Методы определения пола и характер исследуемых текстов

Частные методы, изложенные в разделах 2-5, ориентированны на исследование анонимных текстов практически любой тематики (кроме научной и в какой-то степени публицистической).

Анализируются тексты, составленные на русском языке. Некоторые ограничения на применимость ряда методов накладывает уровень грамотности автора. Высокий уровень грамотности создает определённые трудности при анализе морфологических и орфографических языковых признаков; низкий уровень грамотности затрудняет исследование отдельных смысловых признаков (в частности, характеризующих сферу мировоззрения автора), а также лексико-стилистических языковых признаков.

Кроме того, тексты составленные в рамках ораторско-публицистического стиля речи (имеются в виду листовки, брошюры, манифесты и т.д.), не позволяют достаточно четко выделить языковые признаки, в особенности – орфографические и пунктуационные, ввиду возможности их последующей редактуры и корректуры исследуемого текста.

Таким образом, прежде чем исследовать текст на предмет определения половой принадлежности автора, необходимо провести ряд предварительных исследований: определить его тематику, стиль, в рамках которого он изложен, уровень грамотности автора. В соответствии с полученными результатами определяется каким из четырех частных методов определения поля отдавать предпочтение при исследовании того или иного текста.

Порядок проведения диагностического автороведческого исследования.

Рассмотренное в рамках комплекса, исследование по определению половой принадлежности автора исследуемого текста имеет четыре этапа. На первом этапе объект оценивается с точки зрения пригодности для исследования имеющимися в распоряжении специалиста четырьмя методами (определение пола автора на основе анализа: а) смысловых признаков; б) текстологических признаков; в) языковых признаков; г) психолингвистических признаков). Методы дифференцируются по степени их соответствия характеру объекта, определяется наиболее удобная последовательность их применения. Здесь же определяется, какие дополнительные исследования необходимо провести для того, чтобы в дальнейшем правильно оценить полученные результаты (см. выше п.6.1.).

На втором этапе происходит анализ объекта, выделение лексических, синтаксических, психолингвистических и прочих особенностей и их сортировка на имеющие отношение к определению пола и на относящиеся к решению других диагностических вопросов. Например, отклонения от синтаксической нормы распадаются на свидетельствующие о наличии иноязычия, на возникшие по причине малограмотности, на имеющие отношения к “женской” письменной речи.

На третьем этапе к выделенным особенностям применяются методы, изложенные в разделах 2 -5, т.е. осуществляется раздельное исследование по соответствующим уровням структуры текста (содержание, логическая структура, язык, психодиагностические особенности). Здесь же происходит предварительное определение пола: формируются выводы о поле по каждому из уровней в отдельности.

На четвертом этапе с учетом степени информативности признаков каждого из уровней дается оценка результатов раздельных исследований, и выдвигается окончательное предположение о поле автора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: