Шеэрит Исраэль (остаток Израиля)

Дословно: оставшиеся из Израиля. Так называются евреи, живущие в странах диаспоры, а также те, кто останутся в живых в странах диаспоры в далеком будущем, после всех преследований и избиений. И сказано в книге Иер. (XXXI,.): "...спаси, Господи, народ Твой, остаток Израиля".

ШМИТА

"И говорил Господь Моисею на горе Синай так: "Говори сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, должна земля покоиться в Субботу Господню. Шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай плоды ее [земли]. А в год седьмой Суббота покоя будет земле, Суббота Господня; поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай. Самосевки от жатвы твоей не сжинай и ягод с необрезанных лоз твоих не снимай; год покоя да будет земле. И да будет [плод] Субботы земли вам в пищу, тебе и рабу твоему, и рабыне твоей, и работнику твоему, и поселенцу твоему, которые живут у тебя. И скоту твоему, и зверям твоим, которые на земле твоей, да будет всякий плод ее в пищу" (Лев. XXV, 1—7).

"К концу семилетия установи отпущение — шмита. И вот в чем состоит шмита: да простит всякий заимодавец, который даст в долг ближнему своему, да не притесняет он ближнего своего и брата своего, ибо объявлено прощение ради Господа. У чужеземца требуй возврата долга, а с того, что следует тебе от брата твоего, сними руку твою" (Втор. XV, 1—3).

Каждый седьмой год пятидесятигодичного цикла — год Ш. Нет доказательств соблюдения года Ш. в период Первого Храма. В книге 2 Хр. (XXXVI, 21) мы находим намек на то, что в течение всего периода Первого Храма сыны Израилевы не соблюдали год Ш. И в комментарии, который приписывают Раши*, доказывается на основе сопоставления дат, что сыны Израилевы не соблюдали год шмита четыреста тридцать лет. В Талмуде* введено различие между годом шмита земли и аннулированием долгов. Аннулирование долгов совершается в конце года Ш., а отдых земли начинается с началом года. По расчету хазал*, первый год Ш. пришелся на двадцать первый год после прихода евреев в Эрец Исраэль. Семь лет длилось завоевание страны, семь лет продолжался ее раздел между коленами и только на пятнадцатый год начался отсчет семилетий.

Крестьянин обязан предоставить все, что выросло у него на поле в седьмой год, беднякам и животным. Сюда входят плоды земли, которые произросли из семян, брошенных в землю до года Ш., и произвольно растущие травы. Самому же владельцу разрешается брать плоды для питания. Запрещено уничтожать эти плоды или продавать их.

Мицва — аннулировать в седьмой год все долги, независимо от того, была ли устная договоренность об уплате долга или должник выдал вексель. Однако, если должник выдал залог кредитору, долг его не аннулируется. По закону, шмита отменяет задолженность только на исходе года. Поэтому в течение всего седьмого года кредитор может требовать уплаты, и только накануне восьмого года долги аннулируются. Закон о шмита привел к тому, что многие не хотели давать деньги в долг из опасения, что они не будут возвращены. В эпоху Талмуда эта проблема, от которой особенно страдали бедняки, стояла во всей своей остроте, и необходимо было найти ее решение. Таким решением был "просболь", или "прозболь" — документ, учрежденный Гилелем, — который переводит долг на имя суда, и тогда кредитор может взимать долг в любое время (Швиит X, 3).

В вопросе прощения долгов в диаспоре* мнения толкователей законов разделились. Многие из них считают, что нет прощения долгов в наше время.

В вопросе "шмита" на землю толкователи тоже не были единодушны. Каков источник запрета обработки земли в год Ш. в наше время — запрет Торы* или мудрецов? Острые разногласия вызвал вопрос: что должны делать земледельцы современного Эрец Исраэль в год Ш.? Как им поступать? Р. Ицхак-Эльханан Спектор из Ковно, р. Иегошуа из Кутна, р.Шмуэль Могилевер, р. Авраам Ицхак hа-Коген Кук и другие раввины постановили, заботясь о благосостоянии земледелия современного Израиля, что поля и сады будут продаваться накануне седьмого года иноверцу, а евреи будут обрабатывать землю, не принадлежащую им. Возникла, правда, проблема запрета, который наложен на продажу земель в Эрец Исраэль иноверцам, и поэтому многие не принимают указанного установления.

ШМОНЭ-ЭСРЕЙ

- см. Восемнадцать благословений.

ШОФАР (Трубный рог)

О ниспослании Торы* сказано: "И вот на третий день, когда настало утро, были громы, и молнии, и облако густое на горе, и трубный звук очень сильный, и вздрогнул весь народ, который в стане [...] И звук трубный все усиливался..." (Исх. XIX, 1.-19).

Ш. служил также для созыва народа и для устрашения врага: Иегошуа бин Нун, а также Гид'он и его войско трубили в Ш. перед сражением. Трубят в Ш. в праздничные дни; трубили в день, когда Давид переносил Ковчег Завета: "...и Давид, и весь народ Израиля возносят Ковчег Господень празднично и под звуки шофара" (I Сам. VI, 15). Трубили при воцарении потомков Давида, царей Иудеи: "И протрубили в шофар, и воскликнул весь народ: Да живет царь Шломо!" (I Ц. I, 39). Трубят в Рош hа-Шана*, названный "День Трубления". В Йом Кипур* юбилейного года* тоже трубили в Ш., как сказано: "Тогда огласи трубным звуком в седьмой месяц, в десятый день месяца, в День Искупления огласите Ш. по всей земле вашей" (Лев. XXV, 9).

Сказано в Мишне*: "Ш. Рош hа-Шана - бараний рог, простой, а мундштук (конец) его покрыт золотом [храмовый шофар]".

ШУТ (Бадхан)

Человек, развлекающий и веселящий других; так называют свадебного шута, призванного развлекать жениха и невесту. Уже во времена составления Талмуда упоминаются "бадханы", изгонявшие печаль и веселившие сердца ради мицвы, как те двое, о которых сказал Элиягу, что они достойны будущего мира. Когда спросил их р. Брока Хозаа: "Что вы делаете?", ответили ему: "Мы бадханы и веселим людей".

В Средние века профессиональные певцы и шуты (среди них и женщины) странствовали из города в город и развлекали приглашенных на свадьбы и пиры смешными историями, сопровождая их куплетами и напевами. Раввины и ученые косо смотрели на бадханов из-за их легкомысленного поведения. Рав Хаим hа-Ле-ви, автор "Турей загав", порицает пиршества богачей и особенно приглашение профессиональных бадханов.

С течением времени изменились и Ш., и содержание их куплетов. Они стали исполнять еврейские народные песни; складывали куплеты в алфавитном порядке и вставляли в них имена жениха, невесты и приглашенных. Канву для своих прибауток и песенок бадханы черпали из раввинской и талмудической литературы. Афоризмы из Талмуда и изречения мудрецов становились привычными языковыми штампами в куплетах и усваивались простым людом.

Э

ЭЙФОД

Одно из одеяний первосвященника*; так говорится о нем в книге Исход (XXVIII,.—7): "И сделают Э. из золота, тхелет, багряницы, и червленицы, и виссона сученого искусной работы. Два оплечника связующие должны быть у него, с обоих концов его будет он прикреплен". Похожее описание Э. находим в 39-й главе книги Исход. Но нигде нет точных указаний на то, как выглядел Э., и поэтому мнения комментаторов в этом вопросе расходятся.

Согласно Раши*, Э. — это нечто вроде фартука, который завязывается на спине, ниже плеч. Он скрывает тело и доходит до пят; пояс (завязка) прикреплен спереди, а наплечники спускаются к поясу справа и слева. Многие из современных исследователей склонны принять версию Раши. Согласно Рамбаму*, Э. ниспадает от бедер и покрывает тело спереди и сзади; наплечники широки и покрывают все тело. В книгах Первых Пророков сказано, что даже не принадлежащие к потомкам Агарона-священника лица, такие как пророк Шмуэль и царь Давид, носили Э. В книге Судей рассказывается о Гид'оне, который сделал себе золотой Э.

ЭЛУЛ

Шестой месяц, считая от Нисана*, и двенадцатый месяц, считая от Тишри*, как принято сейчас. Из знаков Зодиака соответствует ему знак Девы — Бетула. Название происходит от вавилонского "улулу" — "жатва". Элул упоминается впервые в книге Нехемьи* (VI, 15). В этом месяце двадцать девять дней. С месяцем Э. связано несколько памятных событий нашей истории. Среди них - начало Иудейской войны против римлян. Месяц Э. — это месяц и покаяния, и подготовки к Судному Дню*, так как сразу же вслед за Э. наступают "Ямим нораим". "И весь месяц трубят в шофар* в синагогах после утренней молитвы. Цель трубления — пробудить и встревожить сердца народа, побудить их к раскаянию, ибо такова природа звука шофара — тревожить, как сказано: "Протрубит ли шофар в городе, и народ не встревожится?..." (Ам. III,.).

Во многих общинах во все дни месяца Э. хазан провозглашает в синагоге: "Раскайтесь, сыны необузданные!". Э. называется месяцем милосердия.

Так как Э. — месяц раскаяния, то встают ночью, чтобы произнести слихот и мольбы*, начиная с первого дня Э. и до наступления Судного Дня.

Принято в Э. писать в начале всех писем, которые пишут евреи друг другу: "На счастливый год будь записан и подписан" (дословно).

Начиная с первого дня Э. и кончая Симхат Тора*, принято произносить утром и вечером после молитвы 2.-й Псалом, который говорит о пробуждении души и волнении ее: "Одного просил я у Господа, того лишь ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем все дни жизни моей, созерцать красу Его и приходить в Храм Его".

ЭПИКУР (Эпикорос)

Имя древнегреческого философа, жившего в IV в. до н. э. Согласно еврейской традиции, он отрицал бессмертие души и высшим проявлением счастья считал земные наслаждения.

В Талмуде* "эпикоросом" назывался всякий вероотступник: эта кличка относилась к цдуким, к отрицающим Единство Творца и к тем, кто унижает мудреца или публично унижает ближнего. Со временем имя Э. превратилось в презрительное прозвище, которое давалось человеку, нарушавшему принятые религиозные нормы поведения, или неверующему. Из-за сходства по звучанию с арамейским словом "афкирута", означавшим распущенность, Э. стал символизировать в иудаизме распущенность и презрение к Торе* и ее учению. У Рамбама* слово "Э." означает обычно: еретик, отступник.

Э. в значении "отступник" считался опасным человеком, от которого следует отстраняться. По мнению Рамбама, доносчиков и Э. среди евреев положено было уничтожать, ибо досаждали они Израилю и отвращали народ от Господа (Гилхот Авода зара X).

ЭРУВ

Дословно: "смешение". Существует три вида Э.: Э. дворов, Э. границ и Э. вареной пищи.

Э. (смешение) дворов

Установление мудрецов, по которому можно в субботу переносить ношу через двор, принадлежащий нескольким жильцам, или из одного двора в другой, или по улицам целого поселения - для этого следует превратить это место в одно единое владение. В случае двора — все соседи участвуют в покупке одного хлеба, который кладется в одной из квартир. В случае поселения — оно все окружается оградой (обыкновенно проволокой), и таким образом превращается в одно владение.

Э. границ

По мнению р. Акивы, Тора запрещает еврею в субботу удаляться от его поселения более, чем на две тысячи локтей (тысяча метров), и от нарушения этого запрета Моисей предостерег Израиль: "Да не выйдет человек из жилья своего в день седьмой" (Исх. XVI, 29). Эта "граница Субботы" отмеряется от края города. Поэтому человек, живущий в городе, вправе расхаживать в Субботу по всему городу, а также удаляться от него на две тысячи локтей в любую сторону. Но тот, кто должен пройти в Субботу больше двух тысяч локтей вне города, может это сделать при следующем условии: в канун Субботы он оставляет в пределах "границы Субботы" продукты, достаточные для двух трапез, и произносит благословение по поводу мицвы* Э. Он может сделать то же через посланца. Таким образом он "приобретает" себе это место для пребывания в нем в Субботу и может пройти в Субботу две тысячи локтей от этого места.

Э. вареной пищи

Согласно галахе, воспрещено готовить — печь и варить — с праздника на Субботу. Поэтому, если праздник приходится на пятницу, то следует оставить на Субботу нечто из того, что сварено в четверг, в канун праздника. Таким

образом, пища, приготовленная на праздник и на Субботу — не разделена, смешана. И все, что готовится в праздник, предназначено и на Субботу. На Э. вареной пищи есть специальные благословения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: