Прочитайте текст и выполните задания 1-3

 

1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чем говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приемы ораторского искусства, иными словами, фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3) <…> очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.

1.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

1) Важнейшая функция фразеологизмов – выражение отношения к тому, о чём говорится, ими нужно умело пользоваться, чтобы украсить и обогатить речь.
2) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приемы ораторского искусства, потому что выражают отношение к тому, о чем говорится.
3) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления.
4) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выражают отношение к тому, о чем говорится, и это их важнейшая функция.
5) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо знать значение фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.


2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
1) Наоборот, 2) Поэтому
3) Однако 4) Вероятно, 5) Например,

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЕЧЬ Определите значение, в котором это слово употреблено в втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РЕЧЬ, речи, мн. речи, речей, жен.
1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь - один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.).
2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения. Севернорусскую речь легко узнать по оканью. «Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи?» Пушкин (о русском крестьянине).
3. только ед. Характер произношения или произнесения. Невнятная речь. «Странная гортанная речь (цыгана) трещит в ушах.» Максим Горький. Спокойная речь. Тихая, отчетливая речь.
4. только ед. Тот или иной вид, стиль языка, слог. Художественная речь. Стихотворная речь. Деловая речь.
5. мн. в том же знач., что ед. Слова, разговор, то, что говорят. «А как речь-то говорит, словно реченька журчит.» Пушкин. «Живые эти речи в года минувшие слыхал когда-то я.» Лермонтов. «Об этой истине святой премудрых бы речей на целу книгу стало.» Крылов. «Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа.» Пушкин. «Я вспомню речи неги страстной, слова тоскующей любви.» Пушкин. «Эти речи поберечь вам лучше для другого.» Некрасов. «Он всю дорогу осыпал ее своими восторженными речами.» Максим Горький. Дружеские речи.
6. только ед. Разговор, рассуждение, беседа (разг.). «В то время, о котором идет наша речь.» А. Тургенев. О поездке и речи быть не может. О чем у вас (была, будет) речь? Не о том (не об этом) речь (не в том дело). Опять завел речь о ней. Речь идет (шла, пойдет, будет идти) о чем-нибудь. Об этом и речи нет.
7. только ед. Слух, молва (обл.). Речь идет в народе.
8. Публичное выступление, высказывание на определенную тему, обращенное к слушателям. «Одна маститая особа сказала речь, хотя и не была записана в числе ораторов» Салтыков-Щедрин. Приветственная речь. Речь прокурора. Защитительная речь. Надгробная речь.
9. только ед. Группа слов, предложение, представляющее собой чье-нибудь высказывание (грам.). Косвенная речь. Прямая речь.
❖ Часть речи (грам.) - грамматическая категория слов, объединенных общностью форм, значения и синтаксической роли.

 

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук. Выпишите это слово.

одолжиИт

принЯтый

католОг

вернА

досУг

 

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В IV веке до нашей эры греки начали возводить ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ храм Артемиды, превосходящий красотой все другие святилища.

Некоторые формулировки в проекте закона допускают ДВОИЧНОЕ толкование.

Самый ДЕЙСТВЕННЫЙ способ борьбы за чистоту — регулярная уборка.

На людях Горюнов был неизменно ДЕЛОВИТЫМ и собранным.

Вы несправедливы: он уже понёс наказание за свой ПРОСТУПОК.

 

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Мощные КОМПЬЮТЕРЫ

икра из БАКЛАЖАНОВ

ПОМАХАЙ рукой

административные ОКРУГА

ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ заданиями

 

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки Предложения
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 1) Самый длинный эскалатор в мире установлен на станции «Адмиралтейской» Петербургского метрополитена. 2) Горе тому, кто, оказавшись в беде, надеются исключительно на помощь извне и не стараются найти выход из положения сами. 3) Памятник А. С. Пушкину в Москве был создан на деньги, собранных народом. 4) Храня важные сведения о прошлом, старинные рукописи были ценнейшим материалом для историков. 5) Сашка требовал, что подавай ему новый телефон. 6) По возвращению из командировки отец всегда расспрашивал нас о школьных новостях. 7) Дождь, ливший с утра и который помешал нашей прогулке, закончился после обеда. 8) Размышляя о значении литературы, понимаешь, что насколько серьёзно она влияет на формирование личности человека. 9) Русские писатели, как правило, подвергают своих героев испытанию любовью и этим раскрыли сущность своего героя.

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пон..мание

пров..рять

выт..реть

бл..снуть

к..мпромисс

 

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

нед..чёты, не..знакомленный,

пр..вращение, пр..земление

ра..хаживать, и..вержение

дез..нформация, под..грывать

по..строчный, о..строить

 

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

перекра..вая  

обидч..вость

передёрг..вать

солом..нка

затм..вать

 

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

мел..шь

несмолка..мый

толка..шь

слыш..мый

обурева..мый

 

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово

(Не) высказанные прямо претензии директора беспокоили Киру.

(Не) знакомая нам компания оказалась очень приятной.

Сестра сообщила далеко (не) радостные новости.

Туристы уснули, (не) дождавшись ужина.

Не(у) кого узнать, как найти этот дом.

 

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

ЧТО(БЫ) договориться, не надо (НИ) КОГО так настойчиво уговаривать.

 (НИ) КАКАЯ родина другая (НЕ) ВОЛЬЁТ мне в грудь мою теплынь.

 Хоть в шёлк одень (НЕ) РЯХУ, всё глядеть (НЕ) (НА) ЧТО.

 КА(БЫ) знал, где упасть, СОЛОМКИ(БЫ) постелил.

ЧТО(БЫ) ни случилось, отец не оставит меня в беде, (ПО) ЭТОМУ я его и люблю.

 

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В конце XIX века Александром Паншиным были сконструирова(1)ы невида(2)ые, удлинё(3)ые коньки, которые и позволили ему победить фи(4)ского и норвежского скороходов.

 

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 1) В хмуром небе низко летели журавли и громко и протяжно курлыкали.

2) Стёпушка то сидит редьку грызет то ведро с водой куда-то тащит и кряхтит то у себя в чуланчике деревяшкой постукивает.

3) Где-то поблизости раздавалось «теньканье» зябликов да короткая трель овсянки.

4) Его старая и сварливая жена целый день не сходила с печи беспрестанно ворчала и бранилась.

5) Через несколько дней после ухода «Святой Марии» в Карском море разразился страшный шторм и тотчас стали распространяться слухи о гибели экспедиции у берегов Новой Земли.

 

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

  У низенькой полуоткрытой двери дремал (1) опираясь (2) на ружьё (3) солдат (4) одетый в мундир Преображенского полка (5) и треуголку.

 

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда (3) казалось (4) небо бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.

 

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В начале 1930 года (1) С.М. Бонди (2) идеи (3) которого (4) позже осуществились при издании академического собрания сочинений Пушкина (5) начинает систематическое изучение рукописей поэта.

 

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Полина вышла к гостям на открытую веранду (1) и (2) пока дамы восторженно выражали восхищение её изящным нарядом (3) она думала о том (4) как хорошо было бы оказаться вдалеке от этой надоевшей пустой суеты.

 



















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: