Анализ содержания IV главы романа

Приезд Базарова в Марьино

Вопросы:

У: Какое впечатление производит усадьба Марьино?

У: Как ведет себя Базаров? Николай Петрович?

Д: Николай Петрович старается не замечать развязные манеры гостя.

У: Павел Петрович Кирсанов. Его внешность, манеры.

Д: Внешность поражает изысканностью.

У: Тургенев сочувствует герою или иронизирует над ним?

У: Какую оценку братьям Кирсановым дал Базаров?

У: Чем занимались в Марьино Евгений Базаров? Аркадий?

Д: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Жизнь дворян проходит в безделье, а содержанием жизни Базарова является труд, даже в гостях он продолжает свои естественнонаучные занятия.

У: Каково отношение Павла Петровича Кирсанова к Базарову?

Д: «Павел Петрович всеми силами души возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем».

У: Как относятся к Базарову простые люди?

У: Базаров – «нигилист». Как объясняет Аркадий значение этого слова? В чем сущность базаровского нигилизма?

Д: Ко всему относиться с критической точки зрения, не принимая ничего на веру. Нигилизм – особое мировоззрение, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил, принципов.(одновременно записывают термин «Нигилист-это..».

Базаров и Кирсановы Николай Петрович и Павел Петрович – люди разные. Базаров – «нигилист» и демократ, человек, прошедший суровую школу труда и лишений. Кирсановы – люди «старого века». Между ними не может быть примирения и единства. Столкновение неизбежно.

3.Содержание и анализ X главы романа

У: В главе преобладает диалог. Тургенев – мастер диалогов.

План:

1. Выразительное чтение диалогов героев в лицах.

2. Проследить, что говорят герои и как они говорят. Как вы понимаете слово «принцип» и почему так яростно спорят герои о принципах? Объясните точку зрения спорящих. Что стоит за принципами: требования жизни или традиции? Прав ли П. Кирсанов, упрекая молодежь в беспринципности? Как относятся герои к существующему строю? Можно ли Базарова считать революционером? В чем слабая сторона политических взглядов Базарова? Убеждают ли спорящие друг друга?)

3. Взгляды на природу и искусство. Выявление авторской позиции. Присоединяется ли Тургенев к заявлению Базарова о том, что природа не храм, а мастерская? Отрицает ли он полностью кредо Базарова? Каким описанием природы заканчивает автор роман и почему?

Схватка Павла Петровича с Базаровым происходит за вечерним чаем. Герои спорят о русском народе, о принципах и деятельности нигилистов, об искусстве и природе, о дворянстве и аристократии. Каждая реплика Базарова направлена против какого-либо общепризнанного принципа. (П. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам, верить в них. Е. Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов нельзя жить, Базаров отвечает: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, подумаешь, сколько иностранных и… бесполезных слов!» Павел Петрович умиляется отсталостью русского народа и упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист парирует упрек: «Что ж, коли он заслуживает презрения!» Положение народа у Базарова вызывает гнев. Герой видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Базаров восклицает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!» 60-е годы XIX века – годы новых открытий в области естествознания, химии, медицины. Многие передовые деятели той эпохи увлекались этими науками. Таким образом, в этот период бурного развития науки и технической мысли нередко наблюдалась среди части общества недооценка искусства. Такие крайности присущи были и Базарову. Базаров признавал только то, что полезно его делу. Критерий пользы – та исходная позиция, с которой герой подходил к различным явлениям жизни и искусству.)

В поединках Е. Базарова с П. Кирсановым истина не рождалась. Участниками спора двигало не стремление к ней, а взаимная нетерпимость. Оба героя были не вполне справедливы по отношению друг к другу.

 

III ЭТАП: РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ

 

1. Итог урока

(Вывод делают ученики вместе с учителем)

Тургенев не смог однозначно отнестись к своему герою, поэтому образ Базарова противоречив. Явно отрицая нигилистические взгляды, автор показывает его во многих сценах сильнее старшего поколения. Сам Тургенев не мог определить своего отношения к Базарову: «...я сам не знаю... люблю ли я его или ненавижу».

Домашнее задание

1. Роман «Отцы и дети» дочитать до конца.

2. Ответить на вопросы:

1) Отношение героев к любви, женщине вообще.

2) Е. Базаров и Анна Сергеевна Одинцова.

3) История любви П. П. Кирсанова к княгине Р.

4) Счастливы ли Аркадий и Катя?

3.Для индивидуальной работы

Законспектируйте фрагменты статей Д.И.Писарева «Базаров» и М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени», содержащие характеристику романа.

 

 

Модель урока в 10 классе на тему: «За невлюбленными людьми любовь идет, как привиденье» (по программе В. Я. Коровиной)

Дружба и любовь в жизни героев (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Цели: разобрать взаимоотношения Базарова и Аркадия Кирсанова, постараться понять неизбежность разрыва между героями, «уловить» социальную обусловленность разрыва; выяснить, какое место занимает любовь в жизни героев романа, способны ли они на сильные чувства, выдержат ли испытания любовью; показать глубокие внутренние различия Базарова и Одинцовой при некотором сходстве их натур; раскрыть (в столкновении Базарова с Одинцовой) превосходство Базарова над дворянами в сфере чувств.

                                                  Ход урока:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: