Использование техники квиллинг в занятиях по конструированию из бумаги в классах начальной школы

Более сложная, чем оригами, но и, возможно, более интересная, старинная техника обработки бумаги, ранее называемая бумажной филигранью, в наши дни получила название "квиллинг". Этот художественный способ конструирования из бумаги способствует всестороннему интеллектуальному и творческому развитию детей в процессе овладения простыми приемами техники. Название квиллинг произошло от английского слова "quill", что в переводе значит "птичье перо".

Квиллинг как способ конструирования из бумаги помогает развитию ребенка, его пространственному и конструкторскому мышлению, мелкой моторики рук, его художественно-эстетический вкус и творческие способности. Все это способствует становлению школьника как гармонично развитой личности.

Рассмотрим подробнее суть техники квиллинга. Квиллинг базируется на скручивании длинных и узких полосок бумаги в спиральки, видоизмении их формы и конструировании из полученных деталей плоскостные или объемные композиции.

Т.А. Долидудо в своей статье "Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством творческого конструирования из бумаги в технике "Квиллинг" описывает начальный процесс работы в технике квиллинг следующим образом: "Полоска бумаги свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квиллинга на кончик стержня. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга собственными руками. Так у ребенка появляется возможность подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и вовремя скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль небольшого размера. Она будет основой дальнейшего многообразия форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, а затем из нее формируется необходимая квиллинговая фигура.

Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые разнообразные формы, выполняя сжатия и вмятины. Всего существует 20 базовых элементов для квиллинга, но принцип остается тем же: сворачиваем, прищипываем. Дети всегда смогут придумать новые элементы для квиллинга". Осваивание техники квиллинга детьми следует начать с накручивание полосок большого размера. Постепенно в процессе тренировок после того как школьники научатся скручивать плотные роллы, полоски должны становиться тоньше. Работа с полосками меньшей ширины требует от детей большей концентрации внимания, сосредоточенности и очень точных аккуратных движений пальцев. Всё это приводит к активному развитию мелкой моторики рук. Как уже выше было сказано, высокая степень развития мелкой моторики рук обуславливает эффективное развитие речевого аппарата и мышления школьников. Таким образом, закручивание тонких полосок бумаги способствует развитию ребёнка.

Поначалу скручивание бумажных полос может вызвать у детей затруднения, так как требует сконцентрированности на работе и точных движений пальцев рук. Можно даже делать паузы на пальчиковые гимнастики для физической и эмоциональной разрядки. Но при регулярных тренировках уже вскоре дети смогут уловить суть техники и способы приготовления деталей для будущих творений. После того как дети натренируют пальцы и сумеют освоить основные действия и операции, занятия станут для них ещё увлекательнее. Из накрученных роллов можно уже начать творить, например складывать цветы: один ролл - сердцевина цветка, еще пять - лепестки.

Рассмотрим историю происхождения декоративно-прикладного искусства бумагокручения. Если родиной оригами является Япония, то квиллинг возник в Европе в конце XIV - начале XV века. Вот как Т.А. Долидудо в своей статье "Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством творческого конструирования из бумаги в технике "Квиллинг" описывает начальный этап становления этого вида искусства: "В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако, эта древняя техника сохранилась до наших дней и очень популярна во многих странах мира".

Квиллинг был скорее искусством дам из богатых слоёв общества, так как бумага раньше была дорогим материалом, а особенно цветная и качественная. В XV веке квиллинг считался искусством, в XIX он стал развлечением для дам, в XX веке мало кто о нём вспоминал. И лишь недавно бумагокручение снова стало превращаться в искусство.

На сегодняшний день во многих Европейских странах квиллинг стал популярным видом досуга, особенно в Англии и Германии. На Востоке традиции конструирования из бумаги имеют давнюю историю, примером тому служит распространение оригами, поэтому техника квиллинга получило широкое распространение. Особенно это относится к Южной Корее, где последователи самых разных направлений бумажного творчества объединились в Ассоциацию любителей бумажной пластики.

Кудряшова Мария Петровна в своей научной разработке " План-конспект урока на тему "Бумажные фантазии ", техника: квиллинг, аппликация "Поросенок" пишет: " Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку ".

Перечислим основные инструменты, которые могут понадобиться при обучении детей младших классов технике квиллинга. Прежде всего, это бумага. Она должна с двух сторон быть цветной. Её вес должен равняться самое меньшее 60 грамм на квадратный метр, иначе она не будет аккуратно скручиваться и держать форму. Полоски можно нарезать самим, они должна быть шириной от 3 до 7 миллиметров. Можно купить в специализированных магазинах уже готовые нарезанные полоски. Также для получения полос нужного размер можно пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов.

Также для занятий понадобится стержень маленького диаметра, с удобной ручкой для контроля усилия натяжения бумаги. Можно в качестве стержня приобрести шило диаметров в один миллиметр. На стержень наматывается спираль бумажной полосы. Помимо этого потребуются ножницы и пинцет. Для точной нарезки бахромы ножницы нужны с заострённым концом. Пинцет должен быть с точно совмещёнными, гладкими концами, так как зазубринки могут оставлять следы на бумаге. И естественно он должен быть удобен в использовании ребёнком, обеспечивая надежный захват с наименьшим давлением. И, наконец, нам потребуется клей, который не будет оставлять следов и будет быстро высыхать. На эту роль отлично подойдёт ПВА. При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш.

Кудряшова Мария Петровна в своей научной разработке " План-конспект урока на тему "Бумажные фантазии ", техника: квиллинг, аппликация "Поросенок" описывает изготовление базисной заготовки для квиллинга: "Возьми полоску бумаги двумя пальцами. Оттяни с нажимом конец полоски двумя пальцами другой руки, проводя по нему ногтем так, чтобы конец немного изогнулся. Загнутый кончик легче наматывается на "шило". Плотно накрути несколько витков. Когда диаметр валика станет 3-4 мм, его уже можно снять с шила и дальше крутить вручную. Скручивай плотный диск двумя руками, всё время перехватывай его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась. Вся полоска свёрнута. А теперь слегка расслабь пальцы, позволяя бумажной спирали немного распуститься. Приклей конец полоски клеем ПВА. Теперь сожми заготовку двумя пальцами. Получилась заготовка "капля". Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины. Это заготовки "капля" и "лепесток". Помимо вышеуказанных капли и лепестка, существует много других основных базовых элементов квиллинга: тугая спираль, свободная спираль, изогнутая капля, глаз, ромб, треугольник, полукруг, полумесяц, конус, лист, стрелка, птичья лапка, звезда. При изучении этих элементов с детьми нужно идти от простого к сложному. Впоследствии при комбинировании разных элементов, дети сами смогут творить из бумажных полос оригинальные элементы и новые композиции, развивая тем самым своё воображение и раскрывая весь творческий потенциал. Т.А. Долидудо в своей статье "Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством творческого конструирования из бумаги в технике "Квиллинг" описывает основные композиции, созданные при помощи техники бумагокручения: "В основном применение техники "quilling" целесообразно при изготовлении натюрмортов с цветами, роллы и получаемые из них формы способны точно передавать элементы цветковых растений. Но нет ограничений в использовании этой технике: мастера создают также пейзажи, произведения анималистического жанра, и другие композиции. Возможно также создание объемных фигур, которые, несомненно, будут отличаться своей оригинальностью". Несмотря на непрочность бумаги, поделки практического назначения, выполненные в технике "квиллинг", вполне могут служить по назначению. Например, собранная из бумажных элементов ваза для конфет не развалится в процессе использования, а на объёмную филигранную подставку можно положить книгу или поставить тарелку, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает.

Таким образом, техника "квиллинг"" - это вид конструирования из бумаги, весьма эффективный для развития мелкой моторики рук учеников младших классов, способствующий положительному развитию личности ребенка и его творческих способностей.

Заключение

В младшем школьном возрасте идет активное интеллектуальное развитие. В процессе школьного обучения происходит усвоение и обобщение знаний и умений, формируются интеллектуальные операции. К концу младшего школьного возраста формируются элементы трудовой, художественной, общественно-полезной деятельности....

Помимо этого конструирование из бумаги оказывает положительное влияние на психику ребёнка, формируя и развивая навыки и способности, которые пригодятся в будущей жизни, не связанной со школой. Конструирование из бумаги развивает творческое воображение и исследовательские способности; формирует художественный вкус и эстетическое восприятие действительности; приучает к самостоятельности и аккуратности в работе; формирует культуру труда; способствует возникновению игровых ситуаций, что позволяет улучшить коммуникативные способности; придаёт уверенность в своих силах, возможностях и способностях, избавляя от комплексов.

Можно выделить следующие направления конструирования из бумаги: оригами, киригами, квиллинг или бумажная филигрань, бумажная мозаика, папье-маше, бумажная скульптура и т.д. В данной работе мы рассмотрели два вида конструирования из бумаги, которые таят в себе большие возможности для творческого развития детей: оригами и квиллинг.

Оригами используется в качестве педагогического средствапо всему миру. Оригами - это способ тренировки ума и рук, в котором равноценно задействованы обе руки, а не только правая, как в письме или в рисовании. Оригами имеет и практическую ценность. Поделки из бумаги могут стать прекрасными подарками, использоваться в оформлении праздников: открытки, приглашения, стенгазеты, украшения интерьера - всё можно украсить причудливыми оригами. Да и сам процесс создания оригами, по сути, является игрой, что улучшает мотивирование школьников на достижение результата.

Занятие оригами оказывает положительное влияние на успехи в учёбе школьников младших классов. Создание с помощью техники оригами геометрических фигур поможет ученикам младших классов лучше освоить математику. Животные, птицы, цветы из бумаги - хорошее пособие для уроков природоведения. Кораблики, коробочки и даже динозавры - всё это даёт большой простор для детского творчества. Поделки оригами, это обычно конечный результат уроков технологии. Также дети подтягиваются по таким предметам как чтение, графические основы письма, черчение, природоведение, историю.

Квиллинг - более сложная техника, чем оригами, базируется на скручивании длинных и узких полосок бумаги в спиральки, видоизмении их формы и конструировании из полученных деталей плоскостные или объемные композиции. Этот вид конструирования из бумаги, весьма эффективен для развития мелкой моторики рук учеников младших классов, способствующий положительному развитию личности ребенка и его творческих способностей.

Разработанная нами программа занятий по конструированию из бумаги для младших классов МБОУ СОШ №25 г. Петрозаводска рассчитана на 2 года обучения. В течение первого учебного года на занятиях будет изучаться техника оригами. Второй год будет посвящен искусству квиллинга. В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ.

К концу второго года обучения учащиеся младших классов должны уметь организовывать свое рабочее место, овладеть практическими навыками и приемами конструирования из бумаги, знать историю возникновения техники оригами и техники квиллинг, знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами и квиллинга, уметь следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, создавать изделия оригами и квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами, научиться работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности, уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку.

Таким образом, все задачи, поставленные нами для достижения цели исследования, были решены.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: