Скорбящие по Сиону (авелей цион)

Многие из народа Израиля, пережившие разрушение Второго Храма, соблюдали траур и отказывались от наслаждений этого мира. В Талмуде сообщается: "Наши учителя учили: После разрушения Второго Храма в Израиле было много отшельников, которые не ели мяса и не пили вина. Сказал им р. Иегошуа: Почему вы не едите мяса и почему вы не пьете вина? Сказали ему: Как будем есть мясо, от которого совершали приношения на жертвеннике, а теперь [эти жертвоприношения] не совершаются? Как будем пить вино, от которого совершали возлияния на жертвеннике, а теперь их не совершают? Сказал им: Если так, не будем есть хлеб, ибо хлебные приношения тоже не совершаются.

- Можно [питаться] фруктами...

— Фрукты не будем есть, потому что нет приношения первых плодов.

— Можно другими фруктами...

- Воду не будем пить, потому что нет возлияния воды.

Они [отшельники] молчали. Сказал им: Дети мои, вот что скажу я вам: не скорбеть невозможно, потому что трагедия произошла; скорбеть сверх меры невозможно, ибо ограничения возлагают на общество тогда, когда большая часть общества может выдержать их. Но так сказали мудрецы: Когда человек белит свой дом, пусть не белит до конца; когда человек готовит трапезу, пусть убавит немного; когда женщина надевает украшения, пусть уменьшит немного, как сказано: "Если забуду тебя, Иерусалим, [...] да прилипнет язык к гортани моей". А всякий скорбящий по Иерусалиму удостоится увидеть радость его, как сказано: "Возвеселитесь с Иерусалимом [...] и радуйтесь ему все любящие его; возрадуйтесь с ним радостью все скорбящие о нем" (Иc.LXVI, 10).".

С.п.С. можно было встретить во всех концах диаспоры, а также в Стране Израиля. После завоевания страны арабами, когда евреям было разрешено жить в Иерусалиме, в городе поселились многие из С.п.С. Застольная молитва в доме находящегося в трауре включала также утешение С.п.С: "Утешь, Господи, Б-же наш, скорбящих по Сиону и скорбящих по Иерусалиму". Этот стих включен также в молитву "Нахем" ("Утешь") в "Минхе" 9 Ава.

СКРИЖАЛИ ЗАВЕТА (Лухот hа-брит)

Когда кончил Господь говорить с Моисеем на горе Синай, Он дал ему две скрижали откровения — "...каменные скрижали, исписанные перстом Божьим" (Исх. XXXI, 18). Эти две С, на которых выбиты были десять заповедей, стали основой Завета, союза между Израилем и его Богом. "И были С. эти деянием Божьим, а письмена — письмена Божьи, начертанные на С." (Исх. XXXII, 1.).

Когда сошел Моисей с горы Синай и увидел, что евреи поклоняются золотому тельцу, он в гневе разбил С. По прошествии времени сказал Господь Моисею: "Вытеши себе две каменные С., как первые, и взойди ко Мне на гору и сделай себе кивот деревянный. И напишу Я на С. те же слова, что были на первых скрижалях, которые ты разбил, и положи их в кивот" (Втор. X, 1-2).

Кивот (ковчег), где хранились С, назывался "кивотом завета". Кивот со скрижалями хранился в Святая Святых: вначале - в шатре соборном, а через много лет — в Храме, который построил Соломон в Иерусалиме. Согласно одному преданию, кивот был скрыт в период Иошиягу; по другой версии — был увезен в Вавилон после разрушения Храма.

С. хранились в кивоте вместе с обломками первых С, которые разбил Моисей.

Во всех еврейских общинах на внутренних стенах синагог и на ковчежцах, в которых хранятся свитки Торы, изображены СЗ. с начертанными на них десятью заповедями.

СКРОМНОСТЬ, или СМИРЕНИЕ (Анава)

Человек всегда должен быть скромен в своих поступках — с отцом своим и матерью своей, и с учителем своим, и с женой, и с детьми, и с ближними, и с дальними, и даже с гоем на рынке, дабы быть любимым на небесах и приятным на земле, и принятым среди людей, и дабы всю свою жизнь сохранять доброе имя (Учение Двей Элиягу,15).

С. - одно из важнейших нравственных качеств. "...И следует тебе учиться у Моше Рабейну, да почиет он в мире, который достиг совершенства умственного и нравственного до пророческой степени. Он был велик в Торе, велик в мудрости, велик в пророчестве, но прославил его Господь за смирение его и сказал: "А муж Моисей - смиреннейший из всех людей, которые на земле" (Чис. XII, 3)" (Рамбам*, "Перуш hа-мишнайот").

Особую С. должен человек проявлять в своей учености: да не возгордится он своими знаниями, и если он чего-либо не знает, да не постесняется спросить даже у менее мудрого, а тем более, у мудрейшего.

СКРОМНОСТЬ В ОБЫЧАЯХ (Цниут)

Сдержанность, отказ от всего, что аморально и невежливо по отношению к другим. Сказал р. Йоханан: "Если бы не была дарована нам Тора*, мы учились бы С. от кошки, которая прикрывает свои испражнения песком". Человек обязан вести себя скромно; даже когда он наедине с самим собой, из почтения к Всевышнему.

Человек должен относиться почтительно к ближнему; должен быть скромен в еде и питье: нельзя вытирать блюдо хлебом, нельзя собирать крошки со стола.

СМЕРТЬ (Мавет)

Многие библейские стихи убедительно свидетельствуют, что еще в период Праотцев господствовала вера в то, что мертвые не исчезают совершенно, но после С. человек покоится со своими предками, а душа его продолжает существовать вне тела. Тело же бездыханно: "Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восславит Тебя..." (Ис XXXVIII, 18). Мертвые в преисподней не помнят о Господе, "ибо в С. нет памяти о Тебе..." (Пс. VI,.). Из Торы и Пророков очевидно, что исходной точкой является вера в Господа, дающего жизнь всему живому, и душа живого человека — от Господа: "И создал Господь Бог человека из праха земли, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек живым существом" (Быт. 11,7). Власть Господа повсеместна, и нет ничего неподвластного ей. Иов выражает надежду, что удостоится когда-нибудь восстать из мертвых и узреть лучезарный лик Господа. С распространением веры в Единого Бога, в то, что Он — источник жизни, праведность стала аналогом жизни, а нечестие и безбожие — аналогом С: "Смотри, Я предложил тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло. Ибо заповедаю тебе сегодня любить Господа, Бога твоего, следовать путями Его и соблюдать заповеди Его, и уставы Его, и законы Его, дабы ты жил и размножился..." (Втор. XXX, 15-1.).

С. — это наказание Божье, но придет день, и упразднит Господь С. навеки: "Изведет С. навеки и высушит Господь слезы со всех лиц, и грех народа Его устранит со всей земли" (Ис. XXV, 8). Мертвые восстанут из могил: "Оживут мертвецы Твои, восстанут умершие. Преобразитесь и ликуйте, лежащие во прахе..." (Ис. XXVI, 19).

Множество традиций связано с проводами усопшего и погребением. Но они разные в разных общинах. Все делается в честь усопшего. Возвращающийся с кладбища или из дома, где лежит тело усопшего, должен омыть руки прежде, чем войдет в жилой дом. По этой же причине ставят умывальники у выхода с кладбища. Запрещено целовать мертвого, даже самого близкого родственника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: