Интонация в русском языке. Логические паузы, ударения, знаки препинания. Недостатки интонирования

Ударить по монотонности выразительностью

 

 

Если диктор произносит текст на одной высоте тона, возникает ощущение монотонности. Для того, чтобы избавиться от этого недостатка, необходимо тренировать голос и тщательно прорабатывать текст. Возьмите любое стихотворение или прозаический текст, выделите в нем слова, на которые необходимо направить логическое ударение, знаки препинания, вопросительные и восклицательные интонации. Прочтение проработанного таким образом текста уже не будет монотонным, а отразит выразительность вашей интонации

 

. 2. Найти себя между слишком высоким или низким тоном

 

Высокий тон диктора раздражает слушателей, а низкий — демонстрирует отсутствие увлеченности говорящего. Поэтому необходимо сочетать различные варианты при чтении. Даже в обычной жизни наша речь волнообразна: когда мы говорим в среднем тоне, у нас есть возможность повысить его и выделить главные моменты, а затем понизить на точке

 

 

Помнить,(знать и уметь пользоваться) молчание — золото

 

Зачастую от волнения и переизбытка эмоций человек начинает говорить слишком быстро, забывая о том средстве выразительной интонации, в котором живет особенная магия. Речь о паузах. Короткие логические паузы в середине фразы, более длинные — между фразами и, наконец, психологические паузы, намекающие на определенный подтекст.

 

Порой именно молчание диктора, его умение делать паузы определяют уровень его мастерства.

 

Не переигрывать

 

 

Кроме логической выразительности, начинающим дикторам нужно обращать особое внимание на выразительность эмоциональную. И тут необходимо постараться найти золотую середину: излишняя эмоциональность будет выглядеть слишком театральной и искусственной, а ее отсутствие — безразличной и неживой маской. Чтобы не казаться ни актером любительского театра, ни бесчувственным роботом, текст нужно прочувствовать, а потом выразить подходящие по смыслу эмоции. Гармоничное сочетание текста и ваших чувств будет по достоинству оценено слушателями.

 

 

Испытывать интерес к тексту

Хороший диктор всегда звучит так, будто заинтересован своим текстом. Даже если видит его впервые или совершенно не интересуется темой, которая затронута в материале. Именно интонация отражает заинтересованность и помогает раскрыть смысл и содержание. Диктор своим голосом создает понятные образы, помогая слушателю глубже проникнуть в текст. Для этого нужно использовать все доступные средства: кому-то помогает жестикуляция во время начитки, кто-то работает с мимикой и стоит гримасы, а кто-то использует определенные позы и язык тела для достижения эффекта достоверности. Ведь то, что слушатель не видит вас, вовсе не значит, что вы не можете использовать все возможности для передачи своего состояния, эмоций и чувств.

 

Тренировка — основа успеха

 

Как мы уже говорили выше, дикторские навыки необходимо тренировать. Предложенный ниже текст отлично подходит для отработки всех перечисленных правил интонирования. Стихотворение

(Выбрать и прочитать)используя особенности прочтения текста включаем тренажер. Прочитайте его несколько раз, выделите различные интонации, поработайте над знаками препинания.

 

 

Артикуляционная гимнастика

 

Когда этап подготовки к прочтению будет завершен, запишите свое прочтения на диктофон. Сейчас этот процесс максимально упрощен: практически в любом телефоне есть возможность установить программу-диктофон и пользоваться ей для записи и прослушивания прочитанных текстов. Прослушав запись, возможно, вы обнаружите ряд недочетов в своем прочтении. Исправьте их! Сделайте столько записей, сколько необходимо для хорошего, на ваш взгляд и слух, результата.

 

Попросите близких принять участие в таком эксперименте: прочитайте им отработанное стихотворение, сидя к ним спиной (для того, чтобы исключить дополнительное воздействие мимикой и жестами). Прислушайтесь к советам своих слушателей! Обычно даже непрофессионалы легко выделяют ошибки в интонировании, так как все мы на интуитивном уровне верим или не верим услышанному тексту, чувствуем его глубину или слышим недостаточную убедительность чтения.

 

 

Твердо запомни, что прежде чем слово начать в упражненьи,

Следует клетку грудную расширить слегка и при этом

Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку.

Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.

Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи

И последи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,

Так как при выдохе движется только одна диафрагма.

тенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:

Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время

Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.

Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:

Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;

Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен;

Голоса звук не глуши придыхательным, тусклым оттенком —

Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.

Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость,

Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:

Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,

Выдох вести экономно — с расчетом на целую строчку.

Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность

Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.

2

Интонация в русском языке. Логические паузы, ударения, знаки препинания. Недостатки интонирования.

 

 

Важным средством логической выразительности является логическое ударение. В каждой фразе, как и в каждом языковом звене, есть важнейшее по смыслу слово. Его мы выделяем из других слов определёнными средствами: замедлением произнесения, усилением голоса, изменением высоты голоса (повышением или понижением), паузой перед словом (а иногда и после него). В основном используем одновременно несколько способов. Такое выделение слов называется логическим ударением. В каждой языковом звене выделяется логическим ударением, как правило, одно слово. Итак, сколько во фразе языковых звеньев, столько и логических ударений, но одно из них всегда выступает основным. Называется оно фразовым.

Главное слово в предложении является смысловым центром, отражает отношение говорящего к предмету, к событию. Умение выделять ударные слова делает интонацию понятной. Такая речь легко воспринимается слушателями. Прежде всего нужно научиться снимать ударения с остальных слов. Это облегчит фразу и выделит главное слово в предложении.

 

Проделайте упражнение под названием " Спор ". Допустим, вы спорите с другом о только что прослушанной речи диктора.

 

- Его речь сильно захватила всех слушателей, - говорите вы.

Товарищ не согласен и пытается разубедить вас:

- Его речь сильно захватила всех слушателей? - переспрашивает он, выражая крайнее недоумение.

- Его речь сильно захватила всех слушателей. - отвечаете вы, отстаивая своё мнение.

- Его речь сильно захватила всех слушателей? - опять переспрашивает товарищ, пытаясь отстоять свою точку зрения.

- Его речь сильно захватила всех слушателей. - стоите вы на своём.

- Его речь сильно захватила всех слушателей? - не унимается спорщик.

- Его речь сильно захватила всех слушателей. - утверждаете вы. И так далее.

 

- Его речь сильно захватила всех слушателей.

 

 

захватила, сильно,всех.

 

Каждый раз повторяя фразу в том же порядке слов, выделяйте только одно - главное слово, а со всех остальных слов учитесь снимать ударения. Отвечая на вопросы попробуйте выделить главное слово путём некоторого растяжения его и понижения голоса. Понижение голоса на ударном слове придаёт интонации окраску покоя и убеждённости от сознания правоты. Понижение голоса на главном слове - это характерный признак мелодики русской интонации. Понижение тона начинается со слога в ударном слове, где бы оно ни стояло: в начале, середине, или конце фразы.

 

Пример: Велика сила слова диктора.

 

Понижение голоса в этой фразе начинается с первого слова (с третьего слога "ка"), далее все слова идут вниз.

 

 

Наша мелодия речиволнообразная. Русской интонации характерна восходяще-нисходящая мелодика повествовательного предложения. Поэтому начинать говорить нужно в среднем тоне, чтобы иметь возможность повышать, развивая смысл длинного предложения, и понижать тон голоса на точке.

 

 

Надо также учитывать, что в звучащей речи после ударного слова, особенно если оно стоит ближе к началу предложения, резко падает громкость голоса и часто бывает не слышен конец предложения. Так же, как не слышны и концы слов из-за того, что энергия отдана главному слогу.

 Требуется тренировка навыка сохранения звучности голоса на протяжении всего предложения, чтобы поддерживалась ровность силы звука и после ударных слов.

 

Приведём пример:

 

Когда эгоистическое счастье | является единственной целью жизни, | жизнь очень скоро оказывается лишённой цели.

Р. Роллан.

 

Серенькие подвижные и нахальные воробьи | обсели голый куст жасмина под окном | и с рвением клюют семена.

 

 

(Задание)

Возьмите кого-нибудь себе в помощники, кто смог бы проконтролировать интонацинное развитие, чёткость дикции, чистоту звучания, ясность мысли. Сядьте к нему спиной, чтобы он вас не видел и читайте текст. Контролёру легче поймать ваши ошибки.

 

 

Представьте, что вы в студии. Возьмите стихотворение, художественную прозу или текст своего выступления и читайте его "перед микрофоном". Аудитория вас не видит вашей ротовой артикуляции. Значит можно активизировать произнесение звуков, особенно согласных. Не снимайте голос с опоры, т.к. он сейчас же зазвучит глухо, захрипит, или перейдёт на шёпот. Диктору можно и не громким голосом воздействовать на слушателей своей интонацией, доносить мысль, передавать чувства!

 

2. Долг оратора |– говорить правду.

Платон


3. Красноречие | есть искусство управлять умами.

Платон


4. В чем состоит искусство речей: | они не должны быть ни длинными, | ни краткими, | но в меру.

Платон


5. Речи достойного человека | всегда направлены к высшему благу, | он никогда не станет говорить наобум.


Платон


6. Красноречие принадлежит к тем искусствам, | которые все совершают и всего достигают словом … Ведь оно собрало и держит в своих руках, | можно сказать, силы всех искусств!


Платон

8. Оратор красноречив только тогда, | когда кажется всем, | что он говорит правду.

Квинтилиан


9. Как яствам | умеренное количество соли | придает некоторую приятность, | так и острое изречение | производит охоту слушать.

Квинтилиан


10. Оратор лишь тот, | кто в состоянии говорить о каждом вопросе красиво, | изящно и убедительно, | сообразно важности предметов, | на пользу времени | и в удовольствие слушателей.

Тацит


11. Величайшее из достоинств оратора |– не только сказать то, что нужно, | но и не сказать того, что не нужно.

Цицерон

Говорим мы не ровным тоном. Голос то повышается, то понижается. Восходящая мелодия речи сопровождает те синтагмы, в которых развивается мысль, а нисходящая - в которых она завершается. Такое изменение высоты тона называется логической мелодией. Основу её составляют логические ударения и паузы. Они создают соответствующий ритм, а также мелодию развития и мелодию завершённости интонации.

 

 

Чувство п.

 

Кроме логической выразительности, большое значение имеет выразительность эмоциональная. Мысль, не согретая чувствами, будет неубедительной и может привести к неправильной интонации.

 

Потренируйте это в следующем тексте:

 

Вы грозны на словах - попробуйте на деле!

Иль старый богатырь, покойный на постели,

Не в силах завинтить свой измаильский штык?

Иль русского царя уже бессильно слово?

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?

Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,

От финских хладных скал до пламенной Колхиды,

От потрясённого Кремля

До стен недвижного Китая,

Стальной щетиною сверкая,

Не встанет русская земля?

(А.С. Пушкин)

Чтобы передать убеждённость, всю силу и действенность этих строк нужно делать вопросительные интонации на каждом слове.

 

Очень важно верное интонирование таких знаков, как запятая и точка. Наша житейская интонация рваная, без ярко выраженного понижения голоса на точке, без хороших голосовых загибов на запятых. Запятая в предложении - усиливает общение диктора с аудиторией, крепче связывает его со слушателями. Вообще, запятая обладает чудодейственными свойствами. "Её загиб, точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения недоконченной фразы", говорил Станиславский.

 

Например:

 

Будь, слово, как рубин, пылающий огнём.

По весу лёгок он, а по цене весом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: