Глава 2. Символика цвета в работах Коста Хетагурова

«Леонардо да Винчи осетинского народа», как называли Коста современники, оставил глубокий след в искусстве и культуре Осетии. Кроме того, невозможно переоценить его роль в формировании самосознания осетин. Это он пел колыбельную осетинской классической поэзии, прозе, драматургии, публицистике, этнографии, живописи, а затем пестовал, ровно младенцев, щедро вскармливая питательным соком своей души.

Жизнь строила козни, но говорить об этом применительно к Коста, вместившему в своем сердце скорбь всей Осетии, просто невежливо. Он всегда был в гуще событий, порой являя собой последнюю надежду для обездоленных горцев. Мы знаем немало художников, чье творчество зиждется на традициях Эпохи Возрождения. Немудрено, живопись Возрождения, начиная с Джотто и Мазаччо и заканчивая Босхом, Брейгелем и Лукасом Кранахом Старшим – великая школа для любого живописца. Однако есть и такие художники, которые учатся у самой жизни. Нельзя утверждать, что Коста не опирался на опыт мастеров, творивших в Риме, Флоренции или Пизе. Не зря же он учился в Петербургской Академии Художеств. Речь о другом. Народ, столетиями балансирующий на острие ножа, не может оставить потомкам традиций живописи. Живопись требует мирных условий для осмысления пережитого, для творческого акта, чего, к сожалению, не всегда хватало осетинскому, да и другим кавказским народам. Может быть, поэтому живопись Коста кажется немного наивной и непритязательной. Впрочем, он рисовал только то, что видел, и приукрасить свои картины мог разве что синевой неба да солнечными лучами, которые ослепляют поутру путников на Кавказе. Штудируя традиции школ    итальянской, английской, испанской, фламандский и голландской живописи, Коста размышлял – какая же из них ближе к осетинской реальности. Ведь он рисовал свои картины не для салонов. Именно поэтому он использовал в своих работах лишь незначительные приемы художников эпохи Возрождения. Он максимально упрощал элементы живописи присущие художникам Ренессанса. Символика цвета стала тем моментом, который Коста использовал во многих своих работах, потому что он знал, что цветовое восприятие наиболее легко для осознания и оно наиболее ярко передает характеры персонажей картин. Коста всегда стремился создать не просто произведение искусства, а такое же оружие, как меч или копье. Надо признать, что «оружейником» он стал весьма профессиональным. Другое дело – какой ценой ему это приходилось делать. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: