Синтаксические признаки

Прежде чем переходить к описанию данной группы признаков следует подробнее остановиться на некоторых основных понятиях синтаксиса, которые будут использованы в дальнейшем исследовании.

 

4.3.5.1. Основные понятия синтаксиса.

Синтаксис (гр. syntaxis – составление) – раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

Основными синтаксическими единицами являются: словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

Словосочетание – это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, и представляющее собой сложное наименование явлений объективной действительности. Одно из них – главное(стержневое), другое – зависимое слово: “интересная книга”, “писать сочинение”, “читать вслух”. В первом примере указаны предмет и его признак, во втором – действие и предмет, на который оно переходит, в третьем – действие и его признак. В этом выражается грамматическое значение словосочетания.

Синтаксические отношения между словами, входящими в словосочетание, бывают следующие: атрибутивные, объектные, обстоятельственные.

Словосочетание, будучи средством наименования и являясь строительным материалом для предложения, близко к слову, но вместе с тем отличается от него. Сближает их то, что словосочетание, как и слово, обладает системой форм, обусловленных грамматической природой главного слова, служащего стержнем словосочетания. Но и различие между словосочетанием и словом проявляются явно: словосочетание, выражая расчлененное представление, состоит из отчетливо выделяющихся слов – названий, в нём каждое слово оформлено отдельно, в слове же морфемы слиты воедино.

 Коренным образом отличается словосочетание от предложения. Предложение – единица речи, не называющая, а сообщающая о чем-либо и потому служит единицей общения. Словосочетанию же функция сообщения не свойственна, и оно, отдельно взятое, не выступает как единица общения. Словосочетанию не свойственна категория модальности (выражение отношения сообщаемого к действительности или выражение отношения говорящего к высказыванию, является неотъемлемым признаком всякого предложения.

Известно несколько основных типов словосочетаний (по главному слову): глагольные, именные субстантивные, адъективные, адвербальные. Различаются два вида синтаксической связи слов в словосочетании и предложении: сочинение и подчинение. Сочинение – это соединение синтаксически равноправных, не зависящих одна от другой частей. Отношения между элементами присочинительной связи обратимы. Подчинение – это соединение синтаксически неравноправных элементов (слов, частей сложноподчиненного предложения). В предложении используются оба вида связи – сочинение и подчинение, в словосочетании – только подчинительная связь. Основными видами подчинения являются: согласование, управление и примыкание.

Согласование – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в своей форме господствующему слову: “новый дом, в новом доме”.

Управление – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (имя существительное, местоимение, субстантивированное слово) становится в той падежной форме (без предлога или с предлогом), которая обусловлена лексико-грамматическим значением господствующего слова (“любоваться девушкой”).

Примыкание – это вид подчинительной связи, при котором зависимость подчинительного слова выражается лексически, порядком слов и интонацией. Примыкают неизменяемые знаменательные слова: наречие, инфинитив, деепричастие. Господствующим словом может быть: глагол, имя существительное, имя прилагательное, наречие (“кофе по-турецки, говорить улыбаясь”).

Предложение – минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или отдельное слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли. Предложение соотносительно с логическим суждением, однако не тождественно ему: каждое суждение выражается в форме предложения, но не всякое предложение выражает суждение. Предложение может выражать вопрос, побуждения и т.д., соотносительные не с двучленным суждением, а с другими формами мышления. Отражая деятельность интеллекта, предложение служит также для выражения эмоций и волеизъявлений, входящих в сферы чувства и воли.

Основой предложения является предикативность – выражение языковыми средствами отношения содержания высказываемого к действительности (его реальность или нереальность, возможность или невозможность, необходимость или вероятность и т.д.). Грамматическими средствами выражения предикативности являются категория времени (все явления действительности происходят во времени, и содержание высказывания осознаётся в каком-либо временном плане), категория лица (высказывание, как правило, соотносит действие с одним из трёх грамматических лиц) и категория модальности (высказывание говорящего сопровождается выражением его отношения к содержанию высказываемого). Средствами выражения модальности являются категория наклонения (изъявительное, повелительное, сослагательное) и особые лексико-грамматические средства (модальные глаголы, модальные слова и частицы). В предложении выделяются предикативная основа (предикативное ядро), в двусоставных предложениях – сочетание подлежащего и сказуемого, в большинстве односоставных предложений – глагольная словоформа.

В зависимости от положенного в основу классификации признака различаются предложения:

1. простые (состоящие из одной предикативной единицы) и сложные (состоящие из двух или более предикативных единиц);

2. утвердительные и отрицательные – по характеру выражаемого в них отношения к действительности;

3. повествовательные, вопросительные и побудительные – по цели высказывания (каждое из них может стать восклицательным при соответствующей эмоциональной окраске, выражающейся в особой восклицательной интонации);

4. односоставные и двусоставные – в зависимости от наличия одного или двух главных членов предложения в качестве организующих центров предложения;

5. распространенные и нераспространенные – по наличию или отсутствию второстепенных членов;

6. полные и неполные - по наличию или частичному отсутствию всех необходимых членов данной структуры предложения;

7. синтаксически членимые и нечленимые (слова-предложения) – при наличии или отсутствии возможности членения предложения, т.е. выявления в его составе отдельных членов.

Сложными называются предложения, имеющие в своем составе два или несколько простых предложений, образующих в смысловом и интонационном отношении единое целое.

В основу различия между простым предложением и сложным кладется не степень сложности выражаемых ими мыслей (простое распространенное предложение может также выражать сложную мысль), а структура того и другого: если простое предложение заключает в себе одну предикативную единицу, то сложное содержит две и больше предикативных единиц. Простое предложение соотносительно с простым суждением, а сложное – со сложным суждением, элементами которого являются простые суждения. Простое предложение строится из слов и словосочетаний, а сложное - из простых предложений, которые в одних случаях остаются неизменными, а в других претерпевают значительные изменения, входя в сложное предложение в качестве его компонентов.

Простые предложения, входящие в состав сложного предложения, могут объединяться:

1. сочинительными союзами;

2. подчинительными союзами или относительными словами;

3. бессоюзной связью (не связанной ни с сочинением, ни с подчинением).

Соответственно, выделяется три типа сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.

Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами. В сложносочиненном предложении чаще всего выражаются отношения соединительные (средством связей частей единого целого служат союзы “и”, “да”, “ни”), противительные (союзы “а”, “но”, “однако”, “зато”), разделительные (союзы “или”, “либо”, “ли...ли”, “то...то”). Кроме того, сложносочиненные предложения могут выражать отношения сопоставимые, пояснительные, присоединительные с различными добавочными оттенками значений.

Сложноподчиненным называется сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами. Сложноподчиненное предложение состоит из двух частей, связанных между собой подчинительной связью. Она выражается в синтаксической зависимости одной части от другой. Зависимая часть называется придаточным предложением (придаточной частью), независимая часть называется главным предложением (главной частью).

По особенностям структуры и по значению сложноподчиненные предложения делятся на две основные группы:

1. с придаточными, которые распространяют слово как лексико-морфологическую единицу и поэтому относятся к существительному, глаголу, прилагательному, наречию, при которых может быть указательные местоимения;

2. с придаточными, которые распространяют предложение и поэтому относятся или к группе сказуемого в главном предложении, или ко всему главному предложению.

В первой группе выделяются сложноподчиненные предложения с придаточными: 1) определительными, 2) изъяснительными, 3) степени и образа действия. Во второй группе выделяются сложноподчиненные предложения с придаточными: 1) места, 2) сравнительными, 3) времени, 4) условными, 5) цели, 6) причины, 7) уступительными, 8) следствия, 9) присоединительными.

В особую группу выделяются сложноподчиненные предложения со взаимно обусловленными частями; в этих предложениях нельзя выделить ни главной, ни придаточной части.

Бессоюзным сложным предложением называется сложное предложение, предикативные части которого взаимосвязаны по смыслу и строению, а также соединены без помощи союзов или относительных слов ритмомелодическими средствами, порядком следования частей.

В зависимости от значения частей бессоюзных сложных предложений и типа интонации как важнейшей формальной стороны их построения выделяются различные виды бессоюзных сложных предложений: 1) бессоюзные сложные предложения со значением перечисления, 2) со значением сопоставления или противопоставления, 3) со значением обусловленности, 4) со значением изъяснительных отношений, 5) со значением определительных отношений, 6) со значением причинно-следственных отношений,7) со значением временных отношений, 8) со значением сравнения, 9) со значением пояснения, 10) со значением присоединения, 11) со значением следствия, результата, быстрой смены событий.

Таким образом, основными понятиями пунктуации являются следующие: “синтаксис”, “словосочетание”, “согласование, управление, примыкание как виды подчинительной связи”, “предложение”, “предикативность”, “сложное предложение”, “сложносочиненное предложение”, “сложноподчиненное предложение”, “бессоюзное предложение” (понятие “сложное синтаксическое целое” было охарактеризовано в разделе № 3, п.3.2.1.).

Выделение синтаксических признаков письменной речи автора текста происходит в результате исследования синтаксических структур, которые определяются вышеперечисленными понятиями.

 

4.3.5.2. Особенности синтаксических признаков.

Синтаксические признаки письменной речи автора распределяются на несколько уровней в зависимости от того, какие синтаксические структуры они характеризуют. Выделяются следующие основные типы синтаксических признаков:

1. синтаксические признаки уровня словосочетания (частое/редкое употребление определённого типа словосочетаний – глагольных, именных, адъективных, наречных; редкое/частое использование в тексте определённого типа конструкций – с согласованием, управлением, примыканием; частое/редкое употребление словосочетаний, связанных с определённым стилем или стилями – в официально-деловом и научном стилях преобладают словосочетания, образующие цепочки из двух и более абстрактных существительных с предлогом или без, выражающие родо-видовые отношения; в ораторско-публицистическом стиле преобладают сочетания существительного с согласуемым прилагательным, часто оценочного характера; для разговорно-обиходного стиля характерны конструкции с дублированием предлога).

2. синтаксические признаки уровня простого предложения (несинонимические признаки: признаки, связанные с относительной частотой употребления основных структурных схем; признаки, отражающие степень распространения предложений, количество второстепенных членов предложений по отношению к общему числу предложений или слов; признаки, описывающие редкие случаи соответствия между членами предложения; признаки, опирающиеся на средства выражения субъективной и объективной модальности – структурные схемы, лексические единицы; синонимические признаки: признаки, связанные с синонимией между простыми предложениями; признаки, отражающие межуровневую синонимию простого предложения; стилевые признаки: частое/редкое употребление конструкций, связанных с определённым стилем речи);

3. синтаксические признаки уровня сложного предложения (частое/редкое употребление сложного предложения определённой конструкции – сложноподчининенного с различного вида придаточными, сложносочиненного, бессоюзного; признаки, отражающие различные синтаксические ошибки в сложных предложениях);

4. синтаксические признаки уровня сверхфразового единства (которые распадаются на две основные группы: 1 – признаки, отражающие частое/редкое употребление различных средств связности (зацепления, повтора); 2 – признаки, описывающие структуру сверхфразового единства (сложного синтаксического целого): использование тех или иных видов зачина и концовки, использование присоединительных или соединительных соотношений между членами сверхфразового единства, использование тех или иных типов темо-рематической локализации повтора при развертывании мысли в рамках сверхфразового единства

В результате проведённого использования экспериментальных образцов письменной речи мужчин и женщин были выделены те вышеперечисленные синтаксические признаки (и их конкретно-предметные разновидности), которые характерны для письменной речи мужчины и женщины, и могут использоваться при проведении автороведческого исследования в целях диагностики половой принадлежности автора исследуемого текста.

 

4.3.5.3. Синтаксические признаки, характерные для письменной речи мужчины:

1. частое употребление глагольных словосочетаний;

2. частое использование такого вида подчинительной связи, как управление;

3. частое употребление сложноподчиненных предложений;

4. частое употребление словосочетаний, образующих цепочки из двух и более абстрактных существительных с предлогом или без;

5. использование бессоюзных предложений со значением изъяснительных отношений;

6. частое использование сложных конструкций предложений;

7. использование сложных случаев обособления (обособленных определений, приложений, обстоятельств, дополнений);

8. использование присоединительных или соединительных соотношений между членами сверхфразового единства;

9. отсутствие в текстах средств выражения модальности;

10. широкое использование причинно - следственных обстоятельств;

11. распространение предложения за счет обстоятельств места, времени;

12. преимущественное использование повествовательных, невосклицательных предложений;

13. использование в текстах детерминантов, осуществляющих грамматическую связь со всей предикативной единицей в целом;

14. использование в основном утвердительных предложений.

 

Из числа вышеперечисленных синтаксических признаков письменной речи мужчины к высокоинформативным относятся: №№ 2, 4, 5, 8, 11, 13; к среднеинформативным – №№ 1, 3, 6, 7, 10; к низкоинформативным – №№ 9, 12, 14.

 

4.3.5.4. Синтаксические признаки, характерные для письменной речи женщины:

1. частое употребление именных и адъективных словосочетаний;

2. частое использование такого вида подчинительной связи, как согласование;

3. частое употребление сложносочиненных предложений;

4. частое употребление вводных слов и вставных конструкций;

5. редкое использование бессоюзных предложений;

6. наличие ошибок в построении сложного синтаксического целого;

7. употребление средств выражения субъективной и объективной модальности;

8. частое нарушение порядка слов в предложении;

9. редкие случаи несоответствия синтаксического и смыслового членения ситуации;

10. частое использование вопросительных, побудительных предложений;

11. частое использование номинативных предложений;

12. употребление контекстуально-неполных и ситуативно-неполных предложений.

Из числа вышеперечисленных синтаксических признаков письменной речи женщины к высокоинформативным относятся: №№ 2, 6, 8, 9, 12; к среднеинформативным – №№ 1, 3, 7, 10; к низкоинформативным – №№ 5, 11.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: