Картина «В осетинской сакле»

На картине «В осетинской сакле» представлен процесс перегонки осетинской араки. Справа на камнях сидят две горянки, одна из которых предлагает отведать из рога горячей араки, вторая отказывается. За ними распахнутая настежь входная дверь, левее жарко горящий огонь, над огнем – закопченный котел, покрытый массивной крышкой с отводом для змеевика. Дальше – грубая деревянная лохань с густой смесью, охлаждающей змеевик, возле лохани сидит горянка и палкой помешивает смесь, а из трубы льется тонкая струйка горячей араки. На стене висят традиционный для осетин треножник и сито.

Мы не случайно остановились подробно на описании сакли. Выше говорилось, что картины Коста вначале кажутся незатейливыми, даже примитивными. Но давайте разберемся. Лаконизм Коста – не только проявление стиля состоявшегося мастера. Это образ мышления, если угодно, – средство общения с миром. Стиль формируется под влиянием больших художников (Джотто, Караваджо, Босх), но в конечном итоге он обусловлен самой жизнью. Горянки у Коста могли бы быть более вылощены, фигуры тщательнее выписаны. Но когда постигаешь внутреннюю взаимосвязь идеи и содержания, сакральную сущность каждой детали, – убеждаешься, что «красивость» тут неуместна.

Даже висящие на стене треножник и сито, сами по себе являющиеся величайшим символом диалектики жизни и смерти, или банальнейшая на первый взгляд дворняга в ногах у горянки, – не только завершают прекрасную композицию, но добавляют картине некое озорство. Какой же интерьер бедной сакли с земляным полом без треножника и собаки по кличке Садул? Но Коста преодолевает косность изображения жизни горцев. Он достигает такой высоты, откуда обычные предметы домашнего обихода – кроме сакральной ценности – приобретают художественную ценность.

Обратимся к символике цвета в картине. Головы горянок покрыты платками белого и голубого цветов, что говорит нам о чистоте их помыслов и нравов, о том, что это не просто женщины. Они, словно ангелы. Они - хранительницы очага. Красный цвет, который присутствует в их одежде, говорит нам о том, что даже самое незатейливое занятие, горянка может превратить в праздник. Гонка араки тоже праздник, хоть они и не пьют ее. Но они знают, что она будет стоять на столе в день свадьбы или дня рождения. Зеленый цвет платья одной из горянок символизирует жизнь, он подчеркивает то, что в доме, где живет женщина, всегда будет ощущаться веяние жизни. Она сама скрасит жилище, а также подарит дому новую жизнь, родив детей. Коста через цвета одежды горянок передал их значимость и предназначение. Он подчеркнул их достоинства. Кувшин золотистого цвета символизирует солнце и богатство. Каждая женщина - это солнце для своей семьи. Каждая женщина может обогатить дом, принося в него счастье, уют и продолжение рода.

На наш взгляд, именно синтез школ итальянской, испанской, голландской, французской и фламандской живописи позволили Коста превратить атрибуты в общем-то монотонной и тяжелой жизни осетин в предметы высокого искусства.

2.2 Картина «Скорбящий ангел".

Фактура картины, ее композиция не выдерживают канонического стиля. Коста словно нарочно нарушил законы жанра. И это немудрено – религиозный аспект его интересует меньше всего. Фигура ангела, стоящая перед крестом вполоборота, вовсе не характерный для подобных сюжетов жест обнаженной руки, затеняющей часть лица, акцентирует внимание зрителя на прекрасно выписанном деревянном кресте и висящем на нем терновом венце. В сущности, картина построена на контрасте: с одной стороны ангел с ярким сиянием вокруг головы, что символизирует чистоту и невинность, полная жизни и чувственности обнаженная левая рука и заслоняемые правой ладонью исполненные скорби глаза; и с другой стороны – массивный деревянный крест с терновым венцом. Да, глаза ангела затенены, но даже тень не может укрыть от нас вполне земной страсти. Перед нами вовсе не ангел, а простая горянка, только с крыльями за спиной. Крылья также контрастируют по цвету с одеждой ангела, что говорит нам о тяжести того бремени, которое приходится нести этой женщине. Крылья черны. Коста тем самым лишь подчеркивает, что это земной ангел, ангел, который познал горе и муки всего народа. Ангел, который скорбит о судьбах близких. Небо над головой ангела все в красных вспышках, что символизирует страдания, невинно пролитую кровь народа.

У Коста ангел и крест разобщены, находятся как бы в разных ипостасях. Экстаз раскаяния или сожаления не смог их объединить во имя Святого Духа в божественную суть. Да, оголенная рука ангела разделила пространство на два мира. И дело даже не в экзистенциальной сущности жеста. Застывшая на щеке слеза свидетельствует о страдании, но это не религиозное раскаяние. Выдвинув на первый план драму чувств, возникших на фоне беспросветной жизни, Коста показал сложный момент конфликта человека с действительностью. «Скорбящий ангел» вызывает в памяти потрясающие по своей трагичности строки «Матери сирот».

Кто знает, сколько слез пролила тайком от своих обреченных на голодную смерть детей мать, разочаровавшаяся в святой вере, чьи чувства были стерты в прах? «Капают по капле слезы в котелок». «И покуда мрачно теплилась зола, все насытить плачем сердце не могла». Нет, не от раскаяния льются слезы ангела. Он оплакивает тяжелую судьбу всей Осетии, Осетии униженной  и оскорбленной.

 

Заключение.

Изучив символику цвета в живописи Древнего Египта, художников эпохи Возрождения и Коста Хетагурова, мы пришли к выводу, что наша тема весьма актуальна, так как Символика цвета, зародившись в Древнем Египте, прошла долгий путь, но не утратила своей значимости в работах художников. Она по сей день помогает нам в анализе картин, помогает глубже раскрыть замысел художника, характеры персонажей, помогает проникнуть в суть картины. Символика цвета характерна не только художникам, работы которых, мы осветили в нашей работе. Эта тема обширна и требует тщательного изучения.

 В нашей работе мы попытались выяснить насколько часто встречается символика цвета в работах художников Эпохи Возрождения, а также в картинах Коста Хетагурова, и пришли к выводу, что символика цвета один из важнейших аспектов анализа картин. Символика цвета актуальна и в работах Коста Хетагурова, который опирался на творчество художников эпохи Возрождения и позаимствовал у них элементы символики цвета.

Таким образом, Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок».Несмотря на то, что, на протяжении человеческой истории содержание цветовых символов претерпело немалые изменения – менялась их трактовка и отношение к ним, – ядро цветовой символики оставалось неизменным.

 

 

Библиография.

1. Большая советская энциклопедия.

2. Алексеев С.С. «О колорите».-М.: Изобразительное искусство, 1974.

3.Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты».Изд.«Просвещение», 1989.

4. Бернард Бернсон «Живописцы итальянского Возрождения». -М.:изд.«Искусство»,2004.

5. Волков Н.Н. «Цвет в живописи».-М.:Изд. «Искусство», 1965.

6. Даниэль Сергей Михайлович «Искусство видеть».Изд. "Амфора", Лен. Отделение, 1990.

7. Зайцев А.С. «Наука о цвете и живопись».Изд.«Искусство», 1986.

8. Панксенов Г.И. «Живопись. Форма, цвет, изображение».Изд.«Академия», 1998.

9. ru.wikipedia.org

10. www.museum.ru

11.www.rv.org.ua

12. egypt.newacropol.ru

13. mironovacolor.org

14. www.darial-online.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: