Понятие о конструировании в педагогической литературе

КАФЕДРА ОБЩИХ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

КУРСОВАЯ РАБОТА

Организация работы по обучению младших школьников конструированию из бумаги.

 

Выполнена студентом  32а группы 

 Мурашко Артёмом Александровичем

Специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.

Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом (ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования МДК)

 

Форма обучения очная

Руководитель: __________________ Савкова Валентина Александровна

                                        (подпись, Ф.И.О., зав.кафедрой,)

Заведующий кафедрой ___________ Шварёва Татьяна Николаевна,

 (подпись, Ф.И.О., зав.кафедрой,)

  «______»_________ 201__ г.          

Работа защищена с отметкой   ______________

 

Протокол от «____» ________20__г. № __

 

Секретарь: ____________________Сидорова Татьяна Николаевна



Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I. Конструирование как вид учебно-практической деятельности

младших школьников………………………………………………………...……5

1.1Понятие о конструировании в педагогической литературе ………………….5

1.2. Психолого-педагогические условия формирования конструкторских умений у младших школьников …………………………………………………………….10

Глава II. Виды бумажного конструирования в младших классах………….14

2.1 Значение оригами для развития школьников младших классов ……………14

2.2 Использование техники квиллинг в занятиях по конструированию из бумаги в классах начальной школы ……………………………………………………….19

Заключение…………………………………………………………………………26

Список использованных источников…………………………………………...29

Приложения………………………………………………………………………..3


 


Введение

Быстрый темп жизни современной цивилизации со всем его разнообразием и сложностью процесса требует от людей способностей к нестандартному разрешению проблем и творческого мышления. Воспитание всех необходимых для будущего качеств начинается с детства, с первых классов в школе.

Вопрос особенностей детей младшего школьного возраста исследован ещё не полностью, так как выделился в отдельную возрастную категорию относительно недавно, с введением обязательного и полного среднего образования. Содержание и задачи обучения детей в школе до конца ещё не определились, поэтому психологические особенности младшего школьного возраста нельзя считать неименными и изученными до конца. Одним из способов воспитания ребёнка, открывающим широкие возможности для всестороннего развития является художественная деятельность, связанная с конструированием из бумаги. Таким образом, вопрос положительного влияния конструирования из бумаги на детей младшего школьного возраста является актуальным.

В новом стандарте начального общего образования говорится, что реализация предметного содержания курса «Технология» должна обеспечить учащимся приобретение опыта практической преобразовательной деятельности. Наиболее эффективным способом для решения этой основной задачи является конструирование. В ходе конструкторской деятельности обучающиеся в большей степени могут использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных конструкторских задач, приобретая навыки самостоятельного решения при их выполнении в групповой или индивидуальной продуктивной деятельности.

Термин «конструирование» не является новым, он несколько десятилетий употреблялся вместе со словом «моделирование» (которое впоследствии заменили понятием «макетирование»). Словосочетание «конструирование и моделирование» означало изготовление макетов каких-либо сооружений: архитектурных, технических. Чаще всего эти макеты создавались из готовых деталей репродуктивным способом по подробной инструкции. Не менее распространенным было употребление понятия «конструирование» для обозначения деятельности по изготовлению предмета (чаще всего объемного) способом соединения отдельных деталей или частей – в отличие, скажем, от рисования. При этом в соответствии с методикой, принятой в начальной школе, изделия собирались обычно под диктовку учителя или по подробной инструкционной карте. Между тем, подобная трактовка понятия «конструирование» совершенно не соответствует его истинному смыслу и, главное, не позволяет решать тех сложных развивающих и образовательных задач, которые стоят перед современной школой. На сегодняшний день актуальной является работа детей по конструированию, так как она способствует всестороннему развитию 4 личности школьника, является важным средством умственного и физического развития. Даже работы базового уровня требуют постоянного внимания и заставляют ребенка думать.

Объект исследования: учебная деятельность младших школьников на уроках технологии в начальной школе.

Предмет исследования: педагогические условия обучения конструированию в рамках учебного курса по технологии.

Цель исследования: изучить методы и приёмы обучения младших школьников конструированию из бумаги.

Задачи исследования:

Ø Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

Ø Рассмотреть и проанализировать педагогические условия для развития конструкторских умений.

Ø Подобрать конспекты занятий по обучению младших школьников конструированию из бумаги на уроках технологии.

Ø Изготовить образцы.

Глава I. Конструирование как вид учебно-практической деятельности младших школьников

Понятие о конструировании в педагогической литературе.

Конструировать – значит создавать конструкцию чего-то, строить, а также вообще создавать что-нибудь. 

По мнению Э.М. Галямовой термин конструирование (от лат.construktio – составление, сложение) означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. В данное понятие можно вкладывать разный смысл. Например, ребенок играет кубиками и приставляет один к другому. В ходе этого занятия у него могут спонтанно возникать конструкции. Следовательно, он конструирует? Вероятно, мы ответим на этот вопрос отрицательно. А.В. Козлина считает, что ребенок не продумывает своих действий, не создает конструкцию; она получается случайно – о конструировании в данном случае говорить нельзя. Таким образом, пытаясь вникнуть в суть понятия, прежде всего обращаем внимание на то, что конструирование – это главным образом деятельность ума, а не рук; это разработка, сотворение; это творческая, а не исполнительская деятельность. Характеризуя понятие «конструирование», следует заметить, что в изученной нами литературе говорится о том, что конструировать можно не только из готовых деталей – из наборов «Конструктор», но и применять в процессе конструирования детали изделия, которые необходимо создать, разработать – т. е. сконструировать. Значит, обучающиеся могут изготавливать все детали конструкции самостоятельно. Кроме этого отметим, что конструировать можно не только технические модели или макеты, а любое изделие: художественную открытку, записную книжку, фартук или игрушку. Сконструировать, например, игрушку – это значит не только представить в материале ее внешний вид, но и определить форму каждой детали, цвет, фактуру материала и т.д.; это значит также, что конструктор продумывает взаимное расположение всех частей изделия, т.е. полностью разрабатывает его. Можно сделать следующий вывод, что конструирование как инструмент обучения, мы включаем в педагогический процесс для активного развития мышления обучающегося. Конструкторская деятельность является творческой. Все другие случаи, которые предполагают, что обучающийся является от начала до конца исполнителем чужого замысла, конструированием назвать нельзя. Не относятся к конструированию ни повторение уже известных действий, ни бесцельное манипулирование с предметами. Хотелось бы отметить, что в изученной мной литературе выделены два типа конструирования техническое, где обучающие отображают существующие объекты и художественное, которое предполагает создание образов. В любом из типов конструирования можно рассмотреть два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. В настоящее время в теории и на практике существуют различные классификации видов учебного конструирования. Любая классификация предполагает выделение какого-то основания, принципа, который позволяет отделить один вид от другого. Ниже мы рассмотрим классификацию видов конструирования, по способу организации работы обучающихся, выделенную Н.М. Конышевой. Данная классификация является одной из общепринятых в методике начальной школы.

В соответствии с данной классификацией выделяют три основных вида учебного конструирования: по образцу, по модели и по заданным условиям.

Прежде всего, определим, что мы называем образцом.

Образец – это предмет, обладающий определенной конструкцией, все особенности которой обучающиеся могут хорошо рассмотреть самостоятельно или под руководством учителя. Образец может быть представлен на уроке в натуральном виде, в виде рисунка или фотографии: сам по себе тот или иной вид образца не имеет существенного значения – главное, чтобы он совершенно конкретно позволял представить все внешние особенности предмета и его устройство во всех необходимых подробностях. С этой целью чаще всего для демонстрации используются разборные образцы, что помогает обучающимся вычленить детали. Если образец представлен рисунком или фотографией, то в зависимости от сложности конструкции он может быть дополнен другими частями и деталями изделия. В чем же заключается учебный смысл конструирования по образцу, и каковы особенности организации подобной работы на уроке?

Основные достоинства конструирования по образцу:

1. Чтобы воспроизвести какую-то конструкцию, необходимо прежде внимательно ее рассмотреть и проанализировать: выделить основные части и детали, определить их форму, размеры, взаиморасположение, способы соединения, сравнить между собой, найти сходство и различия. Таким образом, в этой деятельности могут формироваться основные познавательные процессы ребенка: целенаправленное восприятие и произвольное внимание, память и это обстоятельство, значительно повышает продуктивность всех познавательных процессов.

2. В процессе воспроизведения образца обучающиеся воспроизводят и приемы практических действий, учатся определять их наиболее рациональную последовательность. Именно на таких уроках целесообразно учить детей планированию трудовых операций, поскольку единообразие 9 работы допускает единый для всех план действий.

3. Несомненным достоинством работы по образцу следует считать возможность строгого контроля и однозначной оценки деятельности обучающихся на уроке и их учебных достижений, поскольку в подобных случаях практический результат позволяет судить о полноценности произведенной умственной работы. Таким образом, подобные задания можно использовать как диагностические.     Основываясь на общей характеристике данного вида конструирования и, исходя из его образовательных возможностей, мы можем сделать следующий вывод: на этих занятиях учитель должен специально соединять сенсорный опыт ребенка с размышлением и с эмоциями – только тогда предметно-практическая деятельность по воспроизведению образца будет носить развивающий характер.

Конструирование по модели – это главным образом умственная работа, требующая хорошо развитого пространственного мышления, умения сопоставлять, сравнивать, мысленно разъединять и соединять. Не случайно подобные задания широко используются в педагогической практике для проверки умственных способностей. При оценке результатов выполнения задания учитывается время, затраченное на складывание каждой детали, проводится анализ работы. Если ребенок складывает детали, затрачивая большее количество времени, это свидетельствует о хорошей пространственной ориентации, высоком уровне развития наглядно-образного мышления и конструктивных способностей. Систематическое использование подобных заданий на уроках технологии позволяет значительно развить мыслительные способности. Помощь учителя позволяет ребенку перейти из зоны актуального развития в зону ближайшего развития. Конструирование по модели является весьма продуктивным в методическом плане видом деятельности, так как может быть использован в работе с различными материалами (как на плоскости, так в объеме), и идея допускает разнообразное практическое применение; существует много разновидностей такого типа конструирования. Например: – плоскостные геометрические модели. Конструирование этого вида разработано по аналогии с головоломками, издавна известными в культуре разных народов. Первоклассники с успехом составляют конструкции из геометрических фигур, ориентируясь на уменьшенные образцы. Рис. 3 – Объемные модели на основе заданного модуля. Эти задания похожи на предыдущие, но отличаются тем, что модели, на создание которых ориентируется обучающийся, объемные. Например, составленные фигуры из кубиков

Конструирование по условиям – это творческая работа, связанная с решением проблемных ситуаций. Чтобы обучающийся активно работал на уроке, он должен быть подготовлен к принятию и решению проблемы. Прежде всего, подготовка касается обогащения запаса конкретных знаний и живых впечатлений обучающихся. Как нам известно, возможность творчества тем выше, чем шире и богаче у человека жизненный опыт; он является опорой и материалом для творческой переработки. В связи с этим на уроках должна проводиться специальная работа, направленная на формирование у обучающихся определенных знаний и представлений. Их содержание определяется сущностью тех заданий, которые предстоит выполнять. Таким образом, выделенные нами три основных вида конструирования представляют собой целостную классификацию. Она позволяет отразить наиболее существенные стороны данного понятия, прежде всего – познавательную и развивающую направленность каждого из видов конструирования, которые в процессе обучения можно продиагностировать и оценить.

Таким образом, выделенные нами три основных вида конструирования представляют собой целостную классификацию. Она позволяет отразить наиболее существенные стороны данного понятия, прежде всего – познавательную и развивающую направленность каждого из видов конструирования, которые в процессе обучения можно продиагностировать и оценить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: