Мотивация к учебной деятельности
Играет музыка В.А. Моцарта “Реквием”. На этом фоне чтение заранее подготовленными учениками отрывка по ролям (приезд Одинцовой к умирающему Базарову).
Слово учителя
- Подходит к завершению наш разговор о романе “Отцы и дети”. Идет уже второе столетие жизни романа. Именно жизни, потому что роман и сегодня читают, а о его герое продолжают спорить. Жизнь Базарова – “горькая, терпкая бобылья жизнь” - это сознательный личный выбор героя, выводящий его из числа обыкновенных людей, делающий его избранным. Итак, прежде чем приступить к разговору о том, почему так бездарно, несчастливо заканчивается жизнь самого интересного и неоднозначного героя Тургенева, давайте обсудим, как вы понимаете эпиграф, записанный на доске? (дети высказывают свои мнения)
- Двадцать седьмая глава потянула на философское осмысление всего материала, повела за собой предыдущие главы повествования в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Итак, сегодня мы продолжаем изучать роман и нашу тему вы видите на доске.
II ЭТАП: ОПЕРАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
1.Индивидуальные сообщения учащихся по теме «Базаров и родители» либо беседа по вопросам
У: Родители Е. Базарова. Кто они?
Д: Старики Базаровы – люди простые, доживающие свой век в небольшом домике под соломенной крышей. Они боготворят своего сына и гордятся им. Василий Иванович Базаров – высокий «худощавый человек с взъерошенными волосами». Он разночинец, сын дьячка, ставший врачом. За борьбу с эпидемией чумы награжден орденом. Пытается идти в ногу со временем, сблизиться с молодым поколением. Арина Власьевна – «кругленькая старушка» с «пухлыми ручками». Она чувствительна и набожна, верит в приметы. Автор рисует ее образ: «настоящей русской дворяночки прежнего времени», которой следовало бы жить «лет за двести». Приезд дорогого «Енюши» взволновал, переполнил все ее существо любовью и заботами.
У: Какую роль сыграли родители в воспитании сына? Как они смотрят теперь на его деятельность?
Д: Они помогали Евгению чем могли, чувствовали его необыкновенность.
У: Как Базаров относится к родителям?
Д: Базаров понимает, что «переделать» родителей невозможно. Он любит их такими, какие они есть (хотя разница во взглядах очевидна). Базаров противопоставляет родителей высокому свету: «…Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать», – говорит он Одинцовой. Но тем не менее в общении с матерью и отцом сын «угловат и беспомощен»: ни приласкать, ни успокоить. Он часто молчит и делает все возможное, чтобы спрятать подальше, подавить в себе чувство сыновней любви. Ведь любовь и сыновняя, и родительская, по понятиям Базарова, чувство «напускное».
Иначе думает автор. Он сочувствует старичкам Базаровым. А чувства родительской и сыновней любви считает «самыми святыми, преданными» чувствами. Писатель заставляет задуматься о дорогих людях – матери и отце.)