Леонардо Да Винчи родился в 1452 году. Художественное наследие Леонардо Да Винчи количественно очень невелико. Однако анонимный биограф, его современник, указывает, что Леонардо «имел превосходнейшие замыслы, но создал не много вещей в красках, потому что, как говорят, никогда не был доволен собой».
Леонардо Да Винчи – один из самых ярких представителей Эпохи Возрождения. В его работах имеет место символика цвета. Мы в нашей работе проанализируем его картину «Мадонна в гроте», и на ее примере раскроем символику цвета Эпохи Возрождения.
“Мадонна в гроте” – первое вполне зрелое произведение Леонардо – утверждает торжество нового искусства и даёт полное представление об исключительном мастерстве Леонардо. Икона была заказана монахами церкви имени святого Франциска в 1483 году.
Версия, хранящаяся в Лувре, была написана между 1483—1486 годами или даже раньше. Она на 8 см выше лондонской версии.
Первое упоминание об этой картине относится в 1625 году, тогда она находилась во французской королевской коллекции.
|
|
На картине изображена стоящая на коленях дева Мария, покровительственно кладущая руку на Иоанна Крестителя. Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения.
Дева Мария. Синее одеяние девы Мариисимволизирует ее связь с богом, божественное предназначение, а так же говорит о ее духовной чистоте.
Желтая подкладка, лежащая на коленях девы Марии напоминает запеленанного младенца. Желтый цвет в данном случае символизирует восходящее солнце, новую жизнь и вечность. Таким образом, созерцая одежду девы Марии, складывается ее духовный образ и цель ее нахождения на земле. Желтый элемент ее одежды говорит нам о том, что она станет матерью нового «солнца» человеческой истории.
Ангел. По левую руку от девы Марии изображен ангел, который придерживает младенца Иисуса. Зеленый цвет в одежде ангела символизирует новую жизнь, которая представлена нам маленьким Христом, но это не только новая человеческая жизнь, но и новая жизнь всего человечества. В одежде ангела преобладает красный цвет, который трактуется двояко. В первую очередь, красный цвет – это символ праздника, радости, во-вторых, он символизирует дальнейшую судьбу Иисуса, потому что через красный передается символическое значение страданий и очищения через кровь. Очень часто в картинах Эпохи Возрождения красный цвет символизирует невинно пролитую кровь.
Фон картины. Фон картины не менее символичен. Основную его часть занимают черные скалы с пробивающейся сквозь них зеленой растительностью. Что означает новую жизнь, путь которой будет непрост. Словно вершиной купола, в картине выступает голубое небо, которое символизирует то, что сам Господь присутствует рядом с персонажами полотна. На заднем фоне картины изображен проход в белую даль. Белый цвет подчеркивает божественность пути персонажей, и в то же время выступает символом скорби о их нелегкой судьбе.
Таким образом, через символику цвета Леонардо Да Винчи раскрыл не только черты характера персонажей, но и их дальнейшую судьбу.