Капиталистическая система с заметным ускорением также продвигается к своему вырождению

Экономический манифест - будущее Российской экономики

Дмитрий Львов

Пролог к доктрине Что можно сказать о будущем России, как будет складываться ее образ в новом тысячелетии? Будущее, к сожалению, всегда прикрыто плотной завесой неопределенности. Как сложится судьба, не знает никто, кроме Бога. Наука может лишь высказать некоторые предположения, привести те или иные аргументы в пользу той или иной гипотезы развития. Не более того. Но и в этом случае наши представления об образе России XXI века неизбежно напомнят уже сложившийся ее портрет. Тем более, что разухабистые повороты новейшей российской истории преподнесли в последнее время так много новых загадок, что еще более размыли и без того расплывчатые горизонты будущего Это вовсе не означает, что разговор о будущем несостоятелен. Наоборот, он крайне важен – и именно сейчас, на историческом перепутье, на котором оказалась Россия. Но для этого его необходимо повернуть из футурологической плоскости в русло обсуждения содержательных проблем, раскрывающих причинно-следственные связи нашего прошлого. Из анализа состоявшегося потока событий мы сумеем более отчетливо понять, чего заведомо нельзя делать и, наоборот, что необходимо предпринять в первую очередь, чтобы российское общество и его экономика пошли на подъем, нашли бы, наконец, твердые опоры для своего возрождения Оглядываясь назад, в наше недалекое прошлое, невольно задаешься вопросом – что происходит со всеми нами? Куда мы все время поспешаем? Была полуфеодальная Российская империя. На смену ей пришел советский социализм. Выдвинутые им идеалы тоже рухнули. Куда теперь? Какие вновь будем выстраивать миражи? В чем причины столь трагического разворота событий? Почему Злое Провидение дважды за одно столетие выбирает именно Россию для своих безжалостных экспериментов? Первый раз – в октябре 1917 года. А семьдесят лет спустя, Россия вновь оказалась в центре мировых катаклизмов Конкретизация содержательных сторон происшедших событий позволяет посмотреть на них с более общих, системных позиций. И тогда, может быть, мы сумеем лучше понять, что у возникновения и гибели социализма следует искать общий корень. И дело здесь не в пороках самой социалистической доктрины. Она не только не хуже, а во многом более значима и перспективна, чем современная неолиберальная доктрина, взятая на вооружение нашими либералами. Обычно, говоря о социализме, доктрину отождествляют с социалистической системой. А, между тем, это принципиально разные вещи Одно дело социализм, как один из глубинных символов эпохи, взыскуемая жизнью возможность, выступающая в своей непосредственной достоверности, трагической масштабности и напряженности. И совсем другое, когда речь идет о социализме в его опосредованной политико-экономической форме как о системе диктатуры пролетариата, или в духе ленинской формулы «социализм – это советская власть плюс электрификация всей страны», или о чем-то подобном, в таком же роде Социалистическая доктрина, как справедливо отмечает д.э.н. В. Гребенников, воплощает в себе идею солидарной заботы о будущем, объединяющая всех перед лицом ощутимой угрозы потери этого будущего или угрозой распада упорядоченной картины будущего, как достояния любого человека данной культуры. Она направлена на продление существования привычного уклада жизни, где каждый человек чувствует себя как дома. Она выходит за рамки обыденной предусмотрительности или лично-семейных притязаний. Это нечто существенно более значимое, способное объединить всех перед лицом общей беды
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-385418-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-385418-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Такая идея выступает на первый план, с неумолимостью судьбы, подчиняя своей силе настроения и действия как масс, так и политической и культурной элиты, всегда, когда угроза будущему достигает предельных отметок. В Англии, в середине XX века правительство сделало решительный крен в пользу политики социального мира и справедливости, и страна была спасена от неминуемой социальной катастрофы. Социалистическая идея призвала к жизни «Новый курс» Рузвельта. Не просто сказалось давление обстоятельств – воодушевляющая Идея явилась в нужный момент достойным ее людям и сыграла роль своего рода мембраны, гигантски усилившей импульсы решимости и воли отдельных людей, оказавшихся в полном смысле на своем месте в истории США, да и всего мира

То же произошло и в России, когда социально-политический кризис начала века поставил страну на грань национальной катастрофы. Социалистические идеалы тогда сыграли роль препятствия, помешавшего глобальному кризису разразиться во всеобщий хаос. Благодаря российскому социализму в мире установился своего рода баланс, а в самой России – условия для того, чтобы выжить в рамках этого баланса, отнюдь не мягкие по отношению к населяющим ее народам

Продолжение истории – Великая Отечественная война, когда страна вновь была поставлена на грань распада. И опять на первый план выдвигается идея спасения уклада жизни для всех, вне рамок которого нет для страны, для ее народа будущего. И благодаря этой идее народ объединяется и творит чудеса: побеждает одну из самых могущественных в ту пору держав мира – фашистскую Германию. Таких примеров в истории предостаточно

Вспомним, что всякий раз, когда Россия выходила из, казалось бы, безнадежного положения, народ, во всяком случае его большая часть, был охвачен порывом – неким общим устремлением. Этот общий порыв побуждает людей работать, идти на лишения, мириться с трудностями и потерями. В сознании людей он всегда связывался с духовным и живым, с образом Совести народной

В самом названии этого образа два собирательных начала. Это, прежде всего, весть – благая весть. Известие для души об истинах, которые как бы сами собой выстраиваются в понятный и неоспоримый принцип праведного поведения человека. Это то, что воспринимается сердцем, сразу, безоговорочно и навсегда. Благая весть переполняет человека и поэтому он невольно ищет соучастия других в этой вести. Ищет сам, без принуждения, без идеологических кампаний и «культурных революций», способствуя быстрому ее распространению. Отсюда второе начало представленное приставкой «со» – выражающей общее участие, совместность. Соучастие в общем деле, объединяющем всех в едином порыве духовного озарения и подъема

У народов России существует генетическая предрасположенность к взаимной солидарности и выручке, духовному обогащению в процессе общения людей, к коллективизму. Конечно, речь идет не о том коллективизме в кавычках, который в СССР был канонизирован и выхолощен официальной государственной доктриной

 

По своей природе российский коллективизм является защитной реакцией на опасность разрушения исторически сложившегося уклада жизни, истинных ценностей, на попытки навязывания народу чуждой для него морали – возвышения материального и личного над духовным и общим

Дух приобретательской идеологии, ярче всего выраженный в протестантской этике с ее индивидуальной избранностью к спасению – несовместим с духовным наследием нашего народа – спасутся все или никто. Он всегда отстаивал равенство всех перед Богом! Вот что является ключом к пониманию духовных начал российского общества, российского коллективизма с его предрасположенностью к идеям социализма, к стремлению решать стержневые вопросы жизни сообща, коллективно. В этом смысле, социалистические идеалы вырастают из исходных принципов основных религий народов, населяющих нашу страну. И с православием, и мусульманством. Никакие революции и глобальные потрясения не в состоянии были разрушить этой первоосновы российского общества. Силой складывающихся обстоятельств можно, и то лишь на время, притупить восприятие истины. И тогда человек начинает терять реальные ориентиры в жизни, второстепенное и наносное принимает за основное и главное. Наступает духовное перерождение, а вместе с ним и разъедающие общество противоречия. Противоречия между Словом и Делом, более того – между Мыслью, Словом и Делом: «Думаю одно, говорю другое, делаю третье». Определяющим становятся не нравственные принципы служения общему делу на пользу всем, а занятие как можно более высокого положения в иерархии власти, удержание его любой ценой

За нравственным вырождением стоит не доктрина, а господствующая Система институтов власти. Советы за годы своего господства над государством, экономикой, культурой, человеком выстроили гигантский мавзолей, подчинивший жизнь миллионов людей ритуалу поклонения трупу. Трупу великой социалистической Идеи – солидарной заботы о будущем. Умертвляя ее, система присвоила себе ее имя. Но она ничего не смогла предложить, кроме коллективной аскезы массам и властных привилегий руководящему меньшинству. Система убивает Идею, доведя ее до крайности, до абсурда. Да и как могло быть иначе? Ведь законом развития советской системы был тоталитаризм. И если его признаки еще недостаточно четко проступали в самом начале перехода власти в руки Советов, то лишь потому, что Система только набирала силу и поэтому не могла сразу вытеснить жизнь в подполье. Но разрушительный заряд стремления к тоталитарному господству она несла изначально. Это и послужило основой глобального конфликта между Идеей и Системой. Идея – жизнь, стала стремительно поглощаться мертвой Системой. Последняя, как раковая опухоль стала разрушать живую общественную ткань, порождая множество метастазов. В конечном счете, это не могло не привести к гибели и самой Системы

Именно так и произошло во времена Горбачевской перестройки. Болезнь подточила сами механизмы насилия, сдерживающие рычаги социальной машины ослабели и накопившиеся противоречия выплеснулись наружу. Удержание огромной империи силой было уже невозможно. А другой консолидирующей скрепы в ту пору не нашлось

 

Неолиберальные лозунги и политические призывы к выстраиванию на обломках социалистической системы капитализма не могли возбудить энергию масс, направить ее от разрушения в русло творческого созидания. Совесть народа оказалась глуха к этим призывам. И уже тогда, в первые годы верхушечной рыночной эйфории стали отчетливо проступать признаки социальной усталости и разочарования массовых слоев общества в реформах. Нравственная компонента, которую так усиленно пытались затушевывать реформаторы, стала все более проявлять себя. Это нашло отражение в массовой тяге населения к религии, к Церкви как носительнице и провозвестнице ее истин и заветов. И это не случайно. Церковь всегда, во все времена являлась той определяющей компонентой, которая скрепляла общество, удерживала и сохраняла Русь. Тысячелетняя история нашей страны изобилует множеством катаклизмов и перемен. Россия прошла через множество войн и революций, через смутные времена. Менялись общественные уклады, прокладывались дороги и строились города, возводились промышленные гиганты. Менялся ландшафт, менялось экономическое положение и социальный статус множества людей. Неколебимой оставалась лишь Церковь, проповедуемые ею вечные истины. В историческом плане у России нет другой более значимой константы сохранения и развития населяющих ее народов. Церковь является хранительницей Совести народной, первоосновой нравственного здоровья нации. Будет нравственность – будет и возрождение. Но никак не наоборот!

К сожалению, для господствующей элиты так и остался непонятым фундаментальный тезис – любая власть не обладает и никогда не будет обладать секретом построения справедливого общества на основах иных, чем на началах духовного и нравственного возрождения

Это наглядно продемонстрировали события последних лет

Вместе с СССР пала не мировая доктрина, а мировая Система социализма. Но ее провал не следует оценивать как успех альтернативного способа социально-экономической организации общества, именуемого капитализмом, как подтверждение его здорового начала

Системная болезнь мира не менее серьезно поразила капитализм. Но его сопротивляемость, иммунная защита, оказалась намного выше, чем у его социалистического «двойника»

Современный капитализм сумел лучше адаптироваться к изменяющимся условиям мирового порядка. За прошедшие десятилетия Запад многое воспринял у социализма: усиление роли государства в решении общеэкономических, научно-технических, социальных проблем; широкое использование системы социальных гарантий и страхования; регулирование оплаты труда, введение широкомасштабных трудовых соглашений между бизнесом и профсоюзами –вот далеко не полный перечень. У социализма были позаимствованы и плановые методы управления экономикой, в особенности на уровне предприятий и крупных корпораций и концернов. Капитализм умело вплел в рыночную ткань и элементы мобилизационного механизма, в особенности в военной и научно-технических областях.В итоге он приобрел дополнительную устойчивость к кризисным явлениям, смог сформировать новый привлекательный образ капитализма «с человеческим лицом»

 

Однако это не должно заслонить от нас тех противоречий, которые изнутри продолжают подтачивать капиталистическую систему

Капитализм раскрепостил личность, снял с человека оковы традиционных зависимостей, обычаев и верований, предоставил ему свободу выбора в приложении своего труда и распределении своих доходов. Но человек оказался заложником созданной им индустриальной системы, машинообразных монстров современной технологии власти и массмедиа. Не устранены причины резкого расслоения общества на богатых и бедных, не созданы условия для раскрытия духовного потенциала личности.

Показательны в этом отношении высказывания вице-президента США Альберта Гора в недавно изданной книге «Земля на чаше весов». Он пишет, что, несмотря на гигантское развитие экономики, американское общество потребления зашло в тупик. Потребительская цивилизация постепенно подводит нашу планету к гибели. Гор признает, что забвение нравственных начал, духовный кризис грозят Америке драматическими последствиями

И что же в итоге?

Появляется не менее жесткая, чем социалистическая Система, которая разворачивает сознание людей против идеалов свободы и равенства, против естественного стремления человека к взаимной солидарности и выручке, против духовного обогащения в процессе общения людей. Происходит замыкание сознания на своем, личном. Человек ограждается от общества своей семьей, своим домом, своим благополучием. Система превращает человека в отчужденную производительную силу, мумию культуры, низводит богатство человеческого общения к механическим взаимодействиям по схеме «стимул-реакция».Идея свободы личности для творчества, созидания, для духовного возвышения себя и других редуцируется Системой до идеи индивидуального обогащения, а то и прямого стяжательства

Капиталистическая система с заметным ускорением также продвигается к своему вырождению

По-видимому, человечество переживает сейчас глобальный кризис современной постиндустриальной системы. Историческое Провидение нащупывает новый глобальный баланс, продлевающий существование мира. И в этой ситуации нам не пристало довольствоваться ролью козла отпущения за мировой грех нынешней индустриальной и постиндустриальной цивилизации, смиренно ожидать очередных испытаний судьбы. Нам следует быть очень осторожными в своем выборе, не усугублять собственными действиями у себя дома и во внешней политике мировой кризис, а добиваться глобального перераспределения рисков, связанных с его опасными проявлениями

В этом поиске новой самоидентификации ничто – включая институты плановой экономики – не может быть заведомо отброшенным в угоду «чистоте» антисоциалистической доктрины, как ничто – включая западные методы государственного прессинга экономики – не может быть принято только потому, что фактически применяется в рамках системы, альтернативной социализму У магистрали, ведущей Россию в будущее, нет поворотов к социалистической Системе. Но она не лежит и на путях поглощения ее капиталистической Системой. Вглобальном конфликте между Системой и жизненным Миром человека Россия должна решительно встать на сторону последнего

 

У России, у ее народа свои, специфические проблемы. Но только близорукий не видит, что в этой специфике проявляются те проблемы, те противоречия и конфликты, которые – где явственней, где глуше – сотрясают всю мировую почву, грозясь вырваться на поверхность глобальной катастрофой. Выбор нового, воистину человечного пути развития – задача, стоящая перед всеми народами мира. И если мы говорим, что в силу многовековой историко-культурной традиции начала совместности, соучастия, совести как движущей силы глубинно присущи российскому народу, то это вовсе не следует понимать как отрицание возможности переустройства миропорядка другими народами на тех же началах (пусть с определенными модификациями). Речь идет не о делении народов на «чистых» и «нечистых», богоизбранных для нового пути и обреченных жить в античеловечных системах. Путь в будущее открыт для всех. Но кто-то может вступить на него раньше других


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: