Подведение итогов урока (вместе с учителем)
Появление романа на русской почве вызвано временем, которое требовало исследования всех сторон жизни, так как она не устраивала прогрессивно настроенных людей. Тургенев внес большой вклад в развитие романной формы. Не случайно даже появилось определение «тургеневский роман». Можно говорить о Тургеневе и как о создателе русского романа. Романы писателя — это поиск героя и возможных путей развития общества.
2.Объяснение домашнего задания
1. Чтение романа (11–15-я главы).
2. Составить характеристику Н. П. Кирсанова.
3. Анализ поведения Е. Базарова в гостях. Его взаимоотношения с Аркадием и П. П. Кирсановым
Модель урока в 10 классе на тему: «Я над всем, что сделано, ставлю „nihil“» (по программе В. Я. Коровиной)
Евгений Базаров в среде Кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев.
Цели: работа над содержанием романа, анализ глав II, IV, X; обратить внимание учащихся на происхождение Е. Базарова, его поведение в гостях, отношение к братьям Кирсановым; опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова, определить «победителя» в этих спорах.
|
|
Ход урока:
I ЭТАП: МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ
1.Актуализация знаний. Фронтальный опрос
У: Расскажите об истории создания романа «Отцы и дети». Кому посвятил Тургенев свое произведение?
У: Есть ли прототипы у героев романа? Кто они?
У: Какой общественный конфликт лежит в основе романа «Отцы и дети»?
У: Какова позиция писателя в споре либеральных дворян и разночинцев-демократов?
У: В чем суть основного конфликта романа? Как это отражено в произведении?
У: Как вы понимаете смысл названия романа?
У: Расскажите об эпохе 60-х годов XIX века (на материале романа).
II ЭТАП: ОПЕРАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
Анализ содержания II главы романа
Встреча Евгения Базарова с Николаем Петровичем Кирсановым (чтение в лицах).
Вопросы:
У: Как одет Евгений Базаров? Что значит «балахон с кистями»?
Д: Балахон – просторная одежда. Появление Базарова в таком балахоне в среде Кирсановых – вызов аристократическим условностям.
У: Внешность Базарова. На что обратил внимание Николай Петрович?
Д: «Обнаженная красная рука» Базарова – рука человека, привыкшего к физическому труду.
У: Как Базаров представился?
Д: «Евгений Васильев» – это простонародная форма. Так представлялись крестьяне.
У: Почему при встрече с Николаем Петровичем Базаров не сразу подал ему руку?
Д: А вдруг рука его повиснет в воздухе? Ведь аристократ Николай Петрович мог бы и не подать руки.