Система национального имущества

Надо понимать, что национализация рентного дохода – это не только реальная возможность обеспечения устойчивого дохода государственной казны, но и условие сохранения России в качестве устойчивой самостоятельной геополитической единицы и участницы современного мира. Решение этой задачи в немалой мере будет зависеть от того, удастся ли ее населению и составляющим его индивидам поддерживать в себе сознание сопричастности к единому общественному целому не только в государственно-политическом смысле, но, что еще важнее, к единому территориальному, экономическому, культурно-историческому и духовно-ценностному пространству. От того, насколько населяющие эту страны народы, социальные и религиозные общности и просто граждане будут отождествлять интересы своей самореализации с сохранением территориальной целостности России, соблюдением ее законов, ростом ее могущества и авторитета среди других стран, а также с ростом общего, а не только индивидуального, группового и этнического благосостояния, то есть от того, насколько явно или неявно они будут проявлять себя как члены одного общества

 

Чтобы быть осязаемым в сфере экономической жизни, общество должно быть владельцем тех ресурсов, на которых основывается жизнедеятельность всех его членов и социальных образований. Поэтому именно общество способно быть истинным владельцем территории, ее земельных, водных и прочих природных ресурсов, включая полезные ископаемые, воздушное пространство и ландшафтно-рекреационные зоны

Это положение может быть эффективно признано конституционно-законодательным закреплением за обществом как за своего рода юридическим лицом высшего ранга прав верховного собственника территориальных и природных ресурсов. Такая конституционная новация создала бы операциональную основу для предоставления всем членам общества равных прав на доступ к пользованию территориально-природными ресурсами. Это явилось бы содержательным наполнением принципа равенства возможностей, без которого трудно добиться социального мира и осознания всеми слоями населения и индивидами общности их интересов

Материальная реализация верховных владельческих прав общества на территориально-природные ресурсы – обращение рент от всех используемых ресурсов в общественные доходы, аккумулируемые в системе общественных (государственных) финансов. Эта сумма рентных доходов составит чистый доход всего общества, в котором все его члены имели бы равную долю. Он может стать материальной основой их гражданского статуса и выступать в форме национального дивиденда

Итак, проблема присвоения ренты обществом, а через него и всеми членами общества, из чисто экономической превращается в проблему конституционного развития общества и государства. Ее решение (а для этого имеются самые весомые социальные и научные основания) может послужить той объединяющей силой, которая обеспечит России достойное место в третьем тысячелетии

Зафиксировав права государства как собственника земли – пока еще весьма весомой части активов – которая «не ушла» от него в пертурбациях ваучерной и аукционной приватизации, необходимо осуществить переход к новой системе управления госсобственностью, которую мы назвали системой национального имущества

Основные слагаемые этой системы:

во-первых, конституционное закрепление природно-сырьевых ресурсов на всей территории России как коллективного достояния всего общества;

во-вторых, открытый конкурентно-рыночный режим хозяйственной эксплуатации национального богатства, обеспечивающий необходимый уровень его доходности;

в-третьих, национальный дивиденд в качестве главного экономического источника фонда социальных гарантий

Природные ресурсы, предприятия энергетики, транспорта и связи, добывающих отраслей, другое имущество, оставшееся в собственности государства после прошедшей кампании приватизации и способное приносить доход, должно быть открыто для коммерческого использования теми рыночными субъектами, кто может обеспечить наибольший экономический эффект. Главной формой выявления наиболее эффективных пользователей национального имущества может быть открытый аукцион соответствующих имущественных прав

 

Эффективный пользователь, то есть хозяйственный эксплуатант национального имущества, извлекая выгоду для себя, будет способен к достаточно высокой оплате имущественных прав, уступаемых ему государством. Иными словами, распределение национального дивиденда должно регулироваться Законом и только Законом. Самостоятельные решения исполнительной власти (помимо касающихся исполнения требований закона) должны быть здесь исключены

Соответственно, национальный дивиденд как финансовый ресурс и как объект управления его получением и расходованием должен быть четко отделен от системы налогов и других элементов доходной части бюджета (займов и т.д.)

Из фондов национального дивиденда могли бы финансироваться и выплаты, поддерживающие достойный, гарантированный каждому работнику минимум заработной платы, растущий по мере роста доходности национального имущества. Тем самым стратегический курс на создание системы национального имущества мог бы быть увязан с решением ключевых макроэкономических задач – преодолением кричащей диспропорции в оплате труда и созданием экономических предпосылок для перехода к системе достойных человека социальных гарантий

Таким образом, система национального имущества и национального дивиденда может послужить прообразом экономической модели нового общества XXI века

При этом необходимо, чтобы эта модель не замыкалась лишь на сегодняшнее соотношение факторов производства. В завтрашнем дне на первый план будет выступать интеллектуальная рента. А это должно быть увязано с реализацией стратегической линии России на научно-технический прогресс, на коренную перестройку ее воспроизводственной структуры

Реформы и власть

Раздумывая над причинами наших неудач на путях реформирования экономики, мы приходим к пониманию главной из них. Это – власть, которая сохраняет свое беспредельное господство над экономикой и обществом. Власть или околовластные структуры берутся за разработку программ не в связи с насущными потребностями исправления допущенных ошибок в экономике и общественном развитии, а для произведения демонстрационного эффекта на широкую публику. Критерием для их действий остается не истина и реальный положительный социально-экономический результат, а политическая выгода и политический резонанс. Иначе и не могло быть. Нынешняя власть вышла из недр старого строя и теперь вынуждена приспосабливаться к новым условиям. Часть элиты загнившего недемократического государства возглавила его «рыночную перестройку», обеспечивая себе (вместе с далеко не лучшими слоями хозяйственников) позиции у кормила власти и источников материального обогащения. Главной целью была не реформа, а власть. В результате возникали постоянные«провалы управления». И не случайно формирование созидательной рыночной саморегуляции стало подменяться хищническим, криминальным беспределом. С этой точки зрения, проводимые под флагом реформ преобразования в экономике и обществе – как раз именно то, что нужно власти: не дать своим противникам шансов перехватить у них рычаги управления. Действовать так ей помогает то, что в нашей стране не было и нет развитых механизмов государственного и общественного контроля за деятельностью властных структур. Между тем, хорошо известно, что современное рыночное хозяйство без этого эффективно функционировать не может

 

До сих пор остается непонятым исходный тезис любых крупных социальных преобразований в экономике и обществе. Он состоит в том, что власть должна перестроить не только саму реальность – экономику, но и скорректировать субъективное отношение людей к этой реальности, то есть трансформировать образ социального мира, сложившийся ранее у сограждан

Реформы, в особенности те, что проходят в России, сопряжены с тяготами и большими невзгодами для огромных масс населения. Выгоды, если они и будут, то потом, а неприятности неизбежны сейчас. Речь идет не только о потерях, связанных с инфляцией, спадом производства и др. Новые социальные условия ставят перед человеком задачи, к решению которых его не готовила ни сложившаяся система воспитания, ни весь прошлый уклад жизни. Возникающие в результате этого потери должны быть компенсированы, иначе неизбежно недовольство реформами, рост социальной напряженности, а то и прямые конфликты с властью. В качестве компенсатора сегодня могут выступать лишь позитивные психологические факторы, прежде всего – предельная открытость властей, разнообразие форм и направлений их диалога с обществом как важнейшего сегмента всей системы общественной коммуникации, которая должна быть резко расширена

Население должно знать, что конкретно предпринимает власть в борьбе с коррупцией, какие меры задействует она, чтобы пресечь подобные явления в будущем. Нужно, чтобы власть открыто продекларировала свои доходы и их источники, раскрыла, сколько денег тратится на ее содержание, включая Президента.

Почему органы, борющиеся с экономическим саботажем, довольствуются сообщением лишь отдельных примеров выявленных злоупотреблений, не раскрывая подлинной картины расточительства и хищничества?

Но, похоже, ни власть имущие, ни их конкуренты совсем не заинтересованы в раскрытии истинного положения дел в экономике и обществе. Большинство населения, будучи главной жертвой перестроечных неурядиц, так и не получило реального доступа к принятию стратегических решений социально-экономической жизни. Направляют ее ход по-прежнему властные структуры без обратных связей – диктатура правящих слоев. Все это не может не отдалять власть от народа. Последний теряет остатки доверия к реформам и устремляется на поиски социально деструктивных способов компенсации неблагоприятных перемен

Упускается время. А вопрос о скорости реформ является одним из важнейших, так как связан с процессами принятия или отторжения разными группами населения происходящих перемен. Всякого рода «обвальные нововведения» очень опасны. Даже если они в конечном итоге благотворны, слишком быстрое их навязывание населению не позволяет последнему оценить их плюсы, включить их в систему своих ценностей, тогда как быстрое разрушение привычных форм сопровождается ощущением чрезмерных потерь и деградации социальной жизни. Поэтому в политике реформ важно найти оптимальный темп перемен, при котором новое достаточно долго сосуществует со старым, чтобы население могло оценить его преимущества и сделать сознательный выбор в его пользу, вместо того, чтобы приспосабливаться к новому как к неконтролируемому и неумолимому процессу, своего рода социальной катастрофе

 

Принцип здесь должен состоять в том, что качества дореформенной системы, которые основные группы населения считают важными и ценными элементами образа жизни, не должны подвергаться быстрому разрушению. Даже если такие потери неизбежны, перемены должны нести с собой компенсирующие их улучшения. При обвальном характере перемен, улучшения, получаемые одними группами населения, далеко не покрывают потерь, выпадающих на долю других, жизнь которых с ухудшением материальных условий и потерей социального статуса сводится к выживанию. Они становятся жертвой, которую общество приносит в качестве цены за осуществляемые перемены. Эти группы автоматически превращаются в питательную среду революционных и тоталитаристских движений

Поскольку привычными и социально конституирующими характеристиками образа жизни большинства населения России являлась всеобщая занятость, гарантированность определенного уровня доходов и связанная с этим устойчивость образа жизни, в политике реформ следовало бы избегать шагов, которые существенно подрывали бы эти характеристики. Нельзя одобрять стратегии, оборачивающиеся подрывом устойчивости занятости и доходов, если отсутствуют условия достаточно быстрой и эффективной компенсации таких потерь. Невнимание к этой стороне реформ в России обернулось нарастанием процессов социальной деградации и «бомжизации» значительного числа граждан. Необходимо учитывать, что безработные – это не просто неиспользуемый, излишний ресурс, а люди с потерянным социальным статусом, своего рода «неграждане», склонные к непредсказуемым и антисоциальным формам поведения. Когда их численность достигает критического уровня, в обществе могут произойти необратимые перемены в сторону общей деградации, результатом которой явится либо распад общества, либо установление тоталитарного режима

К сожалению, нынешняя политика властей весьма способствует подобному исходу событий. У определенной части населения складывается соответствующий стереотип мышления: «Россию может спасти только власть диктатора!»

Возрождение культа грубой силы в массовом сознании грозит утерей последних шансов на обновление этноса нашего общества, который был бы основан на принципе согласования действий в процессе ничем не ограниченной коммуникации

Питательной средой для представлений о якобы благодетельной роли насилия являются неудачи в проводимом курсе реформ. На самом деле реформы в России тормозятся именно состоянием власти, демократической по форме и тоталитарной по существу. Она ведь и сейчас является достаточно сильной в авторитарном понимании. Принципиальные решения, касающиеся судеб миллионов россиян, принимаются без учета их мнения и интересов, без их участия в выработке таких решений. Следовательно, в демократическом понимании – власть слаба

Для того, чтобы реформы начали проводиться по существу, нужен соответствующий механизм демократизации власти, устраняющий ее обособленность от народа, возлагающий на нее всю полноту ответственности за результаты принимаемых решений, обеспечивающий общественный контроль за ее деятельностью. Этот механизм должен опираться на Закон об обязательствах власти и ответственности за их выполнение. Ответственности персонифицированной, вплоть до уголовной. С этого, собственно, и следовало бы начинать реформы. Это альфа и омега успешности их проведения в жизнь

 

Немаловажное значение в процессе демократизации власти и всей общественной жизни должна сыграть научная независимая экспертиза, без заключения которой не должны приниматься важные решения, затрагивающие интересы не только нынешнего, но и будущих поколений страны

Эпилог

Итак, путь, избираемый Россией в преддверии третьего тысячелетия – это путь социального творчества и созидания. Это путь освоения богатого наследия России. Пришла пора перестать относиться к своей стране как к залежи, которую нужно периодически перепахивать заново, теряя каждый раз слои плодородной почвы, накопленной предшествующим развитием. Уникальное разнообразие природно-климатических и национально-культурных российских ландшафтов должно быть бережно освоено, претворено в региональное разнообразие форм жизнеустройства, в их числе и экономических

Мы должны ориентироваться на наши собственные ресурсы и возможности к росту, на новую экономическую политику, систему национального имущества, ренту, новую промышленную политику, активизацию социальных факторов. В этом залог успеха в продвижении России по своему пути. Он может оказаться притягательной силой не только для России, но и для других стран и народов в глобальном переустройстве мировой экономики на принципах солидарной заботы о будущем, росте благосостояния развивающихся стран, ликвидации корневых причин глобального кризиса, поразившего мир на пороге нового тысячелетия

Вперед по этому пути!

Да поможет нам Бог!

 

 
 

 

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-385418-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-385418-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

 

(function(){ var D=new Date(),d=document,b='body',ce='createElement',ac='appendChild',st='style',ds='display',n='none',gi='getElementById'; var i=d[ce]('iframe');i[st][ds]=n;d[gi]("LentaInformScriptRootN12188")[ac](i);try{var iw=i.contentWindow.document;iw.open();iw.writeln("");iw.close();var c=iw[b];} catch(e){var iw=d;var c=d[gi]("LentaInformScriptRootN12188");}var dv=iw[ce]('div');dv.id="MG_ID";dv[st][ds]=n;dv.innerHTML=12188;c[ac](dv); var s=iw[ce]('script');s.async='async';s.defer='defer';s.charset='utf-8';s.src="http://jsn.lentainform.com/w/o/worldcrisis.ru.12188.js?t="+D.getYear()+D.getMonth()+D.getDate()+D.getHours();c[ac](s);})();
   

 

© Михаил Хазин 2002-2015 Андрей Акопянц 2002-нв.    

// CASH_URL=http://worldcrisis.ru/fastcrisis/crisis/wc_right_column_i?STATUS_TO_SHOW=NON_REGISTERD&GET_CAHSED=1&DevRes=HIGH // cach ready: 2020.04.23 10.27.31 | 07:42:15 // Path: /var/www/cmw2/cache/nginx/1/b3/1e26d96feed87118e1c9da46e293fb31 (function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-385418-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-385418-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

 

 

 

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-385418-11", renderTo: "yandex_rtb_R-A-385418-11", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

 

if(typeof(ar_cn)=="undefined") var ar_cn=1; var ar_Tail=document.referrer? escape(document.referrer): 'unknown'; var ar_link="http://ad.adriver.ru/cgi-bin/erle.cgi?sid=109630&bt=49&target=blank&tail256=" + ar_Tail; document.write(''); function ar_getDoc(t,n,l){var doc;if(t= newHeaderTop &&! is_low) { // SetMenuScroll(1,document.body.scrollTop); //$jQ('#new-header-id').css('top',document.body.scrollTop); //$jQ('#new-header-id').css('position','absolute'); $jQ('#new-header-id').css('top',0); $jQ('#new-header-id').css('position','fixed') $jQ('#top-arrow').show(); $jQ('#pers-menu').show(); $jQ('#menu-go-home').hide(); $jQ('#new-header-id').css('width',newHeaderWidth); } else { // SetMenuScroll(0,document.body.scrollTop); $jQ('#new-header-id').css('position','relative'); $jQ('#new-header-id').css('top',0); $jQ('#top-arrow').hide(); $jQ('#pers-menu').hide(); $jQ('#menu-go-show').hide(); $jQ('#new-header-id').css('width',''); } } } window.onscroll = function(){ ScrollBlocks(); } window.onresize = function(){ SetMobileOnResize(); } SetMobileOnResize(); if (EventsCount) { RotarorRand(EventsList); var EventRotator = setInterval(function() { RotarorRand(EventsList); }, 10000); } IN_PAGE_ITEMS=1851586ENDITEMS GENERATED_TIME=2020.04.23 12.30.17ENDTIME
Сгенерирована 04.23 12:30:17 URL=http://worldcrisis.ru/crisis/1851586/article_t?

var maxw = document.body.clientWidth - 80; test_mobile(); if (is_mobile==1) { repWinW=document.body.clientWidth+10; if (repWinW > 800) repWinW=800; resize_images('img,iframe',maxw); // $jQ(window).load(function() { resize_images('img,iframe',maxw); }); // $jQ(function () { resize_images('img,iframe',maxw); }); // resize_images('img',maxw); $jQ(window).load(function() { resize_images('img',maxw); }); $jQ(function () { resize_images('img',maxw); }); var videow = maxw; if (videow > 450) videow = 450; var videoh = Math.round(videow / 1.5); subst_youtube(videow,videoh); } else { subst_youtube(450,300); }; // SetMobileOnResize(); (function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = 'http://news.smi2.ru/data/js/80573.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }()); var dc = document.cookie; var context_params = ''; var uag = navigator.userAgent; context_params = 'TIMESTAMP=2020.04.23 12:30:17'; context_params = context_params+'&DevRes=HIGH'; $jQ.get('/fcgi-bin', { item_id: "1851586", template: "article_t", server: "crisis", params: context_params +'&' + location.search });



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow