Значение оригами для развития школьников младших классов

Прежде всего, дадим определение понятию оригами.

Опаричева С.В. в своей статье "Методологические аспекты развития творческих способностей на примере занятий оригами даёт следующее определение: Оригами - складывание из бумаги фигур с соблюдением канонов (запрет использования разрезания и клея). Геометрия листа определяется каноном (квадрат) или творческим желанием (прямоугольник, треугольник, круг, многоугольники и т.д.

Оригами используется в качестве педагогического средствапо всему миру. Оригами - это способ тренировки ума и рук, в котором равноценно задействованы обе руки, а не только правая, как в письме или в рисовании. При этом конструирование из бумаги фигурок остаётся популярным развлечением. Оригами имеет и практическую ценность. Поделки из бумаги могут стать прекрасными подарками, использоваться в оформлении праздников: открытки, приглашения, стенгазеты, украшения интерьера - всё можно украсить причудливыми оригами. Можно создать любую модель на любую тему. Детям нравится, когда без ножниц и клея из обычного белого листа бумаги получаются новые игрушки. Да и сам процесс создания оригами, по сути, является игрой, что улучшает мотивирование школьников на достижение результата.

Рассмотрим историю возникновения традиции складывания из бумаги различных фигурок. Оригами, как вид декоративно-прикладного искусства появилось в десятом веке. Его родиной является Япония. "Оригами" состоит из двух японских слов: "ори", что в переводе с японского значит "складывание", и "ками", в переводе одновременно "бумага" и "бог". В далёкой древности в стране восходящего солнца искусство складывания бумаги имело религиозное предназначение, и было храмовым искусством. Изготовление фигурок из сложенной бумаги являлось священным ритуальным действием.

Степанова О.А. в своей статье "История оригами" пишет: "Японцы видели мистическую связь между религиозными ритуалами и изделиями. Утратив со временем своё ритуальное предназначение, оригами вышло за пределы храмов. Умение складывать из бумаги считалось у придворных одним из признаков хорошего образования. В те времена бумага была материалом редким и дорогим. Лишь спустя несколько столетий оригами стало достоянием каждого японца, украшением японского быта, карнавальных шествий, народных праздников. Во второй половине XIX века оригами перешло границы Японии. В странах Европы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами". С конца XIX века красочные фигурки начали складывать в школах всего мира. Опаричева С.В. описывает этот период истории оригами в своей статье "Методологические аспекты развития творческих способностей на примере занятий оригами": "Складывание из бумаги применялось в школах во всем мире с конца XIX века. В Европе, Южной Америке, Великобритании, Северной Америке и Японии, где в 1880-х годах открылись первые детские сады, работавшие по методике Ф. Фребеля. Знаменитый немецкий педагог, последователь Песталоцци, и основатель системы дошкольного образования Фридрих Фребель (1782-1852) первым предложил использовать складывание бумажного листа как метод для обучения детей основам геометрии. Оригами распространилось в школах всего мира с различной степенью успеха. К сожалению, преподаватели зачастую не принимали во внимание объяснения Ф. Фребеля о важности игры с бумагой и использовали эту методику механически. Складывание превращалось в скучное повторение готовых образцов. О творчестве речь не шла. В Японии идеи Фребеля соединились с японским традиционным оригами, включающим множество изящных фигурок ".

Быстрое распространение в мире оригами получило во второй половине XX века после второй мировой войны. Японский мастер-оригамист Акира Йошидзава создал систему универсальных и простых условных знаков, с помощью которой стало возможным записывать схемы складывания любых фигурок оригами. Знаки стали международными и человек из любой страны мог прочитать схемы складывания моделей из бумаги без перевода. Также заслугой Акиры Йошидзавы можно считать то, что он начал создавать собственные оригинальные модели, называя этот процесс "творческим складыванием". До этого возможность создания новых моделей в технике оригами не принималась во внимание.

В наше время оригами широко распространено по всему миру. А в некоторых странах занятие оригами является обязательным школьным предметом. На сегодняшний день складыванием фигур из бумаги занимаются и взрослые, и дети. Даже малыши могут конструировать из бумаги, ведь в этой технике не используются ни ножницы, ни клей, что делает её совершенно безопасной. В каждой стране существуют сообщества любителей оригами, где энтузиасты делятся новыми идеями и фигурами.

Ведение занятий по оригами в младших классах способствует учебно-воспитательному процессу. Ишимцева С.И. в своей статье "Развитие творческих способностей детей конструированием из бумаги" так описывает пользу занятиями оригами с детьми: " Техника оригами отличается большой трудоёмкостью, требует многократно повторяющихся действий и строгого соблюдения определённого их порядка. Детальное изучение искусства оригами показало мне, что в нём хорошо сочетаются моторика и воображение (логическое и пространственное в равной мере), размышление и фантазия, быстрый результат и творчество. Все предлагаемые модели легко изменить (усложнить или упростить) - в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Если вначале складывание из бумаги опирается на все каналы восприятия, то затем постепенно переходит к более сложным формам: самостоятельному складыванию по схеме, складыванию на основе зрительной демонстрации ("Игра в молчанку "), складыванию по словесному описанию". Получая основные навыки, переходя от простых заданий к более сложным, ребенок постепенно будет творчески развиваться.

При обучении школьников младших классов технике оригами главной целью является не создание как можно большего числа разных фигурок, а развитие, формирование и воспитание у детей целого ряда способностей, умений и навыков.

Занятие оригами оказывает положительное влияние на успехи в учёбе школьников младших классов. Создание с помощью техники оригами геометрических фигур поможет ученикам младших классов лучше освоить математику. Животные, птицы, цветы из бумаги - хорошее пособие для уроков природоведения. Кораблики, коробочки и даже динозавры - всё это даёт большой простор для детского творчества. Поделки оригами, это обычно конечный результат уроков технологии. Также дети подтягиваются по таким предметам как чтение, графические основы письма, черчение, природоведение, историю. В образовательной программе складывание бумажных фигурок может даже стать частью различных мероприятий, состязаний и спортивных эстафет.

Дети получают удовольствие от работы, и им интересно, что же получится в итоге. Также занятия оригами налаживают психологические контакты в cpeде учителей и учеников. Вот что говорится в статье Опаричевой С.В. "Методологические аспекты развития творческих способностей на примере занятий оригами"о необходимости занятия оригами именно в младших классах: " Торренс провел изучение креативности мышления и получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие год-два и затем получает толчок в период предпубертата. В соответствии с этим для развития творческих способностей детей рекомендуется заниматься оригами особенно детям младшего школьного возраста, что подтверждается также практикой ".

Существует много разнообразных видов оригами: из квадрата; из неквадратного листа; мозаичное оригами или пазлы; киригами, с элементами разрезания бумаги; модульное оригами или бумажный конструктор, когда модели составляются из нескольких листов бумаги, состыковывающихся друг с другом с помощью оригамных замков; и многие другие виды.

Основным материалом для занятия оригами является, конечно, бумага. Можно использовать ещё несколько инструментов, которые помогут разнообразить урок. Прежде всего, это цветные карандаши и фломастеры. Их стоит использовать для украшения бумажных поделок, можно нарисовать глаза, нос, чешуйки у рыбок, клювы у птичек. Если фигурка выполнена из бумаги белого цвета, использование фломастеров и карандашей особенно актуально. Если поделку необходимо приклеить на основу, или требуется склеить небольшие детали друг с другом, в этом случае на занятиях необходимы клей и кисточки разных размеров.

Можно провести занятия в технике киригами. Основным отличием киригами от других техник складывания бумаги является то, что в данной разновидности оригами разрешено разрезание бумаги в процессе изготовления модели с помощью ножниц. При использовании ножниц на занятиях в младших классах нельзя забывать о технике безопасности. Сам инструмент желательно должен быть с закруглёнными концами.

В связи с тем, что бумага является всё же основным инструментом для занятия оригами, ей стоит уделить особое внимание. Степанова О.А. в своей статье "История оригами"пишет следующее: "Бумага:для оригами лучше брать такую бумагу, которая после сгибания не образует трещин. Бумага должна быть чистой, не мятой. Следует обращать внимание на цвет бумаги, из которой будет складываться та или иная поделка. Это очень важно. Цвет должен конкретизировать образ предмета, с одной стороны (зелёный - ёлка, лягушка; оранжевый - лиса, белка), и представлять себе возможность использовать всю палитру цветов (цветы, бабочки, рыбы, птицы) с другой стороны. Обрезки бумаги убирать в специальную коробочку ".

Таким образом, оригами можно рассматривать как важную часть учебно-воспитательного процесса в младших классах. Работа в технике оригами оказывает положительное влияние на творческое развитие ребёнка, улучшая мелкую моторику рук и облегчая учебный процесс по многим школьным предметам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: