Характеристика понятий перевозки грузов

Содержание

 

Введение

Глава 1. Особенности правового регулирования договора перевозки грузов

1.1 Характеристика понятия перевозки грузов

1.2 Правовое регулирование и общая характеристика договора перевозки грузов

Глава 2. Права и обязанности сторон и ответственность в обязательствах по перевозке груза

2.1 Права и обязанности сторон по договору перевозки грузов

2.2 Ответственность сторон по договору перевозки грузов

Заключение

Список использованной литературы

 



Введение

 

Транспорт является связующим звеном в экономике любого государства и представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена.

Транспортное законодательство является наиболее стабильным законодательством, но интенсивное развитие новых для России рыночных отношений повлекло глубокую структурную перестройку транспортной отрасли, и соответственно потребовало модернизацию гражданского и транспортного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере перевозки грузов. Под влиянием этих процессов, нормы о договоре перевозки грузов, включенные в раздел IV ГК РФ, подверглись изменения и дополнениям в соответствии с которым приняты новые транспортные кодексы и уставы.

Актуальность работы обусловлена значимостью выбранной темы в свете существующих на сегодняшний день правовых проблем, что подчеркивает важность проводимых сравнительных исследований и анализа законодательства.

Тема настоящего исследования не является новой. Проблемные вопросы договора транспортировки и перевозки грузов рассматривались в работах В.Н. Гречуха, В.А. Егиазарова, Н.Д. Егорова, Н.Ю. Ерпылева, В.В.Залесский, А.Г. Калпин, А.В. Коваль, А.Л. Маковский, С.Ю. Морозова, Л.И.Шевченко К.К.Яичкова, М.И. Брагинский и В.В. Витрянский посвятили этому вопросу монографию «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедици и иных услугах в сфере транспорта», и других. Тем не менее, в юридической литературе отсутствуют работы, специально посвященные транспортировке и перевозке грузов, с учетом внесенных за последние годы в действующее законодательство, регулирующее рассматриваемые отношения, изменений и дополнений.

Выводы и предложения, высказанные в настоящей работе позволяют разрешить некоторые проблемные вопросы транспортировки и перевозки грузов. Так, в рамках работы рассматривается имеющееся в юридической литературе имеется неоднозначное понимание о роли грузополучателя в договоре перевозки грузов;

- нет четкого понимания о том что является формой договора перевозки грузов.

- в новом, УАТГНЭТ опоздание предоставления транспортного средства приравнивается к его непредоставлению, что негативно отражается на практике.

Цель: изучить особенности и правовые проблемы транспортировки и перевозки грузов.

Задачи:

1. изучить понятия транспортировки и перевозки грузов;

2. рассмотреть правовое регулирование, общую характеристику и элементы договора перевозки грузов;

3. исследовать права и обязанности сторон по договору перевозки груза;

4. рассмотреть особенности применения мер гражданско-правовой ответственности по договору перевозки груза;

Предметом являются конституционные положения, положения федеральных законов, региональных законов, в том числе Сахалинской области, подзаконных актов, судебных решений.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с транспортировкой и перевозкой грузов и нормы их регулирующие.

При написании работы использованы сравнительно-правовой и исторический методы исследования, которые позволили показать изменения в законодательстве, регулирующего особенности транспортировки и перевозки грузов, правового регулирования и общей характеристики элементов договора перевозки грузов, прав и обязанностей сторон и их ответственности по договору перевозки грузов.

Структура работы соответствует ее целям и задачам и включает в себя: введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение и список литературы.

 



Глава 1. Особенности правового регулирования договора перевозки  грузов

Ответственность транспортировка груз договор

Характеристика понятий перевозки грузов

 

Основа транспортного процесса - перемещение груза из одной точки в другую. Важным условием является разграничение понятий «перевозка грузов» и «транспортировка грузов».

По мнению В.А. Егиазарова «перемещение груза может быть осуществлено в форме перевозки груза, транспортировки груза, буксировки груза. Отличие транспортирования грузов от их перевозки состоит прежде всего в том, что последнее всегда осуществляется на основании договора перевозки, и самое главное всегда строится на эквивалентно-возмездных началах». По его мнению, «не порождает обязательств по перевозке грузов технологическое транспортирование грузов, выполняемое собственным транспортом физического или юридического лица[1]». Исходя из этого можно сделать вывод, что эти понятия не тождественны, так как означают различные формы перемещения грузов.

С.Ю. Морозов считает, что «более узким по отношению к транспортировке является понятие «перевозка», которая всегда осуществляется перевозчиком на эквивалентно-возмездных договорных началах. Если перемещение с помощью транспортных средств осуществляется для собственных нужд либо отсутствует признак возмездности договора, то налицо транспортировка груза или пассажира, но не перевозка. Так, нельзя рассматривать в качестве перевозки транспортировку груза юридическим лицом посредством собственных автомобилей с одного склада предприятия на другой, доставку своим транспортом в место жительства заготовленного колхозником сена или дров, транспортировку урана или боевого оружия».

В.А. Вайпан утверждает, что «транспортировка считается более широким понятием и её можно классифицировать на перевозку, транспортировку для собственных нужд и иную безвозмездную транспортировку.

В правовом смысле под перевозкой понимается эквивалентно-возмездная транспортировка грузов. Она всегда осуществляется на основании договора перевозки. Кроме того, возможно перемещение объектов с использованием транспортных средств для собственных нужд. Но в этом случае имеет место транспортировка груза, пассажира или багажа, но не перевозка (например, транспортировка грузов организацией на собственных автомобилях между своими подразделениями, доставка гражданином мебели на дачу на своей машине). Такая транспортировка грузов (продукции, товаров) и людей не порождает обязательств по перевозке. Не относится к перевозке и транспортирование грузов при отсутствии возмездности. Например, транспортирование оружия, боеприпасов, патронов. Это иная безвозмездная транспортировка».

Трубопровод считается одним из видов транспорта хотя не имеет транспортных средств, но сама инфраструктура «по совместительству» является транспортным средством. Основной тип грузов — жидкие (нефть, нефтепродукты) или газообразные.

Правовое регулирование отношений в сфере нефтеснабжения в основном связано с транспортировкой нефти, осуществляемой посредством использования системы магистральных нефтепроводов. «Слабое развитие законодательства в этой сфере считается одной из причин многочисленных дискуссий при определении правовой природы отношений, связанных с транспортировкой нефти. В литературе представлены разнообразные точки зрения относительно правовой сущности договора транспортировки. Данный договор относят к договорам перевозки, поставки, энергоснабжения, возмездного оказания услуг, переработки, смешанным договорам».

Широкое распространение получает точка зрения о том, что договор совпадает с конструкцией договора перевозки: нефть грузоотправителя является грузом, который перевозчик обязуется доставить в пункт назначения и выдать управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Между тем как пишет Л.И. Шевченко «формулировка «нефть грузоотправителя» может использоваться в случае если подразумевает, что данная нефть отделена от любой иной нефти, принадлежащей другим грузоотправителям. На её взгляд нефть, передаваемая в систему нефтепроводов различными отправителями, смешивается в нефтепроводе и в дальнейшем перемещается в общем потоке и выделить в нем нефть конкретного грузоотправителя невозможно. В силу чего правомерен вывод, что конструкция договора перевозки, не применима к отношениям по транспортировке нефти [2]».

Также существует мнение об отнесении договора транспортировки нефти к категории смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК). Д.Д. Логофет считает, что «данный договор включает в себя элементы договора перевозки, иррегулярного хранения и мены». По мнению С.Л. Ситникова, договор транспортировки состоит из элементов договора мены и договора об оказания услуг». В.А. Егиазаров видит в данном договоре элементы договора транспортной экспедиции.

На сегодняшний момент в России отсутствует нет четкого понятие какую правовую природу имеет данный договор, также отсутствуют легальные определения договоров, используемых в процессе транспортировки нефти и необходимо дальнейшее совершенствование, норм ГК и развитию энергетического законодательства в РФ.

Таким образом, перевозкой считается перемещение грузов, пассажиров и багажа, которое осуществляется в соответствии с положениями главы 40 ГК РФ, т.е. с обязательным заключением договора перевозки и соблюдением всех правил, установленных на том виде транспорта, на котором осуществляется эта перевозка. Проводя сравнительный анализ различных авторов, о тождественности понятий перевозки и транспортировки можно сделать вывод, что все они придерживаются мнения о том, что это совершенно разные понятия и главным отличием этих видов перемещения грузов является возмездность и обязанность заключения договора о перевозке, которая имеется при перевозке и отсутствует при транспортировке, общим является, то что предметом перевозки и транспортировки является перемещение грузов. Я разделяю точку зрения авторов и считаю, что смешение данных понятий не допустимо, так как наступают совершенно различные правовые последствия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: