Признаки, характеризующие психологические особенности автора исследуемого текста

Данная группа психолингвистических признаков выделяет на основе анализа понятийно-смысловой структуры исследуемого текста. В любом тексте отражаются определённые черты характера человека, отдельные стороны его интеллектуального навыка, которые проявляются в характере восприятия действительности, характере акцентуаций в особенностях оценки объектов (прагматической, этической, эстетической). Все вышеуказанное находит отражение в определённых языковых структурах, анализируя которые специалист выделяет те психолингвистические признаки, которые позволяют определить половую принадлежность автора исследуемого текста.

 

5.2.2.1. Признаки, характеризующие психологические особенности мужчин:

1. проявление иронического отношения к женским “слабостям”;

2. проявление цинизма при описании экстремальных ситуаций;

3. четкая, свободная ориентация в традиционно мужских сферах деятельности, увлечениях, занятиях (конструирование, охота, рыбная ловля);

4. четкость в определении параметров времени, расстояния, меры, количества при описании события;

5. преобладание рационалистических оценок поступков;

6. мгновенная реакция на события, умение автора быстро ориентироваться в ситуации;

7. цинично-скептическое отношение к таким понятиям, как “культура”, “искусство”, “любовь”;

8. частое использование суждений ультимативного характера.

 

Из числа вышеперечисленных психолингвистических признаков, характеризующих психологические особенности мужчины, к высокоинформативным относятся: №№ 3, 4, 6, 8; к среднеинформативным – №№ 1, 2, 5; к низкоинформативным – № 7.

 

5.2.2.2. Признаки, характеризующие психологические особенности женщины:

1. проявление сентиментальности;

2. оценка поступков, событий с точки зрения социальной обстановки, ситуации;

3. доминирует этическая оценка происходящего;

4. свободная ориентация в традиционно женских сферах деятельности, увлечениях, занятиях (домашнее хозяйство, швейное производство);

5. жажда справедливости наказания, возмездия со стороны, не своими силами;

6. нескрываемое чувство жалости, сопереживания по отношению к жертве, потерпевшему;

7. попытка пристыдить за поступки, воззвать к совести;

8. использование разнообразных оттенков цветовой палитры при описании объектов.

 

Из вышеперечисленных признаков, характеризующих психологические особенности женщины, к высокоинформативным относятся: №№ 2-5, 7;

к среднеинформативным – №№ 6, 8; к низкоинформативным – № 1.

Методические особенности выделения и оценки психолингвистических признаков.

Процедура выявления необходимых для исследования психолингвистических признаков происходит при проведении комплексного автороведческого анализа исследуемого текста. Прежде всего выделяются признаки, характеризующие особенности эмоционального состояния автора, которые сравнительно легко распознаваемы в тексте. Впоследствии предположение о поле автора, сделанное на основе анализа признаков, характеризующих особенности эмоционального состояния автора, проверяется во время выделения и анализа признаков, характеризующих психологические особенности автора. В процессе проведения комплексного анализа выделяется устойчивые психолингвистические признаки письменной речи. Практика показывает, что комплекс особенностей, на основании которых делается предположение о половой принадлежности автора исследуемого текста, должен включать не менее 5 признаков. Для оценки комплекса признаков, различающихся по значимости необходимо наличие соотношений между признаками с высокой, средней и низкой информативностью. Опыт показывает, что значимость одного высокоинформативного признака примерно соответствует значимости 2-3 среднеинформативных и 6-9 низкоинформативных.

В зависимости от того, какие психолингвистические признаки (“мужские” или “женские”) и в каком соотношении преобладают в исследуемом тексте, делается предположение о половой принадлежности автора текста.



Раздел VI. Общие методические основы определения пола автора текста.

Данная работа является комплексной, т.е. состоит из описания совокупности частных методов, объединенных рамками автороведческого диагностического исследования. В процессе применения частных методов изучаются различные уровни структуры текста: результаты изучения каждого уровня имеют самостоятельное значение. В свете сказанного, задачей настоящего раздела является уточнение вопросов, связанных с определение пола в рамках комплексного подхода: порядок исследования по уровням структуры текста, способы суммирования полученных признаков и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: