Сделай коллекцию (Азбука филателии. Окончание)

 

М.В.Шпагин

 

Хорошо, если альбом для марок в футляре — значит, он будет меньше пылиться и коробиться.

При покупке проверьте, не коробятся ли листы, в этом случае на одной стороне листа прозрачные полоски чересчур свободны, а на другой, наоборот, чересчур натянуты.

 

•  А какой альбом?

При выборе альбома для марок главное внимание обратите на два обстоятельства: какой у него корешок и что за листы внутри. Корешок желателен такой, чтобы листы можно было вынимать или вставлять новые (подобную операцию позволяет осуществить несколько конструкций — с разъемами, винтовая, пружинная)

Предпочтительные цвета листов — слоновая кость, кремовый. Нежелательны белый (со временем желтеет), красный, зеленый, желтый, синий (слишком ярки).

Наличие филателистической сетки на бумаге не обязательно: конечно, без нее аккуратно разместить марки труднее, зато они эффектнее смотрятся. Решитесь приобрести листы с сеткой — выбирайте бледную, которая меньше бросается в глаза.

 

•  Можно ли его сделать самому?

Тот, кто задумает изготовить альбом самостоятельно, тоже пусть постарается учесть приведенные выше соображения, разумеется, с поправкой на собственный вкус и те материалы, что есть под рукой.

Чтобы листы было удобно заменять и дополнять, их можно соединить шнурком или ленточкой, пропущенной сквозь сделанные дыроколом или шилом отверстия. Между листами по ходу заполнения вставляют узкие полоски-прокладки с отверстиями для того же шнурка — тогда альбом будет расти в толщину равномерно, а не распухать в стороны обреза.

Марки, помещенные на одной стороне альбомных листов, сохраняются лучше, чем на обеих. Если же вы все-таки предпочитаете увеличить емкость альбома за счет такого варианта, закрепите между страницами прозрачные бумажные листы (кальку) — они не позволят маркам цепляться друг за друга, уменьшат опасность повреждений.

 

•  Где хранить кляссеры и альбомы?

В жилой комнате, в книжном шкафу или на полке, оберегая от пыли, солнца и сырости, чтобы ни краски не выгорели, ни клей не размягчался. Подальше от батарей центрального отопления, электронагревательных приборов, печки — чтобы не пересохли, не начали скручиваться (особенно чувствительны к переменам температуры негашеные марки с клеем). Не у окна и не около домашней аптечки: краски могут вступить в реакцию с улетучивающимися веществами, изменить цвет.

Коллекции не место в платяном шкафу: здесь ей может повредить соседство с нафталином. Правда, надо оговориться, что и книжный шкаф как место для хранения не полностью свободен от недостатков: книжный червь (если он вдруг заведется) поедает альбом с не меньшей охотой, чем другие тома.

 

•  Как хранить?

Как можно бережнее, аккуратнее. Небрежность — злейший враг филателиста. Иногда она вызвана незнанием элементарных правил. Допустим, вы положили маленький кляссер в карман, а на улице, при встрече, показали его содержимое приятелю. И думать забыли об этом. А спустя какое-то время вдруг с удивлением обнаруживаете, что несколько марок склеились друг с другом.

Между тем удивляться нечему. За время путешествия в кармане на улицу и обратно — из тепла в холод, из холода в тепло — клей отсырел. Хотя, конечно, он мог отсыреть и по другим причинам.

Коллекции противопоказан табачный дым, даже если он не оказывает видимого воздействия на марки: известно, например, что «прописанные» в прокуренной комнате знаки почтовой оплаты при чистке иногда не поддаются воздействию химикатов.

Больше того, для марок, как и для человека, опасно не только курение, но и просто затхлый воздух. Однако регулярно проветривать помещение мало, надо, как минимум, ежемесячно «проветривать», перелистывая страницы, и сам альбом.

Наиболее легко выполнимое и необходимое условие: и альбом, и кляссеры нельзя хранить в горизонтальном положении, тем более положенными друг на друга. Марки могут склеиться, прилипнуть к листам, лишиться украшавшего некоторые из них тиснения.

Опасно не только само давление, благодаря которому, например, размещенные в альбом открытки и конверты деформируют его листы, но и то, что к маркам не проникает воздух, о чем, кстати, может просигнализировать возникновению на знаках почтовой оплаты пятен. Когда же альбомы и кляссеры стоят вертикально, на ребре — все в порядке.

 

•  Что необходимо помнить при размещении марок?

Размещая тематическую коллекцию, старайтесь по возможности сочетать логическое раскрытие темы с эстетической стройностью и законченностью общей композиции. У одних марок тона, как говорят художники, теплые, у других — холодные; одни глядятся легче, другие тяжелее. При условии одинаковой цветовой гаммы у нескольких марок легче кажется самая маленькая из них. Самый тяжелый цвет — черный. Немаловажную роль играет и композиция каждой марки. Обо всем этом надо помнить и добиваться, чтобы заполненный лист смотрелся гармонично.

Вкладывая в кляссер новый экземпляр, заведите его под вставленный туда прежде, а затем передвиньте, куда надо (разумеется, все это — пинцетом).

Если полоска прилегает очень туго, можно чуть согнуть лист — и задача решена.

Не вставляйте марки до упора или пачками по нескольку штук вместе. В первом случае вы рискуете повредить их, во втором — растянуть полоски кляссера.

Прежде чем поместить в альбом марку, прошедшую мойку, убедитесь, что она совсем высохла.

Научитесь правильно пользоваться специальными наклейками.

 

•  Где хранить дубликаты?

Ни спичечный коробок, ни шкатулка, ни тетрадь — не место для хранения марок: там они придут в негодность. Дубликаты миниатюр хранят в кляссере, а если среди них много одинаковых — в бумажных пакетиках, поставленных в картонные коробки.

Не делайте на оборотной стороне марки никаких надписей для памяти даже карандашом.

 

•  Как прикрепляли марки раньше?

Приклеивали к листам альбома наглухо. Случалось даже снаружи обмазывали прозрачным клеем, чтобы защитить от внешних воздействий.

Последствия оказались во многих случаях просто пагубными. Если марка была прикреплена к листу альбома, например, силикатным конторским клеем, в коллекцию ее лучше не включать. Водой смыть его не удается, а оставить на знаке почтовой оплаты тоже нельзя — постепенно просачиваясь на лицевую сторону, он вступает в химическую реакцию с красками и обеспечивает изображение.

Марки, подвергшиеся столь жестокой операции, нет-нет да еще попадаются. Как правило, они испорчены старинными коллекционерами.

Теперь же негашеные марки, на которых сохранился клей, обычно не приклеивают вообще, а для прикрепления гашеных пользуются специальными наклейками.

 

•  Как правильно пользоваться наклейками?

Усвоить это совсем нетрудно. Сложнее быть предельно аккуратным, что необходимо.

Если наклейки, которые вам достались, не загнуты, загните их сами с помощью пинцета. Сгиб делается, отступая сверху приблизительно на одну пятую длины полоски.

Когда наклейка оказалась великовата для небольшого по размеру знака почтовой оплаты, ее можно разрезать вдоль на-две части.

Наклейка уже покрыта клеем, его надо только чуть-чуть увлажнить. Тонкая волосяная кисточка, мокрая канцелярская губка — удачная замена языку при этой операции. (Продающуюся в магазине губку с успехом заменит вырезанный из губчатой резины кружок, положенный в хорошо отмытую пластмассовую коробочку из-под гуталина.)

Вначале дотрагиваются кистью до губки, а потом прикладывают ее к наклейке. Необходимо увлажнить на ней лишь два маленьких пятнышка, расположенных по диагонали друг к другу. При этом наклейку держат пинцетом.

Легкое движение — и с правого края верхнего конца наклейки появляется влажное пятнышко. Прижмите этот конец к лежащей оборотной стороной вверх марке, дайте высохнуть, нанесите кистью другое пятнышко в левом нижнем углу — ив альбом, на заранее намеченное место.

Наклейку прикрепляют к марке в 1 мм от нижнего края выемок зубцов, не выше и не ниже. В противном случае вы либо рискуете попортить зубцы, либо усложните переворачивание прикрепленного экземпляра, когда потребуется рассмотреть его с изнанки, приподнять нижний край пинцетом.

Кстати, если речь идет о негашеной марке, первый раз это надо сделать тотчас же, как она будет прикреплена к листу, чтобы убедиться, что влага не вышла за границы наклейки, а сама марка, как и положено, не прилипла к бумаге альбома.

 

•  Зачем нужны подложки?

Среди части филателистов популярно размещение марок на подложках — повторяющих форму знаков почтовой оплаты листках из плотной темной бумаги, помогающих хорошо рассмотреть зубцы, красиво окаймляющие экземпляры коллекции.

Подложки удобно делать, например, из черной бумаги, использующейся при упаковке фотоматериалов. Чтобы черная рамка не оставляла впечатления траурной, она должна выступать за острия зубцов на 0,8–1 мм.

К листам подложки прикрепляют клеем ПВА. После его полного высыхания (иначе может статься, что клей проступит через бумагу и повредит знак почтовой оплаты) с помощью наклейки прикрепляют и саму марку.

 

•  Можно ли хранить в альбоме марки с клеем?

Такой способ появился. Стремление закрепить негашеную марку в альбоме так, чтобы оставить в полной неприкосновенности ее клеевой слой, вызвало к жизни клеммташи. Это небольшие карманчики, образованные из подложки с приклеенной к ней с обратной стороны прозрачной пленкой; знак почтовой оплаты помещается между ними.

Первоначально клеммташи обычно представляют собой длинные полоски из продольно скрепленных между собой по краям бумаги и пленки. Коллекционер разрезает такую полосу на части соответственно величине марок, для которых они предназначены.

Если пленка и бумага полоски соединены лишь снизу, кармашек отрезают так, чтобы его подложка соответствовала размеру марки, а пленка по краям выступала. Эти выступы загибают с одной или двух сторон за подложку и прикрепляют к ней клеем латексным, ПВА.

К листам кармашки крепятся с помощью наклеек или же без них, если изнанка подложки уже заранее, при изготовлении, покрыта клеем. Самодельные клеммташи можно прикреплять с помощью клея ПВА, так же, как и подложки.

 

•  Как изготовить клеммташи?

Можно начать с полоски.

Вам потребуется нелиняющая темная гладкая бумага (не обязательно черная, подойдут, например, темно-зеленая и темно-фиолетовая) и ацетатная пленка (лучше 0,04—0,08 мм толщиной). И то и другое разрезают на равные по длине полоски. Ширина же у них разная — для бумажных полосок она диктуется высотой марок, а для, пленочных — побольше на сантиметр-полтора.

Положите бумажную полоску на пленочную по центру, загните выступающие края пленки, выньте подложку и проведите по сгибам, скажем, концом пластмассовой авторучки. Затем верните подложку на место и приклейте к ее изнанке отогнутые кромки пленки.

Разрезайте двойную полоску на отдельные клеммташи, лишь убедившись, что она окончательно высохла. Марки в такие кармашки вставляются сбоку.

Другой вариант. Черную подложку, изготовленную из бумаги для упаковки фотоматериалов, скрепляют с прозрачной пленкой, загнув ее выступающие кромки и приклеивают их к обратной стороне подложки. Учтите, что и внизу пленка должна быть прикреплена по всей длине, а справа — лишь вверху. Чтобы марка или другой экспонат коллекции не испортились при хранении, карман, в котором они находятся, обязательно должен быть открытым с одной, а то и с двух сторон.

 

•  Не опасна ли пленка?

Ацетатная пленка, негигроскопичный, то есть не поглощающий влагу, целлофан, нет. Разумеется, если марка, как уже сказано выше, не будет закупорена со всех четырёх сторон — ведь бумага, из которой она сделана, должна дышать, ее поры нуждаются в доступе воздуха.

А вот гигроскопичную прозрачную пленку, например, такую, какая широко используется при упаковке пищевых продуктов, применять для защиты почтовых знаков вообще нельзя. Обладая способностью поглощать пары из окружающего воздуха, она будет впитывать влагу и из марки. Та начнет сохнуть сверх меры — появятся изломы, деформация. Появляющиеся иногда на пленке морщины усугубляют этот процесс. Скапливающаяся в ней влага в определенных условиях играет роль линз и усиливает действие солнечных лучей — окисление краски на знаках почтовой оплаты ускорится, они будут темнеть.

Можно себе представить, как пострадали некоторые коллекционеры, когда изготовление кляссеров и клеммташей с применением прозрачных пленок только началось, и об их особенностях, разнице в свойствах мало кто задумывался.

 

•  В каких случаях необходима мойка?

Моют главным образом гашеные марки, чтобы освободить их от бумаги, к которой они прикреплены, наклеек, клея и части загрязнений.

Мойке подвергают и некоторые негашеные, не прикрепленные к бумаге экземпляры, чтобы снять вредный для них по разным причинам клей. Так поступают, например, если слой его до того потрескался, что возникла угроза повреждения и бумаги и рисунка. Или в покрывающий изнанку знака почтовой оплаты клей добавлена постепенно разрушающая бумагу серная кислота (об этой его особенности можно узнать из каталога). Наконец, при появлении на оборотной стороне желто-коричневых пятен, свидетельствующих о том, что завелся грибок.

Во втором и в третьем случаях каждую группу марок с одинаковым диагнозом подвергают обработке в водяной бани по отдельности.

 

•  Не опасна ли вода?

Нельзя забывать, что водобоязнью страдают практически все марки. Правда, для одних опасно только длительное купанье, а для других — даже кратковременное. Было время, когда в некоторых странах печатали изображения на знаках почтовой оплаты растворимыми красками, чтобы затем нельзя было смыть оттиск штемпеля гашения и использовать марку второй раз. Такие миниатюры, например, с 1912 по 1934 год выпускала Нидерландская Индия.

Боятся воды анилиновые и некоторые другие краски. Растворяясь, они окрашивают соседние участки марки. Или, что еще хуже, подвергающиеся мойке марки линяют, меняя цвет. Особенно развита водобоязнь у марок, покрытых лаком или напечатанных на мелованной бумаге.

Перед тем как приступить к мойке, справьтесь в каталоге — если марка чувствительна даже к кратковременному воздействию воды, там об этом должно быть сказано.

Но даже если краски не боятся влаги (а таких среди современных подавляющее большинство), чересчур длительное пребывание в воде вредно сказывается на бумаге. Дело в том, что при ее изготовлении в бумажную массу добавляет наполнители, в том числе мел, крахмал, тальк и проклеивающие вещества. При длительном отмокании они растворяются, бумага начинает сворачиваться, становится ломкой, пористой, лохматой, а то и вовсе расползается.

Не забывайте также, что размокшая бумага становится очень непрочной.

Вывод — держать даже самые стойкие марки в воде не больше, чем необходимо, орудовать пинцетом осторожнее, чтобы не повредить их.

 

•  Как подготовиться к мойке?

Вначале придется поработать ножницами. Прежде чем вырезать марки, внимательно присмотритесь к каждому из конвертов, на которые они наклеены. Ведь нередко почтовая миниатюра представляет для коллекции гораздо больший интерес на конверте, чем без него. Штемпели и даты на них, адрес — все это может оказаться тесно связанным, например, с различными историческими событиями. Если же решили, что надо вырезать, делайте это в 5 мм от краев марки, чтобы ненароком не повредить ее. На вырезке не должно быть следов чернил, которыми написан адрес, помарок чернильным или цветным карандашом — во время мойки такие марки окрасятся чернилами сами и окрасят другие.

Затем приступают к сортировке. В сторону откладывают марки на мелованной бумаге, запачканные чернилами, чернильным или цветным карандашом, с тиснением — рельефным изображением. Те, про которые в каталоге сказано, что они напечатаны нестойкими красками, а также на вырезках из цветной, украшенной цветным орнаментом сеткой и иными изображениями бумаги. Их потом придется обработать отдельно, соблюдая особую осторожность.

Марки, подготовленные к мойке обычным способом, иногда сортируют по цвету на случай, если какая-нибудь из них начнет линять в ванной.

 

•  Как правильно провести мойку?

Первое и главное условие успеха — аккуратность, доведенная до автоматизма. Когда появится навык, можно одновременно обрабатывать сразу много знаков почтовой оплаты. Однако поначалу лучше ограничиться десятком их.

Температура водяной бани должна быть ни в коем случае не выше 35 °C. Кипяченую, остуженную до этого предела воду наливают в две ванночки или тарелки. В одну из них погружают марки картинкой вниз. Если бумага или наклейка не отстает сама, минут через 6–8 попробуем очень осторожно отделить ее пинцетом.

Не получается? Немного повременим.

Клей снимают мягкой акварельной кисточкой прямо под водой, прижав, марку ко дну тарелки или ванночки ни на миг не забывая, что бумага намокла, следовательно, сейчас ее очень легко повредить неосторожным движением.

Отклеившиеся бумажки выбрасывают, чтобы не мешали работать дальше, а очищенные марки перекладывают пинцетом в другую тарелку на 3–5 мин — время, для окончательной промывки достаточное.

Затем марки извлекают, опять же пинцетом, слегка встряхивают, чтобы стекла вода, и раскладывают картинками вверх на края тарелки, натянутую марлю, ткань. Если клей вязкий и сошел не полностью, можно попытаться соскоблить его остатки костяным, пластмассовым ножом или же тупой стороной металлического. Действуют ими с чрезвычайной осторожностью.

Спустя 5 мин приступают к сушке.

 

•  А если клей все же остался?

Действительно, при отделении в воде старых гашеных знаков почтовой оплаты от бумаги, к которой они прикреплены, с некоторых из них клей так и не сходит до конца. Такие марки кладут под пресс лишь после того, как они досуха высохнут на листах промокашки, предварительно распрямив.

Бывает, что на обратной стороне сохранились незамеченные остатки клея и затем, при сушке, к ней приклеилась промокашка. Не отрывайте и не соскабливайте промокательную бумагу, а вырежьте маржу вместе с ее кусочком и повторите мойку еще раз.

 

•  Как сушить?

Влажные знаки почтовой оплаты помещают под пресс между двумя листами белой промокашки. Прессом служит несколько книг. Чтобы обложка самой нижней из них и стол не пострадали, между ними и листами промокательной бумаги кладут по старой газете.

Теперь остается ждать, пока марки высохнут. Впрочем, иногда коллекционеры спустя некоторое время извлекают их из промокательной бумаги и помещают между страницами ненужной книги. Но и в том и в другом случае сушка должна быть доведена до конца под прессом.

Нагревать вымытую марку, чтобы она скорее высохла, не следует. Однако для помятых марок из этого правила делается исключение. Их располагают на белом листе бумаги, накрывают сверху еще одним таким же и несколько раз проглаживают утюгом.

Учтите — сушка под прессом требует времени больше, чем без него.

 

•  Значит, иногда пресс не нужен?

Более того, противопоказан. Например, на соединенные друг с другом перфорацией марки и перфорированные блоки лучше положить совсем небольшой груз или даже обойтись без него. Дело в том, что, сжимаясь при высыхании, марки могут оторваться друг от друга по линии перфорации.

Знаки почтовой оплаты с рельефным изображением сушат, разложив на промокательной бумаге картинкой вверх — под прессом тиснение разгладится, чего допустить никак нельзя.

 

•  Как мыть марки на вырезках из цветной бумаги?

Марки на вырезках из цветной бумаги моют предельно осторожно. Кстати, сюда же относятся вырезки из конвертов с цветным орнаментом, сеткой и иными изображениями. Обычно эти украшения напечатаны линяющими анилиновыми красками. Значит, полезно добавить в воду, где их предстоит отмачивать, поваренную соль — одну чайную ложку на четверть литра, размешать до полного растворения. (Между прочим, можно добавлять соль и при мойке других марок — она не даст краскам потерять яркость.)

Затем приступают к обработке марок партиями, подобранными по цвету сетки или орнамента на оборотной стороне вырезки. Все остальное происходит, как описано выше.

Несмотря на добавку соли, вода в тарелке будет окрашиваться. Но это не опасно, если только во время мойки вы не будете дотрагиваться до марок даже пинцетом, отчего растворившаяся краска может попасть на изображение. Не надо бояться и скручивания бумаги: по мере того как вода будет все больше пропитывать, вырезки распрямятся.

В подобных сложных случаях желательно проявлять поменьше торопливости и побольше аккуратности. В плавание по тарелке лучше пускать не больше трех марок сразу, а то и всего одну.

 

•  Как мыть марки на мелованной бумаге?

Их опускают в воду изображением вверх так, чтобы вода не касалась картинки, и ждут, когда клей намокнет. Затем остатки бумаги отделяют, как сказано выше.

Это скорый, однако требующий немалой сноровки способ. Есть и другой, он кропотливее, но надежнее.

Положите марку картинкой вверх на сложенную в несколько слоев намоченную водой белую промокашку и ждите, пока не увидите, что остатки бумаги от конверта промокли насквозь и влага уже проникает на зубцы. Вероятно, клей уже отсырел. Убедитесь в этом, отогнув остатки бумаги. Затем положите марку на чистую сухую поверхность изнанкой вверх и, прижимая ее спичкой с заостренным концом, попробуйте осторожно отделить остатки бумаги пинцетом. Если не получилось, отмачивание на промокательной бумаге продолжают.

Остатки клея с обратной стороны очень осторожно снимают влажной кисточкой (но не в ванне) или влажным клочком ваты. Однако безопаснее соскабливать клей с марок с нестойкими красками или напечатанных на мелованной бумаге костяным, пластмассовым, а то и тупой стороной металлического ножа. Это не просто, но пока клей сырой, вполне выполнимо.

Такие марки расправляют под прессом уже после сушки.

Так же, как и мелованные марки, на сложенной в несколько слоев промокашке отмачивают миниатюры с тиснением, с помарками чернилами, чернильным и цветными карандашами на лицевой стороне.

 

•  Можно ли отделить марку, не повредив конверт?

Подобная задача встречается в практике коллекционирования не так уж редко. Сложенную в несколько слоев белую промокашку или влажный кусочек ткани размером с марку прикладывают к ее лицевой стороне, следя, чтобы он не коснулся чернильных строк адреса. Компресс держат до тех пор, пока вода не смягчит клеевой слой. Затем конверт осторожно отделяют от марки.

Этот же способ применяют, когда марка наклеена на текст, написанный чернилами, чернильным или цветным карандашом.

 

•  Как разъединить склеившиеся марки?

Это непростая задача, особенно если они прилепились друг к другу оборотными, покрытыми клеем сторонами. Бывает, что разделить их удается, только принеся в жертву клеевой слой — смыв его в воде. Как это делается, вы уже знаете.

Однако сначала попробуем применить некоторые другие приемы.

Когда марки прилипли друг к другу не всей поверхностью, а лишь в нескольких точках, их можно немного (чтобы не попортить) подержать под теплым утюгом, и потом попытаться разделить — очень бережно, без усилий. Если не выйдет, операцию повторяют еще раз.

В более сложных случаях в блюдечко укладывают друг на друга несколько слоев промокашки, предварительно увлажняя их водой из пипетки или кистью. Сверху кладут миниатюры и, дождавшись, когда клей станет влажным, пинцетом осторожно их разъединяют. Эту операцию нужно постараться провести так, чтобы вода не проникла между зубцами на покрытую клеем поверхность, отчего на ней могут появиться пятнышки.

Некоторые коллекционеры разъединяют склеившиеся марки, подержав их над паром изображением вниз.

 

•  Где найти сведения о конкретных марках?

В каталогах. Иногда даже говорят, что с них-то и начинается коллекция. И уж во всяком случае, они нужны ничуть не меньше, чем пинцет и лупа, каждый, кто начинает собирать марки, очень скоро убеждается в этом на собственном опыте.

Каталоги бывают хронологические и тематические, каждый из которых рассказывает о знаках почтовой оплаты определенного содержания. Такие, как, например, «Искусство на почтовых марках». Есть каталоги-справочники, посвященные освоению космоса, флоре, фауне и т. д.

Хронологические каталоги в СССР посвящены отдельно отечественным почтовым маркам, отдельно художественным маркированным конвертам, отдельно почтовым открыткам и отдельно почтовым штемпелям.

Разумеется, у нас в стране издаются и хронологические каталоги-справочники почтовых марок зарубежных стран

Из зарубежных каталогов марок мира назовем два — «Липсия» (ГДР) и «Ивер» (Франция). Оба они состоят из нескольких томов.

Краткое объяснение понятий и терминов, употребляющихся в литературе для коллекционеров, можно найти в переведенном на русский язык «Филателистическом словаре» В.Граллерта и В.Грушке. Авторы приводят многочисленные факты, относящиеся к домарочному, классическому и современному периодам.

 

•  Есть ли пресса для филателистов?

В последнее время посвященные коллекционированию марок рубрики все чаще мелькают на страницах различных периодических изданий. Но самым авторитетным источником новостей и других необходимых сведений остается журнал «Филателия СССР». Он выходит каждый месяц, начиная с середины 1966 года. С 1963 года на книжных прилавках появляется ежегодник Московского общества коллекционеров, а затем Всесоюзного общества филателистов «Советский коллекционер».

У этих изданий есть предшественник: еще в сентябре 1922 года увидел свет первый номер журнала «Советский филателист», позднее выходивший под названием «Советский коллекционер», а также под тройным, объединенным названием: «Советский филателист», «Советский коллекционер», «Радио дэ филитэрн». С 1966 по 1978 год (кроме 1968 года) издательство «Связь» выпускало «Календарь филателиста».

Регулярно бывают в розничной продаже, а также распространяются по подписке зарубежные филателистические журналы — из ГДР, ЧССР, ВНР и других стран.

 

•  Как вступить во всесоюзное общество филателистов?

Нужно обратиться в ближайший кружок, клуб или непосредственно в городское, районное отделение ВОФ.

ВОФ занимается пропагандой популярного увлечения, организует выставки, участвует в подготовке дня почтовой марки и коллекционера, который проводится каждую осень, в первой половине октября. В обществе всегда можно получить совет, квалифицированную консультацию, а то и просто прийти на лекцию, послушать интересную беседу. Здесь помогут установить связи с другими коллекционерами, в том числе и за рубежом, посодействовать в приобретении филателистических принадлежностей и материалов.

Принимают в ВОФ с шестнадцатилетнего возраста. До этого можно вступить в КЮФ.

 

•  Что такое КЮФ?

Это кружки и клубы юных филателистов. Создаются они в школах, училищах, дворцах и домах пионеров и других организациях. Ребят и подростков принимают по устному заявлению, начиная с девяти лет.

Здесь собирается объединенный общими целями коллектив, члены которого группируются не столько по возрасту, сколько по интересам и подготовленности. Причем не обязательно увлекаться именно марками: в состав клуба входят и те, кто собирает спичечные этикетки, значки, боны и т. д.

Немаловажное значение имеют занятия, которые регулярно проводят руководители. Ребята знакомятся с видами филателистических коллекций, классификацией марок и правилами ухода за ними, справочной литературой…

Тематика занятий по интересам широка, рассказы руководителя подкрепляются практической работой. Почерпнуть в кружке можно многое. Руководитель и товарищи по увлечению помогают выбрать тему, учат разрабатывать ее грамотно и последовательно. А когда придет время готовить коллекцию к выставке — дадут толковую консультацию.

Творческая обстановка действует благотворным образом С начинающим охотно делятся своими достижениями и знаниями его товарищи, он принимает участие в различных конкурсах, встречах с интересными людьми, активно участвует в жизни школы. Для бездумного накопления, бессистемного собирательства марок просто не остается места.

* * *

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: