Ноев ковчег (теват Hoax)

В Торе приводится подробное описание Н.К. Агада* добавила к рассказу о Н.К. новые подробности: "Сто двадцать лет требовал Господь от Поколения потопа раскаяться и исправиться; так как не исправились они, сказал Он Ноаху (Ною): "Сделай себе ковчег из дерева гофер" (Быт. VI, 14). Посадил Hoax кедровые деревья. Спросили его: "Зачем тебе эти кедры?". Сказал им: "Господь желает послать на землю потоп и приказал мне изготовить К., чтобы спаслись в нем я и мой дом". Люди смеялись над Ноахом и над его речами. А он поливал свои кедры, и они росли. И спрашивали его: "Что ты делаешь?" И отвечал им: Так, мол, и так и увещевал их. Так как не раскаялись они и не исправились, послал на них Господь потоп".

НРАВСТВЕННОСТЬ (Мусар)

Взгляды, определяющие достойный образ поведения и действий человека. Добрые качества, заложенные в каждом человеке, и добрые поступки, совершаемые им не из страха перед наказанием и не из стремления к награде. Учение о нравственности основано, главным образом, на законе Торы: "Возлюби ближнего своего, как самого себя" и толковании Гилеля*: "То, что ненавистно тебе, не делай ближнему своему".

Изучение Талмуда может давать удовлетворение уму, но не чувству. А в тяжелые дни еврейского галута требовалась большая моральная сила, которая пробудила бы дух народа и веру в его будущее; необходимо было пробудить религиозно-нравственное чувство народа. Для этого нужна была личная Н. сила и глубокая вера. Этим путем шли мудрецы Израиля. Возникла "нравственная" литература, доступная простым людям. Особенно популярной стала книга р. Иегуды Гехасида "Сефер hа-хасидим" (XIII в.). Эта книга содержит этические изречения и напутствия и учит моральному отношению к каждому человеку, в том числе и к иноверцу. Наряду с требованием полного обособления евреев от иноверцев во всем, что касается религии и внутренней жизни, книга требует от еврея честности в отношениях с иноверцем: "Да не совершит человек несправедливости даже по отношению к иноверцу, так как несправедливость принижает человека и лишает его успеха в делах". Книга призывает к богобоязненности, скромности, но отрицает умерщвление плоти. Молитва должна исходить от сердца, "и если приходит к тебе человек, который не знает еврейского языка, но верует, и просит наставления, или если придет к тебе женщина, скажи им, чтобы научились молиться на доступном им языке, так как молитва понимается сердцем, а если в сердце нет того, что на устах, какой в ней толк?" В более позднее время, наряду с Галахой* и Агадой* развилась проповедь ("друш"), в основе которой заложены Н. указания народу для повседневной жизни. Особенно прославился Магарал из Праги, автор книг "Пути мира", "Вечность Израиля" и др. Магарал основывал свои проповеди на Агаде, в которой видел неиссякаемый источник нравственного учения. Рабби Шломо Эфраим, преемник Магарала, также взывал к Н. народа и бичевал пороки людей своего времени. Он осуждал также бесплодные схоластические споры вокруг Торы, корыстолюбие, распри между раввинами, эгоизм богачей и сильных мира сего.

В XIX в. в России группа ученых раввинов, видя, что новые поколения отдаляются от живого религиозного чувства, решила превозмочь застой религиозной жизни посредством призыва к нравственному самоусовершенствованию. Группу эту возглавлял р. Иосиф Зундель из Саланта, но основателем ее был р. Исраэль Салантер, организовавший общество для изучения Н. вначале в Вильно, а затем и в Ковно. Основой воспитания считалось углубленное изучение книг о Н. Все науки познаются путем логических умозаключений, а для успешного усвоения законов Н. нужно длительное воспитание и соответствующее эмоциональное состояние. Члены общества Н. выбирали соответствующие изречения хазал* и с большим воодушевлением твердили их, заучивая наизусть. Они повторяли их громко и нараспев. Метод изучения Н. сложился, главным образом, в ешивах Литвы. Ученики р. Салантера широко распространили этот метод в Польше, России и в некоторых странах Западной Европы. В старом Иерусалиме они также основали школу изучения Н., и среди ее членов было немало выдающихся знатоков Торы.

НРАВЫ (Мидот)

В Талмуде*, в трактате Авот (гл. V), отмечается многообразие человеческих нравов. Выделены четыре характера поведения людей: Говорящий "мое - мне, твое — тебе" - человек умеренного нрава, а по другой версии — эгоист. Говорящий "мое — тебе, твое — мне" (уступлю тебе, если уступишь мне) - простолюдин. Говорящий "мое — тебе и твое — тебе" — праведник. Говорящий "мое — мне и твое — мне" — грешник.

Четыре вида темперамента: вспыльчив, но уступчив — выгода его оборачивается убытком; незлобив, но неуступчив - убыток его оборачивается выгодой; незлобив и уступчив - праведник; вспыльчив и неуступчив -грешник.

Четыре типа жертвующих на благотворительные цели: хочет жертвовать, но не хочет, чтобы другие жертвовали — гордец; хочет, чтобы жертвовали другие, а сам не жертвует — скупец; жертвует и хочет, чтобы давали другие — праведник; не жертвует и не хочет, чтобы давали другие - грешник.

О

ОБЕТ (Недер)

Обязательство, которое человек берет на себя по отношению к Господу, например, принести жертву, десятину (десятую часть своих доходов) и т. п. О праотце Яакове рассказывается, что он принес обет: "Если будет Господь со мною и сохранит меня [...] и вернусь я с миром в дом отца моего [...] от всего, что дашь Ты мне, отделю Тебе десятину" (Быт. XXVIII, 20-22). Хана, помолившись Господу, чтобы дал Он ей сына, принесла обет: "И сказала: Господь Всемогущий, если увидишь Ты бедствия рабы Твоей [...] и дашь рабе Твоей дитя мужского пола, отдам я Тебе его [будущего сына] на все дни жизни его" (1 Сам. I, 11). Но в большинстве случаев О. выражался в жертве Господу. Обетованная жертва упомянута многократно вместе с "недавот" - жертвами, которые человек приносит добровольно. Пророк Иешаягу говорит и о жертвах, которые приносят иноверцы: "И познают египтяне Господа в тот день и принесут жертву и дар и дадут О. Господу и исполнят его" (Ис. ХГХ,21). В Торе* (Втор. XXIII, 22-23) сказано: "Если дашь О. Господу, Богу твоему, не замедли исполнить его, ибо Господь, Бог твой, взыщет его с тебя, и будет на тебе грех. Если же ты воздержишься от обетов, не будет на тебе греха". Согласно сказанному в книге Левит (XXVII), человек может посвятить Господу имущество, чистых и нечистых животных, дома, владения, рабов, детей своих и даже себя самого. Все эти О., кроме чистых животных, волен посвящающий выкупить. Вероятно, большая часть О. приносилась во времена невзгод и несчастий. О., данные девицами, имели силу только при согласии отца; жены могли приносить некоторые О. и без согласия мужей.

Хазал* неодобрительно относились к О. Сказал р. Натан: "Всякий, кто приносит О., словно построил жертвенник [что было воспрещено], а выполняющий обещанное, словно принес на нем жертву". И еще сказано: всякий, кто приносит О., даже выполняя его, считается грешником.

Один из праведников сказал своим ученикам: "Хотя Святое Писание и позволило нам клясться именем Создателя в правде, но я вам не советую клясться Его именем даже в правде. Говорите всегда "да" или "нет".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: