Шаг 1. Создайте комиссию по оценке рисков

Как провести оценку профессиональных рисков

О.В. Гревцева

ГИТ при каждой внеплановой проверке смотрит, как проведена оценка рисков. А если не выявить опасность, которая стала причиной НС, оценку признают ненадлежащей. Чтобы избежать претензий, используйте алгоритм оценки рисков от Системы.

В рекомендации – зачем проводить оценку рисков, как выявить, идентифицировать и оценить риски и провести их корректировку – пошаговый алгоритм, какие документы по оценке рисков должны быть в организации, как провести корректировку рисков после их оценки и какую ответственность несет работодатель за непроведение оценки рисков.

Зачем проводить оценку профессиональных рисков

Работодатель должен провести оценку профессиональных рисков, чтобы организовать управление профрисками. Это требование статей 209 и 212 ТК и пунктов 29, 33–39 типового положения о СУОТ.

Оценка рисков помогает снизить риск возникновения несчастных случаев и профзаболеваний на конкретном рабочем месте и выявить, какие меры по обеспечению безопасности на предприятии необходимо принимать в первую очередь.

Кроме того, оценка рисков помогает повысить мотивацию работников соблюдать требования охраны труда, социальную защищенность работников и квалификацию персонала, а также обеспечить экологическую безопасность производства.

Ситуация: может ли организация самостоятельно провести оценку профессиональных рисков или необходимо нанимать специализированную организацию

Да, может.

В настоящее время нет обязательных требований к порядку оценки уровня профессионального риска. Поэтому организация имеет право провести оценку и управление рисками как самостоятельно, так и заключить договор на оценку рисков со сторонней организацией.

Если приняли решение провести оценку рисков собственными силами, то установите и закрепите в локальных актах организации порядок оценки уровня профессионального риска. Как организовать процедуру управления рисками в организации, указано в пункте 33 типового положения о системе управления охраной труда, которое утверждено приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н.

Какие должны быть документы по оценке рисков

Пропишите регламент процедуры оценки рисков в положении организации о СУОТ. Это указано в типовом положении о системе управления охраной труда (утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н).

Других требований к тому, какие документы по оценке рисков должны быть на предприятии, в законодательстве нет. Но при внеплановой проверке инспектор ГИТ может проверить наличие и соответствие процедур идентификации опасностей и оценки рисков, план мероприятий и оценку возможностей устранения рисков, меры по исключению и снижению риска и ознакомлены ли работники предприятия с профрисками.1

Поэтому, чтобы избежать штрафов и судебных споров, целесообразно разработать реестр опасностей на рабочем месте или карту оценки рисков. В этот документ внесите информацию о возможных рисках на рабочем месте, вероятность их возникновения и меры, принятые для уменьшения опасностей.

Скачать пример карты по оценке рисков для бухгалтера

Скачать пример карты оценки рисков для водителя погрузчика

Составьте план мероприятий по корректировке рисков, в нем укажите меры, которые должны быть приняты для устранения или уменьшения рисков, укажите ответственного за каждый конкретный пункт плана, сроки его выполнения, при необходимости – источники финансирования.

Кроме того, результаты проведения оценки рисков и всех его промежуточных и итоговых процедур укажите в отчете о профрисках.

Как выявить и идентифицировать риски

Процедура оценки рисков в законодательстве не прописана. Поэтому оценку рисков предприятия проводят самостоятельно.

Для выявления, идентификации и оценки рисков можно нанять компанию или провести процедуру своими силами. Если в организации приняли решение провести оценку рисков своими силами, то можно разработать собственный алгоритм процедуры либо воспользоваться алгоритмом из четырех шагов, который разработали эксперты Системы Охрана Труда. Достоинство этого алгоритма – простота реализации на практике.

Шаг 1. Создайте комиссию по оценке рисков.

Оценку рисков может проводить специалист по охране труда или служба охраны труда, но эффективнее создать комиссию из трех–семи человек. Состав комиссии определяют в зависимости от количества работников и сферы деятельности организации. В состав комиссии можно добавить главного инженера, ответственного за пожарную безопасность, ответственного за электробезопасность, начальников структурных подразделений, представителей профсоюза и т. д.

Члены комиссии не обязаны иметь специальную подготовку, но должны знать, как выявлять и идентифицировать риски. Обучить сотрудников проводить оценку рисков можно самостоятельно либо с привлечением сторонних организаций.

Скачать образец приказа о создании комиссии по проведению оценки профрисков

Пример: создание комиссии по оценке рисков и обучение ее членов непосредственно в организации

В торговой организации с численностью работников 50 человек ответственным за оценку рисков в компании назначили специалиста по охране труда. Специалист разработал приказ о создании комиссии по оценке рисков, в состав которой добавил начальника склада, поскольку склад – это самое травмоопасное место в организации и за последние пять лет на его территории произошло три несчастных случая, а также ответственного за электробезопасность, так как один из несчастных случаев в организации произошел из-за удара работника электрическим током. Сам специалист по охране труда стал председателем комиссии. Для обучения членов комиссии не привлекали сторонние организации, специалист по охране труда сам в устной форме разъяснил работникам процедуру проведения оценки рисков.

Ситуация: кого назначают ответственным за оценку профессионального риска

Работодатель сам решает, кого назначить ответственным за оценку профрисков.

Процедура оценки рисков в законодательстве четко не прописана. Поэтому работодатель сам устанавливает порядок проведения анализа и оценки рисков, а также назначает ответственных за проведение (п. 36, 37 типового положения о СУОТ, утв. приказом Минтруда № 438н).

Обычно эту обязанность возлагают на главного инженера или руководителя службы охраны труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: