисовывая между ними листья, украшая их цветы «оживками», черточками, точками чёрного цвета; упражнять в составлении оттенков, сочетании цвета и оттенка. | Предметы с городецкой росписью, иллюстрации из учебно- наглядного пособия | ||||||
Городецкая роспись. Рисование птицы | Учить рассматривать городецкие узоры, выделять образ птицы, видеть традиции росписи, составлять композицию из цветов, выполняя узор в определённой последовательности; передавать характерный образ птицы, цветов | Городецкие предметы, иллюстрации из учебно-наглядного пособия, бумага в форме доски формата А4 цвета охры, гуашь, лист для упражнений | ||||||
Выставка-продажа цветов | Вызвать у детей интерес к изображению цветов; научить их не-скольким приёмам изображения цветов и помочь им добиться выразительной, изящной передачи цветов в рисунке; учить детей композиции; подвести к пониманию необходимости осуществления действий контроля (сравнение, сопоставление того, что сделано, с заданной формой, определение несоответствия и его устранение) | Вазы для цветов простой формы, гуашь | ||||||
Панно «Цветы» для украшения группы | Побудить к коллективному изготовлению панно для украшения группы; научить смешивать белила с краской основного тона для получе-ния светлых оттенков; детям, затрудняющимся в рисовании цветка, показать способы его изображения (прима киванием, дугами, от пятна и т.п.) | Большой лист бумаги (прямоугольной, круглой, овальной формы, на котором нарисована красивая рама в тёплой гамме цветов; листы бумаги для работы детей | ||||||
| Жостовская роспись. Рисование узора для большого подноса | Помочь увидеть красоту и многообразие форм жостовских подносов, необычность цветов, листьев; познакомить с вариантами композиций - цветы в букетах, гирлянды; закрепить знания о жостовском промысле, композиционных решениях и сочетаниях цветовой гаммы (холодные, тёплые, весёлые, торжественные), вариантах цветов | Жостовские подносы, иллюстрации из учебно-наглядного пособия, открытки, диапозитивы | |||||
Портрет мамы | Вызывать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передавать в рисунке некоторые черты ее облика (цвет глаз, волос); приручить правильно располагать части лица; закреплять приемы рисования красками всей кистью и ее кончиком. | Гуашь, листы бумаги, па-литра, толстые и тонкие кисточки | ||||||
декабрь
| Учимся красиво раскрашивать карандашами | Ознакомить с приёмами закрашивания карандашами: тушёвкой и штриховкой; обучить правилам закрашивания, выразительной передаче оттенков одного цвета и впечатления округлости при раскраске круглой формы | Цветные карандаши, альбом для раскрашивания, отдельные листы бумаги для упражнения | |||||
Лесная полянка День рождение ХМАО | Продолжить формирование заинтересованного отношения к общему продукту совместной деятельности; учить детей передавать в рисунке свои впечатления от зимней природы | Большой лист картона,листы для каждого ребёнка | ||||||
Солнечный день в зимнем лесу | Помогать детям в выборе предмета, который каждый из них будет изображать (предмет не должен повторяться на рисунке другого); учить рисовать ёлку разными приёмами; совершенствовать изобразительные навыки работы карандашами и красками; прививать художественно-эстетический вкус | Гуашь, общие рамки, квадратные листы тонированной бумаги по размеру разными приёмами; образцы кружевных изделий, иллюстрации различных видов кружев | ||||||
Опушка зимнего леса | Учить передавать в рисунке зимний пейзаж с хвойными деревьями, самостоятельно придумывать композицию рисунка, передавать штрихами разного характера хвою на елях, соснах и коре деревьев; рисовать штрихи с разным нажимом для получения различной интенсивности цвета. | Листы бумаги величиной прямоугольной или овальной формы, черные карандаши или черные восковые мелки (на выбор) | ||||||
Дед мороз | Учить детей передавать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей тела, их расположение, относительную величину, настроение праздника. Закреплять умение изображать человека | Гуашь, кисти | ||||||
Пригласительные билеты на праздник | Вызывать у детей радостные чувства в предвкушении праздника; ознакомить с правилами этикета, в соответствии с которыми по-лагается в письменной форме заранее извещать гостей о предстоящем празднике | Открытки, листы бумаги, вырезанные по форме открыток, фломастеры, гуашь, цветные карандаши | ||||||
январь
| Кружево. Рисование узоров на полосе | Учить рассматривать кружево, видеть красоту узоров, сочетание крупных и мелких элементов - тонких, лёгких линий, чередование одинаковых элементов фестонов - дуг, мазков (трёх лепестковых), составлять узор на полосе, соединяя одинаковые крупные элементы и между ними тонкие, рисовать всей кистью и её концом | Кружевные изделия и мерное кружево, иллюстрации, фотографии; силуэты одежды: юбка, платье, фартук; бумага чёрного цвета 6x21 см, белая гуашь, лист для упражнений | |||||
Кружево. Рисование салфетки | Продолжать знакомить с кружевными изделиями; сравнивать кружева разных городов, находить различия; учить составлять узоры для салфеток разной формы (квадрат, круг, розетта), выделяя середину и кайму широкими линиями и соединяя их тонкими линиями по-разному, украшая точками, паучками | Кружевные изделия, иллюстрации, фотографии; бумага чёрного цвета 16 х 16 см, диаметром 16 см, 20 см (круг, розетта), белая гуашь | ||||||
«Коляда» | Учить изображать праздник Коляда, передавая особенности нарядов, атрибуты, обычаи праздника. Закреплять умение передавать людей в движении. Соблюдая строение и пропорции. | Белые листы бумаги, краски гуашь, мягкие и щетинистые кисти | ||||||
Заячья семья | Учить рисовать зайцев, добиваясь правильной передачи формы, строения и окраски, выразительности образа; воспитывать чувство коллективизма; развивать умение работать в паре, сообща определять сюжет и способы лепки запланированного изделия | Общие рамки, гуашь, квадратные листы тонированной бумаги | ||||||
И я тоже... (по сказке В. Г. Сутеева «Цыплёнок и Утёнок») | Учить детей добиваться выразительной передачи образа; развивать коммуникативные навыки (умение совместно обсуждать план действий, сюжетную картинку и события сказки, особенности изображения персонажей) и т. п. | Общие рамки, квадратные листы бумаги, гуашь; иллюстрации, сюжетные картинки к сказкам | ||||||
Воробышек | Формировать у детей представление о внешнем облике птиц, учить передавать в рисунке характерные особенности воробья; развивать умения применять при закрашивании изображения разные приемы рисования карандашом; тушевку и штриховку, разный нажим. | Квадратные листы бумаги (12/12 см), простой и цветные карандаши | ||||||
февраль
| Стайка воробьев | Учить передавать в рисунке позу клюющего воробья, размещать на листе несколько птиц, самостоятельно определять их величину; закрепит навыки рисования карандашом при изображении оперения птиц. | Белые листы бумаги, простой и цветные карандаши | |||||
Сорока оглянулась | Продолжать учить детей определять по изображению птицы её при закрашивании изображения разные приемы рисования карандашом; тушевку и штриховку, разный нажим. Упражнять при закрашивании изображения разные приемы рисования карандашом; тушевку и штриховку, разный нажим. | Белые листы бумаги (18/15 см), простой и цветные карандаши | ||||||
По мотивам русской на-родной сказки «Колобок» | Учить детей, рисующих картинку, изображать один общий предмет (дорожку); развивать воображение, умение выразительно передавать образы Колобка, животных (по выбору) | Гуашь, квадратные листы бумаги, общие рамки | ||||||
Золотая рыбка | Вызывать у детей интерес к изображению рыб доступными им средствами выразительности; создавать игровую мотивацию, побуждающую к осуществлению действий контроля | Лист с изображением озера, игрушка рыба, цветные карандаши, пол-листа бумаги, ножницы, клей | ||||||
Защитники Отечества | Закреплять умение создавать рисунки по мотивам литературных произведений, передавая образ солдат, лётчиков, моряков, их жизнь и службу; упражнять в рисовании и закрашивании цветными карандашами; развивать творческое воображение | Бумага белая (формат А4), цветные карандаши или краски (на выбор) | ||||||
Почему Тюпа не ловит птиц (по одноименному рассказу Е. И. Чарушина) | Продолжать знакомить с творчеством Е. И. Чарушина - художника и писателя; формировать интерес к созданию рисунка, выполненного в парах; учить рисовать птиц и деревья, доступными детям средствами выразительности передавать в рисунке образ Тюпы; упражнять в изображении деревьев; воспитывать доброе отношение к животным | Общие рамки, бумага светло-зелёного цвета, гуашь, четверть альбомного листа, цветные карандаши | ||||||
Изделия из Гжели. Составление по мотивам гжельской росписи. Гжельская роспись для сырной доски | Продолжать знакомить с предметами Гжели, их росписью; учить выделять и рисовать основной мотив и композицию узора (цветок, листья, украшения и цвет, расположение на предмете - сбоку чашки, чайника, вазы), наносить мазок с оттенком, составлять узор на прямоугольной форме (доске), украшая середину и края (кайму), передавать цвет и оттенок; прививать интерес к изделиям гжельских мастеров, видеть красоту, выделять новые мотивы, их украшения | Предметы с гжельской росписью, иллюстрации, учебно-наглядные пособия, открытки, диапозитивы; бумага белая в форме квадрата (20x20 см), круга (диаметром 20 см), акварель, лист для упражнений, бумага в форме доски (формат А4) | ||||||
март
| Букет для мамы | Учить передавать образ тюльпанов. Расширять знания о цветах; Закреплять умение рисовать цветы методом прима кивания; Воспитывать в детях желание делать подарки родным и близким. Побуждать к деталировке изображения | Гуашь, бумага тонированная, кисти | |||||
Весенний пейзаж | Учить детей передавать в рисунке красоту весны. Продолжать учить рисовать акварелью по мокрой бумаге. Закрепить умение изображать деревья ближе – дальше. Закрепить признаки весны | Гуашь, кисти жесткие и мягкие, иллюстрации | ||||||
«Весёлые ручейки» | Расширять знание воспитанников о признаках весны Учить детей рисовать по мокрому слою бумаги, изображать признаки прихода весны, подбирать соответствующую цветовую гамму | Гуашь, кисти | ||||||
«Куклы для театра» | Учить детей делать объемных кукол для театра из бумаги и картона; | Цветные карандаши, | ||||||
«Два жадных медвежонка» | Развивать воображение при создании сказочного образа; Закреплять знания о геометрических фигурах | мелки или гуашь, кисти | ||||||
Хохломская роспись. Рисование узора на бокале | Помочь видеть красоту формы предметов с хохломской росписью, сочетание цветов, элементы узора, заполнение формы; учить украшать объёмные предметы (бокал) завитками, ягодами, травкой (по выбору детей) | Предметы с хохломской росписью, иллюстрации; бумажные стаканчики или из папье-маше красного, жёлтого, чёрного цвета, гуашь, лист для упражнений; | ||||||
Портрет Буратино | Вызвать у детей сочувствие к любимому персонажу сказки, желание ему помочь; побуждать рисовать с натуры игрушку, передавая её форму, соотношение частей по величине, точно прорисовывая детали, сравнивая свой набросок с оригиналом | Гуашь, общие рамки, тонированная бумага по размеру общих рамок; фотографии, иллюстрации разных орнаментов ковровых изделий; игрушка Буратино, картинки с изображением Буратино | ||||||
Фотоателье для игрушек | Развивать наблюдательность; учить передавать в рисунке образ любимой игрушки с натуры крупным планом, добиваясь точности в соотношении частей по величине, в окраске, форме; совершенствовать композиционные умения в расположении изображения на листе бумаги; упражнять в регулировании силы нажима на карандаш при закрашивании, аккуратном и равномерном наложении штрихов в одном направлении; закреплять умение создавать набросок простым карандашом | Пол-листа бумаги, цветные и графитные карандаши; иллюстрации, картинки, рисунки с изображениями разных видов витражей; игрушки, для рисования с натуры; разрезные картинки по темам: «Мир игрушек», «Сложи узор на вазе» | ||||||
апрель
| Мишка у гимнастической стенки | Развивать наблюдательность; учить детей рисовать игрушечного медвежонка, правильно передавая форму головы, туловища, лап, их соотношение по величине | Бумага, краски (гуашь), кисти, вода, простые графитные карандаши, лист бумаги с изображением гимнастической стенки | |||||
Мишка делает зарядку | Продолжать учить детей рисовать игрушечного медвежонка, передавая несложные движения, добиваясь выразительности образа | Большой плоскостной медвежонок (для демонстрации) и маленькие плоскостные медвежата на каждый стол, бумага, гуашь | ||||||
Лети, ракета, к звёздам | Закреплять умение передавать свой замысел, располагая изображение на целом листе, подбирать гамму красок, рисуя космос, звёзды, летящую ракету | Бумага белая, краски (гуашь тёмно-синяя, светло-синяя, голубая), кисти двух размеров | ||||||
«Звёздный ковёр» - декоративный рисунок | Развивать у детей воображение, чувство цвета, художественно-эстетический вкус; учить составлять композицию узора; воспитывать чувство товарищества, коллективизма при организации групповой (парной) деятельности по созданию общей работы; прививать умение согласовывать свои действия с работой товарищей | Бумага белая, краски (гуашь тёмно-синяя, светло-синяя, голубая), кисти двух размеров | ||||||
Что мы умеем и любим рисовать | Цели: изучить интересы и возможности детей в рисовании, выявить, какие новые умения и навыки приобрели за год, чему научились, что нового узнали об изобразительной деятельности, каких результатов достигли | Карандаши, шариковые ручки, краски и др. (по желанию каждого ребёнка) | ||||||
Пасхальное яйцо | Учить детей украшать пасхальное яйцо узорами, орнаментом, соблюдая очередность элементов. Закрепить умение рисовать гирлянду из бутонов, ягод и листьев. Закрепить знание о Городецком промысле | Гуашь, кисти жесткие и мягкие, иллюстрации, зубные щетки | ||||||
Моя планета - Земля | Коллективная работа 1 занятие:Знакомить воспитанников с техникой папье-маше; учить детей делать большой шар из папье-маше с помощью бросового материала, развивать бережное отношение к окружающему миру 2 занятие: Развивать воображение при создание планеты земля, учить подбирать цвета в зависимости от поверхности земли | Цветные карандаши, мелки или гуашь, кисти | ||||||
Цветущая весна | Цели: развивать у детей воображение, чувство цвета; учить составлять ком~ позицию из цветов, передавать колорит весенних цветов, согласовывать свои действия с работой товарищей; сочетать технику рисования и аппликации | Гуашь, квадратные листы бумаги, общие рамки; тонированной в пастельные цвета кисти, силуэт корзины, наклеенный на лист | ||||||
май
| День Победы | Учить детей передавать в рисунке праздничное настроение. Закрепить умение задумывать несложный сюжет, рисовать эскиз простым карандашом. Побуждать самостоятельно выбирать изобразительный материал. | Гуашь, бумага тонированная, кисти | |||||
Моя семья | Учить воспитанников создавать портрет своей семьи с помощью аппликации; закреплять умение использовать различный бросовый материал и умение пользоваться изобразительный материалом | Гуашь, кисти жесткие и мягкие, иллюстрации Цветные карандаши, листы бумаги, схемы | ||||||
Одуванчики в траве | Учить детей передавать образ цветка в соответствии с его описанием в стихотворениях поэтов; закрепить навыки рисования штрихами полусухой жесткой кистью – прямыми и вертикальными штрихами | Голубые листы бумаги, краски гуашь, жёсткие и мягкие кисточки | ||||||
«Нарисуй, что хочешь, про лето» | Побуждать детей самостоятельно задумать сюжет и изобразить его в рисунке, используя разные технические приёмы | По выбору |