Приезд Базарова в Марьино
Вопросы:
У: Какое впечатление производит усадьба Марьино?
У: Как ведет себя Базаров? Николай Петрович?
Д: Николай Петрович старается не замечать развязные манеры гостя.
У: Павел Петрович Кирсанов. Его внешность, манеры.
Д: Внешность поражает изысканностью.
У: Тургенев сочувствует герою или иронизирует над ним?
У: Какую оценку братьям Кирсановым дал Базаров?
У: Чем занимались в Марьино Евгений Базаров? Аркадий?
Д: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Жизнь дворян проходит в безделье, а содержанием жизни Базарова является труд, даже в гостях он продолжает свои естественнонаучные занятия.
У: Каково отношение Павла Петровича Кирсанова к Базарову?
Д: «Павел Петрович всеми силами души возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем».
У: Как относятся к Базарову простые люди?
У: Базаров – «нигилист». Как объясняет Аркадий значение этого слова? В чем сущность базаровского нигилизма?
Д: Ко всему относиться с критической точки зрения, не принимая ничего на веру. Нигилизм – особое мировоззрение, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил, принципов.(одновременно записывают термин «Нигилист-это..».
|
|
Базаров и Кирсановы Николай Петрович и Павел Петрович – люди разные. Базаров – «нигилист» и демократ, человек, прошедший суровую школу труда и лишений. Кирсановы – люди «старого века». Между ними не может быть примирения и единства. Столкновение неизбежно.
3.Содержание и анализ X главы романа
У: В главе преобладает диалог. Тургенев – мастер диалогов.
План:
1. Выразительное чтение диалогов героев в лицах.
2. Проследить, что говорят герои и как они говорят. Как вы понимаете слово «принцип» и почему так яростно спорят герои о принципах? Объясните точку зрения спорящих. Что стоит за принципами: требования жизни или традиции? Прав ли П. Кирсанов, упрекая молодежь в беспринципности? Как относятся герои к существующему строю? Можно ли Базарова считать революционером? В чем слабая сторона политических взглядов Базарова? Убеждают ли спорящие друг друга?)
3. Взгляды на природу и искусство. Выявление авторской позиции. Присоединяется ли Тургенев к заявлению Базарова о том, что природа не храм, а мастерская? Отрицает ли он полностью кредо Базарова? Каким описанием природы заканчивает автор роман и почему?
Схватка Павла Петровича с Базаровым происходит за вечерним чаем. Герои спорят о русском народе, о принципах и деятельности нигилистов, об искусстве и природе, о дворянстве и аристократии. Каждая реплика Базарова направлена против какого-либо общепризнанного принципа. (П. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам, верить в них. Е. Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов нельзя жить, Базаров отвечает: «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, подумаешь, сколько иностранных и… бесполезных слов!» Павел Петрович умиляется отсталостью русского народа и упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист парирует упрек: «Что ж, коли он заслуживает презрения!» Положение народа у Базарова вызывает гнев. Герой видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Базаров восклицает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!» 60-е годы XIX века – годы новых открытий в области естествознания, химии, медицины. Многие передовые деятели той эпохи увлекались этими науками. Таким образом, в этот период бурного развития науки и технической мысли нередко наблюдалась среди части общества недооценка искусства. Такие крайности присущи были и Базарову. Базаров признавал только то, что полезно его делу. Критерий пользы – та исходная позиция, с которой герой подходил к различным явлениям жизни и искусству.)
|
|
В поединках Е. Базарова с П. Кирсановым истина не рождалась. Участниками спора двигало не стремление к ней, а взаимная нетерпимость. Оба героя были не вполне справедливы по отношению друг к другу.
III ЭТАП: РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ
1. Итог урока
(Вывод делают ученики вместе с учителем)
Тургенев не смог однозначно отнестись к своему герою, поэтому образ Базарова противоречив. Явно отрицая нигилистические взгляды, автор показывает его во многих сценах сильнее старшего поколения. Сам Тургенев не мог определить своего отношения к Базарову: «...я сам не знаю... люблю ли я его или ненавижу».
Домашнее задание
1. Роман «Отцы и дети» дочитать до конца.
2. Ответить на вопросы:
1) Отношение героев к любви, женщине вообще.
2) Е. Базаров и Анна Сергеевна Одинцова.
3) История любви П. П. Кирсанова к княгине Р.
4) Счастливы ли Аркадий и Катя?
3.Для индивидуальной работы
Законспектируйте фрагменты статей Д.И.Писарева «Базаров» и М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени», содержащие характеристику романа.
Модель урока в 10 классе на тему: «За невлюбленными людьми любовь идет, как привиденье» (по программе В. Я. Коровиной)
Дружба и любовь в жизни героев (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Цели: разобрать взаимоотношения Базарова и Аркадия Кирсанова, постараться понять неизбежность разрыва между героями, «уловить» социальную обусловленность разрыва; выяснить, какое место занимает любовь в жизни героев романа, способны ли они на сильные чувства, выдержат ли испытания любовью; показать глубокие внутренние различия Базарова и Одинцовой при некотором сходстве их натур; раскрыть (в столкновении Базарова с Одинцовой) превосходство Базарова над дворянами в сфере чувств.
Ход урока: