Надгробное слово (геспед)

Восхваления в честь усопшего, упоминающие добрые дела, совершенные им при жизни, и выражающие чувства печали и соболезнования. Еще в древности принято было оплакивать покойного, произносить надгробное слово. Авраам оплакивал Сарру, Иосеф — Яакова.

В Талмуде обсуждается вопрос: совершается ли оплакивание в честь покойника или же в честь живых. Вопрос этот возникал, если требовал человек перед смертью не произносить по нему надгробного слова, и галаха* обязывает нас выполнить его завещание. Но что касается праведников и благочестивых, запретивших в завещании своем надгробное слово, на основании речения мудрых: "Добрый знак для усопшего, если не оплакивали его", то установили позднейшие мудрецы не внимать их завещанию и оплакивать усопшего в синагоге и на кладбище, а только в доме его не оплакивать все семь дней траура. И принято было в седьмой день месяца Адар* (по преданию - день смерти Моше Рабейну) оплакивать всех выдающихся людей, скончавшихся в текущем году.

Есть дни, когда нельзя оплакивать умершего: в праздники и в другие установленные законоучителями дни.

НАЛОЖНИЦА (Пилегеш)

В древности существовал обычай, согласно которому женатый мужчина брал себе Н. Было принято, что женщина, которая не родила сыновей, отдавала свою рабыню мужу в Н., и сыновья, рожденные Н., считались сыновьями жены. Так взял Авраам в Н. Агарь (hагар), а Яаков - двух рабынь своих жен, Зилпу и Билгу. В трактате Сангёдрин (XXI) есть объяснение: "Чем отличается Н. от жены? Сказал р. Иегуда: Жены [приобретаются] ктубой* и обручением, а Н. - без ктубы и без обручения".

Хотя по закону Торы можно брать больше чем одну жену, наши законоучители запретили двоеженство ради сохранения мира в семье.

Рабейну Гершом* провозгласил херем (анафему) тому, кто возьмет вторую жену. Ашкеназим* приняли этот запрет и подчиняются ему. Сфарды и йемениты не признали его. В Эрец Исраэль Кнесет и Верховный раввинат запретили двоеженство даже общинам, в которых оно было принято в галуте*. Запрет этот касается также и мусульман.

НАРУШЕНИЕ МЕЖИ (Гасагат гвул)

Передвижение межевых знаков между двумя полями с целью расширить одно из них за счет другого, силой или хитростью. Человек, нарушающий границу, чтобы расширить свое поле и уменьшить поле соседа, преступает нормы общественной морали. Тора дважды предостерегает от Н.М.: "Не передвигай межи ближнего своего, отмеченной предками в уделе твоем, который обретешь ты в земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе во владение" (Втор. XIX, 14) и "Проклят передвигающий межу ближнего своего"(там же XXVII, 17). Деяние это квалифицируется как грабеж.

Хазал* распространили понятие Н.М. на всякий ущерб, который причиняет человек ближнему своему; например, "бедняк хлопочет приобрести лепешку, а другой пришел и опередил его" — он грешник (Кид. 49). Если человек приценивается к товару с намерением купить его, но приходит другой и перебивает сделку, — этот последний назван грешником. Нарушающий границу ближнего и отторгнувший у него хотя бы пядь земли, если сделал это силой, называется грабителем, а если сделал скрытно, называется вором. Сделавший это в Эрец Исраэль преступил тем самым два запрета: красть и грабить.

Рабейну Гершом и другие мудрецы постановили, что нельзя еврею совершить Н.М. другого еврея в сделках его с иноверцем, с которым он состоит в постоянном контакте, например, дает ему деньги в долг, продает ему товары или покупает у него — во всех этих случаях нельзя другому еврею вступать в деловые контакты с этим иноверцем, не испросив разрешения у первого. Законодатели видели в этом право, которое нельзя нарушить. Запрет этот похож на запрет р. Гуна: если поставил человек мельницу по соседству с первым, первый вправе воспрепятствовать пришельцу и сказать ему: ты нарушаешь мое благополучие.

НАРУШИТЕЛЬ ЗАКОНА (Аварьян)

Еврей, нарушивший установление мудрецов. Если преступивший установление общины не подвергся отлучению, он может участвовать в миньяне* и обязан выполнять все мицвот*, ибо сказано о еврее-грешнике: "Хотя и согрешил, он - еврей [...] и не вышел из общины Израиля. Но если его отлучили, то будет исключен из общины, а если причислят его к ней вновь, то где же наказание? И какой толк в установлении мудрецов? Поэтому не достоин он состоять в общине, ибо отрешен уже от нее". И принято произносить в ночь на Йом Кипур* перед молитвой "Кол нидрей"*: "С согласия Господа и согласия общества [...] мы дозволяем молиться с нарушителями".

НАСЛАЖДЕНИЕ СУББОТЫ (Онег шаббат)

Каждый еврей обязан услаждать себя в Субботу добрыми яствами и изготовлять их специально в честь Субботы, как сказано: "И назовешь Субботу наслаждением" (Ис. LVIII, 13). В Талмуде* рассказывается о старце Шамае, который всю жизнь выбирал особую еду в честь Субботы. Увидев красивое животное из домашнего скота, он говорил: "Вот это на Субботу".

НЕВЕЖДА (Ам hа-арец)

Дословно "ам hа-арец" - народ земли.

А. Г. в Библии — положительное прозвище земледельцев, старейшины которых принимали активное участие в управлении государством. В разговорном языке более позднего периода — невежда, еврей, который не учился, в особенности, кто не учил Тору и не сведущ в еврейских законах и обычаях. В этом же значении понятие Н. применяется в Талмуде*, например: "Не Н. - праведник" (Авот II,.), т. е. человек, который не учил законов Торы, не может их блюсти. В этом же смысле следует понимать изречение: "Мамзер [незаконнорожденный] -ученый стоит выше, нежели первосвященник-невежда". Предполагается, что в этом значении понятие Н. укрепилось во времена правления Йоханана Гурканоса Хасмонея. В его время приняли иудаизм эдомиты и многие язычники из простонародья. Они приняли заповеди Торы и мицвот*, но в вопросах ритуальной чистоты не были сведущи, и поэтому праведники и прушим* сторонились их. Из Талмуда очевидно, что определение Н. в разные времена не было однозначным.

Неприязнь, которую питали друг к другу мудрецы и Н., была временами очень велика. Сказал р. Акива: "Когда я был Н., я говорил: попался бы мне мудрец — я вонзил бы в него зубы, как осел". И сказано также: пусть человек продаст все, что у него есть, чтобы взять в жены дочь мудреца, и да не возьмет он в жены дочь Н. А р. Меир говорит: "Тот, кто выдает свою дочь за Н., все равно что связал ее и бросил льву". Не все мудрецы, конечно, так рассуждали. Рассказывают о р. Иегуде hа-Наси, что в год засухи он раскрыл свои амбары и сказал: "Пусть войдут знатоки Торы, знатоки Мишны, знатоки Талмуда, знатоки Галахи, знатоки Агады, но Н. - да не войдет". Протолкался р. Ионатан бен Амрам и вошел. Сказал: "Рабби, накорми меня". Спросил его: "Сын мой, читал ли ты Тору?". Отвечал ему: "Нет". — "Изучал ли Мишну?" — "Нет". Сказал ему: "Если так, то за что тебя накормлю?". Отвечал р. Ионатан: "Накорми меня, как накормил бы собаку или ворону". Накормил его. Когда он вышел, сел р. Иегуда и стал сокрушаться: "Горе мне, ибо накормил я хлебом своим Н.". Сказал ему р. Шим'он бар Рабби: "Может быть, Ионатан бен Амрам — твой ученик, который уклоняется от почестей за знание Торы". Проверил - и оказалось так. Сказал р. Иегуда: "Да войдут все" (ББ. VIII)

НЕДЕЛЯ (Шавуа)

Семь дней, кончая субботой. На языке иврит нет для дней недели особых наименований, и они называются: день первый, день второй, день третий, и т. д. День шестой называется также кануном Субботы ("эрев Шаббат"), а седьмой день - Субботой, "Шаббат".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: