Пунктуационные признаки

Прежде чем переходить к описанию данной группы языковых признаков следует немного рассказать об основных понятиях пунктуации, которые будут использованы в дальнейшем исследовании.

 

4.3.4.1. Основные понятия пунктуации.

Пунктуацией называется собрание правил постановки знаков препинания, а также сама система знаков препинания.

Во многом пунктуационная система русского языка строится на синтаксической основе. Это отнюдь не означает, что пунктуация копирует структуру предложения, подчиняясь ей: последняя сама обусловлена смыслом высказывания, поэтому исходным моментом для строения предложения и для выбора знаков препинания является смысловая сторона речи.

Указывая на членение речи, знаки препинания вместе с тем служат средством выявления различных смысловых оттенков, присущих отдельным частям письменного текста. Так, постановка вопросительного знака в конце предложения указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый тип по цели высказывания. Восклицательный знак одновременно указывает на законченность предложения и на эмоциональный его характер.

В некоторых случаях знаки препинания являются основным или единственным средством выявления смысловых отношений, которые не могут быть выражены в письменном тексте грамматическими или лексическим средствами.

Знаки препинания образуют особую часть общей графической системы языка и обслуживают те стороны письменной речи, которые не могут быть выражены буквами и другими письменными обозначениями (цифрами, знаков равенства, знаком подобия и т.д.). Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению её синтаксического строения и ритмомелодики. Различаются: 

1. знаки выделяющие, служащие для обозначения границ синтаксической конструкции, которая вводится в предложении для дополнения, пояснения его членов или всего предложения в целом, для интонационно-смыслового выделения какой-либо части предложения, а также границ конструкции, содержащей название лица или предмета, к которому обращена речь, или выражающей субъективное отношение пишущего к своему высказыванию, или оформляющей чужое высказывание (сюда относятся: две запятые (как единый парный знак), два тире (то же самое), скобки, кавычки);

2. знаки отделяющие, служащие для разграничения независимых предложений, их частей, однородных синтаксических элементов (однородных членов предложения, соподчиненных придаточных предложений), а также для указания на тип предложения по цели высказывания, на эмоциональный характер предложения, на перерыв речи (сюда относятся: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие);

3. знаком препинания является также абзац, или красная строка, он усиливает значение предшествующей точки и открывает совершенно иной ход повествования.

Таким образом, основными понятиями пунктуации (которые были охарактеризованы в этом разделе) являются следующие: “пунктуация”, “знаки препинания”, “выделяющие – отделяющие знаки препинания”. Выделение пунктуационных признаков письменной речи происходит в результате исследования структур, которые определяются вышеперечисленными понятиями.

 

4.3.4.2. Особенности пунктуационных признаков.

Характерной чертой пунктуационных признаков является устойчивое нарушение автором определённого правила пунктуации, а также своеобразное (или преимущественное) использование тех или иных знаков препинания (тире, двоеточия, запятой, скобок, кавычек, точки с запятой).

Пунктуационные признаки распределяются на несколько уровней:

1. пунктуационные признаки уровня простого предложения (устойчивое нарушение следующих правил: постановка препинания в предложениях с однородными членами, в конструкциях с обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами, дополнениями, в конструкциях с вводными словами и вводными предложениями);

2. пунктуационные признаки уровня сложного предложения (устойчивое нарушение следующих правил: постановка знаков препинания в сложносочиненном, бессоюзном, сложноподчиненном предложении с различного вида придаточными);

3. пунктуационные признаки уровня прямой и косвенной речи (устойчивое нарушение следующих правил: постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью, при замене прямой речи на косвенную, при цитатах);

4. пунктуационные признаки письменной речи, которые основаны на своеобразном (чаще избыточном) употреблении знаков препинания, употребление которых не регламентировано основными правилами пунктуации.

Трудно выделить из вышеперечисленных пунктуационных признаков (носящих общий характер) те, которые свойственны речи мужчин и женщин, ведь их характер зависит от особенностей навыка автора, который практически не зависит от половой принадлежности автора исследуемого документа. В то же время, благодаря анализу количественного соотношения определённых пунктуационных структур в текстах, составленных мужчинами и женщинами, были выделены пунктуационные признаки (носящие малоинформативный характер), которые можно использовать в целях диагностики половой принадлежности автора исследуемого текста.

 

4.3.4.3. Пунктуационные признаки, характерные для письменной речи мужчины:

1. частое использование сложных знаков препинания (кавычек, двоеточия, точки с запятой);

2. использование для выражения определённых логических отношений между частями предложения различных знаков препинания;

3. частое использование запятой в конструкциях с обособленными членами предложения;

4. редкое использование знаков препинания для выражения эмоционального отношения к происходящему;

5. наличие ошибок при постановке знаков препинания в конструкциях с прямой и косвенной речью;

6. наличие ошибок при постановке знаков препинания в конструкциях с однородными членами.

Все вышеперечисленные пунктуационные признаки письменной речи являются малоинформативными.

 

4.3.4.4. Пунктуационные признаки, характерные для письменной речи женщины:

1. частое использование знака тире;

2. наличие знаков препинания, используемых для выражения эмоций (многоточия, вопросительного и восклицательного знаков);

3. редкое использование каких-либо знаков препинания для выражения определённых логических отношений между частями предложения;

4. частое использование скобок для введения дополнительной уточняющей конструкции в тексте;

5. частое использование слов и выражений в кавычках (так называемого “иронического цитирования”).

Все вышеперечисленные пунктуационные признаки письменной речи являются малоинформативными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: