Никола Пуссен. Картина «Суд Соломона»

Значение творчества Пуссена для истории живописи огромно. Французские художники и до него были традиционно знакомы с искусством Италии эпохи Возрождения. Но они вдохновлялись произведениями мастеров итальянского маньеризма, барокко, караваджизма. Пуссен был первым французским живописцем, который воспринял традицию классического стиля Леонардо да Винчи и Рафаэля. Ясность, постоянство и упорядоченность изобразительных приемов Пуссена, идейная и моральная направленность его искусства позже сделало его творчество эталоном для Академии живописи и скульптуры Франции, которая занялась выработкой эстетических норм, формальных канонов и общеобязательных правил художественного творчества.

Мы в нашей работе обратимся к картине Пуссена "Суд Соломона" (1649 г.Лувр. Париж). Пуссен взял за основу один из библейских сюжетов, повествующих о мудрости царя Соломона. В картине четко представлена символика цвета.
Центральным персонажем выступает царь Соломон. Он восседает на высоком троне, спинка которого, словно нимб, возвышается над его головой. Трон золотистого цвета, что подчеркивает величие находящегося на нем человека. За троном расположена бардовая ткань, которая символизирует принадлежность к царскому роду. Ткань натянута между голубыми столбами, которые символизируют божественную принадлежность царя. Таким образом, складывается мнение, что на троне сидит человек, который послан править самим Господом. Трон расположен на пьедестале белого цвета, что символизирует непорочность мыслей и действий государя. Сам царь Соломон одет в красно - голубой хитон. Красный цвет - символизирует здесь невинно пролитую кровь младенца и страдания матери. Голубой подчеркивает то, что решение царя будет принято, руководствуясь чистыми божественными помыслами. Обратим внимание на женщин, которые обратились за помощью к Соломону. С помощью символики цвета художник помогает понять нам, кто настоящая мать убитого младенца, а кто лгунья. В одежде женщины, находящейся по правую руку от царя преобладают белый, голубой и желтый цвета. Белый цвет говорит о ее непорочности, о том, что ее совесть чиста, но также он символизирует и траур, скорбь о возможной потере ребенка. Голубой цвет подчеркивает, что она готова предстать перед Богом, ей не страшен его суд, потому что Господь на ее стороне. Желтый цвет, как нами уже говорилось выше - это цвет предательства. В данном случае о говорит нам о том, что эту женщину предали. Под ногами у женщины лежит покрывало белого цвета, которое еще раз напоминает нам о ее невиновности. Таким образом, мы понимаем, что перед нами мать, которая не убивала свое дитя. В одежде второй женщины преобладают красный и зеленый тона. Волосы ее черны, что символизирует темные помыслы. Красный цвет -  символ крови ребенка, которую она уже пролила и, которая еще может пролиться вновь, если пострадает и второй младенец. Зеленый цвет - это символ жизни, но в сочетании с красным, он складывается в символ жизни утраченной. Под ногами женщины мы также видим покрывало зеленого цвета, она наступает на него, тем самым показывая, что ей ничего не стоит переступить через чью - либо жизнь. На правом плече женщины виден фрагмент ткани белого цвета, но он так мал, что мы понимаем: все ее попытки выставить себя невиновной - тщетны. Ребенок в ее руках также завернут в ткань белого цвета, что подчеркивает его невинность. Обратим внимание на людей, стоящих по обе стороны трона. Особо примечателен человек в желтой накидке, который стоит у самого подножья трона. Он сложил руки в молитвенном жесте. Желтый цвет и то, что он стоит за спиной матери - убийцы, говорит о том, что он молит помиловать преступницу. Художник, облачив этого персонажа в желтую накидку, говорит нам о том, насколько этот человек подлый, если молит о защите убийцы. Женщины, стоящие с ним рядом, облачены в голубые, красные и желтые одежды, что в совокупности с их жестами говорит нам о том, что они такие же матери и не могут смотреть на все происходящее спокойно. они чувствуют, что эта женщина предательница и лгунья, а голубой цвет их накидок говорит о том, что они верят в то, что Бог покарает ее. Ребенок у ног одной из женщин также облачен в одежду желтого цвета. Художник будто пытается выразить этим, что и младенца, который еще жив предали. За спиной невиновной матери стоят солдаты. Один из них одет в красно голубую одежду, что говорит о том, что он страдает вместе с женщиной, но уповает на Бога в принятии решения. Другой солдат держит в руке еще живого ребенка, он замахнулся копьем, чтобы разрезать младенца пополам. Он одет в повязку зеленого цвета, которая символизирует жизнь. Так и есть, ведь жизнь младенца в его руках. Ребенок тянется к зеленому щиту, словно просит закрыть им свою жизнь, потому что он ни в чем не виноват. На щите мы видим красную ткань, которая небрежно свисает с него, напоминая растекающуюся кровь. Художник, посредством символики цвета, усиливает драматизм происходящего. Он помогает понять зрителю, кто истинный преступник, а кто жертва. Одной из особенностей творческого метода Пуссена был рационализм, сказывавшийся не только в сюжетах, но и в продуманности композиции.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: