Права и обязанности сторон по договору перевозки грузов

 

Содержание договора составляют права и обязанности участников. К основным обязанностям перевозчика относятся:

1) Обязанность перевозчика по доставке груза в пункт назначения. Основной обязанностью перевозчика, вытекающей из договора перевозки груза, является доставка груза в пункт назначения, который указывается в транспортной накладной либо коносаменте. В качестве пункта назначения могут быть указаны железнодорожная станция, аэродром, морской или речной порт.

Также важной обязанностью перевозчика является подача транспортных средств под погрузку. Новый УАТГНЭТ предъявляет жесткие требования к выполнению фрахтовщиком обязательств. Например, «если фрахтовщик предоставил Т.С., не соответствующее условиям договора, или сделал это с опозданием, транспорт считается непредоставленным, при этом фрахтователь вправе отказаться от исполнения договора, взыскать штраф, предусмотренный Уставом и требовать возмещения причиненных ему убытков».

Отсюда следует, что положение нормы, приравнивающей предоставление фрахтовщиком транспортного средства с опозданием к его непредоставлению, недостаточно конкретно. Это может негативно отразиться на практике. Устав не содержит какой-либо конкретизации понятия «опоздание предоставления транспортного средства.» Такая ситуация очень часто служит источником споров между сторонами договора, в частности, когда допущено незначительное опоздание в пределах 1-20 минут, обусловленное, как правило, напряженной дорожной обстановкой, особенно в крупных городах.  

Если судить о данной ситуации формально, то опоздание даже на одну минуту является непредоставлением транспортного средства и дает право фрахтователю расторгнуть договор и взыскать с фрахтовщика штраф. И не имеет значение предоставлен ли транспорт с опозданием на одну минуту, или на 20 минут. То есть абсурдность такой ситуации вполне очевидна.

Поэтому я разделяю точку зрения В.Н. Гречуха, который предлагает решить проблему закреплением в законодательном порядке определенной временного периода опоздания предоставления транспортного средства для перевозки груза, например на 20, 30, 40 минут и соответствующую ей по возрастанию санкции. А также установить предельный срок опоздания, после которого оно должно приравниваться к непредоставлению транспортного средства.

2) Обязанность перевозчика по обеспечению сроков доставки грузов. Грузы считаются доставленными в срок, если выполнено одно из следующих условий: а) до истечения срока указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку на железнодорожной станции назначения; б) вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателя; в) в случае прибытия грузов на станцию назначения до истечения указанного в транспортной накладной срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов с такими грузами произошла по вине грузополучателя.

Своевременная доставка грузов напрямую зависит от маршрута перевозки и категории скорости. Перевозка грузов должна осуществляться по кратчайшему маршруту. Так по делу «ООО «Глобал» к ОАО «РЖД» о взыскании 63 647 рублей 55 копеек пеней за нарушение сроков доставки грузов на 5 суток. Президиум ВАС от 14 июня 2011 г. N 268/11 по делу N А56-47234/2008 постановил удовлетворить заявление, ссылаясь на то, что согласно маршруту вагона N 44469179 расстояние от станции отправления груза до станции назначения по договору перевозки составляет 5 358 километров. Именно это расстояние указано перевозчиком в квитанции о приеме груза к перевозке и из этого расстояния им произведен расчет размера провозной платы. Таким образом, основной срок доставки груза составляет 14 дней (5 358 км: 400 км = 13, 395), то есть с 25.04.2008 по 08.05.2008.Суд также посчитал, что перевозчик должен проследовать только через Санкт-Петербургский транспортный узел, то есть в данном случае он отклонился от маршрута следования, оснований для увеличения срока доставки груза на 1 сутки не имеется. Поэтому Президиум ВАС РФ постановил, взыскать пени за нарушение доставки грузов на 5 суток».

Статья 14 УЖТ различает грузовую и большую скорости перевозки. При перевозках большой скоростью тариф за перевозку увеличивается. Перевозка некоторых грузов допускается только определенной скоростью, о чем указывается в правилах перевозки грузов.

3) Обязанность перевозчика обеспечить сохранность груза. Эту обязанность содержат все транспортные уставы и кодексы (ст.25 УЖТ, ст.67 КВВТ, ст.103 ВК). Несколько специальных норм по этому поводу содержится в ст.150 КТМ: перевозчик с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи надлежаще и старательно должен грузить, обрабатывать, укладывать, хранить груз, заботиться о нем и выгружать его. Период, в который перевозчик отвечает за сохранность груза, исчисляется на различных видах транспорта неодинаково. На железнодорожном транспорте погрузка грузов вагоны, а также их выгрузка по общему правилу обеспечивается грузоотправителями (грузополучателями). Однако по договору с грузоотправителями (грузополучателями) перевозчики при наличии у них соответствующих погрузочно-разгрузочных приспособлений могут принимать на себя обязанность по выполнению погрузочно-разгрузочных работ. Погрузку контейнеров в местах общего пользования обязан производить перевозчик за счет грузоотправителя. В тех случаях, когда обязанность по погрузке лежит на грузоотправителе, перевозчику передается уже погруженный в вагоны груз. В этом случае обязанность обеспечить размещение и крепление грузов в вагонах и контейнерах в соответствии с техническими требованиями лежит на грузоотправителе.

На морском транспорте ответственность за правильное размещение, крепление и сепарацию груза на судне несет перевозчик.

На внутреннем водном транспорте погрузка груза осуществляется либо грузоотправителем, либо перевозчиком в порядке, установленном договором, если иное не установлено правилами перевозок.

При осуществлении автомобильных перевозок погрузка осуществляется силами грузоотправителя. Правильность укладки и крепление груза с точки зрения его сохранности лежит на нем. Это вызвано тем, что выполнение этой обязанности связано со свойствами груза, которые должны быть известны грузоотправителю.

В целях обеспечения сохранности груз должен быть надлежащим образом промаркирован, упакован либо затарирован. Она позволяет идентифицировать груз, особенно в случае его перевалки с одного транспортного средства на другое. Различают маркировку наносимую грузоотправителем и железной дорогой. Сохранности перевозки служит правило о пломбировании транспортных единиц и контейнеров.

Исправность пломб наряду с исправностью вагона является объективным, но не единственным доказательством отсутствия доступа к грузу в пути следования, которое должно учитываться при решении вопроса об ответственности перевозчика за порчу или повреждение груза. Забота перевозчика о сохранности груза в пути следования подразумевает его аккуратность при осуществлении перевозки. Также в целях обеспечения сохранности груза он может следовать в сопровождении охраны или проводника.

4) Обязанность перевозчика по выдаче груза получателю. Этой обязанности корреспондирует право грузополучателя требовать выдачи груза. Как только грузополучатель выразил в надлежащей форме требование получить груз, он приобретает все права по договору перевозки, которыми до этого обладал грузоотправитель. С этого же момента на него возлагаются и некоторые обязанности, но уже не договором, а законом. На грузополучателя не могут быть возложены никакие обязанности ни договором ни законом до того, как он выразил согласие стать участником правоотношения по перевозке грузов. Это в полной мере относится и к обязанности своевременно принять и выгрузить груз.

Права перевозчика.

Перевозчику предоставлено право проверять правильность сведений, указанных грузоотправителем в накладной. Что касается проверки веса груза, сдаваемого к перевозке, то перевозчику, в соответствии со ст.27 УЖТ РФ, предоставлено право проверять вес грузов путем выборочного взвешивания. Перевозчик в удостоверение принятия груза к перевозке выдает грузоотправителю грузовую квитанцию. Составляется также дорожная ведомость, которая вместе с накладной следует с грузом на станцию назначения и остается там. Корешок дорожной ведомости остается на станции отправления.

Обязанности грузоотправителя.

1) Предъявить груз к перевозке. Прежде всего к обязанности отправителя относится подготовка груза для перевозок в соответствии с установленными правилами, обеспечивающими безопасность движения и эксплуатацию транспорта, качество перевозимой продукции сохранность груза и транспортных средств.

2) Принять все зависящие от него меры, обеспечивающие сохранность груза при перевозке. Он не вправе грузить продукцию в любое транспортное средство, не заботясь о сохранности груза в пути. Грузоотправитель должен отказаться от погрузки груза в транспортное средство, непригодное для перевозки данного груза, которое в таком случае считается не при пригодным в счет суточной нормы.

3) Уплатить за перевозку установленную плату. Поскольку договор перевозки в большинстве случаев является публичным, то плата за перевозку груза определяется по утвержденным тарифам. Тарифом считается провозная плата и дополнительные сборы, взимаемые за перевозки, а также правила взимания этих плат и сборов. Система тарифов устанавливается органами исполнительной власти РФ, заранее объявляется для всеобщего сведения и обязательна для работников транспорта, так и для клиентуры. Что касается порядка расчетов, то на всех видах транспорта, за исключением морского, существует правило о предварительной оплате перевозок. Плата за перевозки грузов взимается за кротчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они производятся. Однако тарифным руководством могут быть установлены случаи взимание платы исходя из фактически пройденного расстояния. Размер провозной платы устанавливается в зависимости от ценности груза, который может быть сдан к перевозке с объявлением ценности и без такового заявления.

По данному вопросу можно рассмотреть судебную практику. Федеральный Арбитражный суд Волго-Вятского округа Постановление от 15 ноября 2011 г. по делу N А43-3435/2011 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - ОАО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова» с иском к ФГУ «Приволжский окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства» о взыскании 749 750 рублей 90 копеек долга по договору от 01.01.2008 N 13/206. Решением от 11.04.2011 в удовлетворении иска отказано. Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2011 решение суда оставлено без изменения.

Общество полагает, что вывод судов о заключении сторонами договора перевозки груза не соответствует доказательствам по делу, поскольку в дело не представлены перевозочные документы, подтверждающие прием груза для перевозки.

Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, ОАО «ОКБМ им. И.И. Африкантова» (перевозчик) и ФГУЗ «Медико-санитарная часть N 153 Федерального медико-биологического агентства» подписали договор от 01.01.2008 N 13/206, согласно которому перевозчик обязался по заявкам отправителя доставить вверенный ему отправителем груз в указанный пункт назначения и выдать грузополучателю, а отправитель обязался уплатить за перевозку груза плату согласно тарифам. Перевозчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным, обязан выставлять отправителю счета, на основании заверенных получателем путевых листов. Отправитель производит оплату выставленных счетов не позднее 10 банковских дней с момента их получения.

23.12.2010 ОАО направило ответчику претензию, в которой потребовало уплатить 749 750 рублей 90 копеек стоимости услуг, оказанных с января по апрель 2009 года, в течение семи дней с момента получения претензии Учреждение не исполнило требование Общества, поэтому последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа установил, что в соответствии с пунктом 1 статьи 784 ГК перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Согласно пункту 2 статьи 785 Кодекса заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. В материалах дела отсутствуют транспортные (товарно-транспортные) накладные и заказы-наряды на предоставление транспортного средства. Но в подтверждение исковых требований, заявленных на основании договора от 01.01.2008 N 13/206, представлены путевые листы с подписями и отметками об исполнении, проставленными представителями Учреждения. Тем самым суд постановил, решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.04.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2011 по делу N А43-3435/2011 отменить.

Таким образом права и обязанности сторон по договору перевозки четко урегулированы ГК РФ, транспортными уставами и кодексами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами. Но на практике возникают некоторые вопросы, так например связи с принятием нового

УЭТГЭП появляется проблема в разграничении понятия неподача тс и подача т.с. с опозданием, что на взгляд правоведов необходимо урегулировать в самом уставе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: