Количественная оценка государственного долга. Экономические последствия государственного долга

 

Количественная оценка бюджетного дефицита и государственного долга объективно усложняется следующими факторами:

1. Обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к объективному завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга.

2. Важная статья государственных расходов – обслуживание задолженности, т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга (амортизация долга). При измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию.

3. При оценках дефицита государственного бюджета на макроуровне, как правило, не учитывается состояние местных бюджетов, которые могут иметь излишки. Нередко местные органы власти целенаправленно искажают статистическую информацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить налоговые отчисления в федеральный бюджет. В итоге при оценке дефицита федерального бюджета происходит завышение.

Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более, что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВВП. поэтому целесообразно использовать относительные показатели задолженности.

Относительные показатели:

1. Отношение величины государственного долга к величине ВВП.

2. Отношение величины государственного долга к величине экспорта товаров и услуг.

3. Отношение суммы обслуживания долга к величине ВВП.

4. Отношение суммы обслуживания долга к величине экспорта товаров и услуг.

5. Сравнительная динамика показателей отношение ВВП к численности населения страны и отношение величины государственного долга к численности населения страны.

Первые два показателя являются показателями запаса, характеризующими бремя государственного долга в долгосрочном периоде, т.е. степень зависимости национальной экономики от притока иностранного капитала. Третий и четвертый показатели являются показателями потока: чем они выше, тем в более активной корректировке нуждается внешнеторговая и валютная политика.

В целом существование небольшого государственного долга не оказывает серьёзного негативного влияния на экономику.

Однако, если величина государственного долга значительна, то могут существовать следующие опасности:

1. Банкротство нации. Его можно избежать тремя путями:

· Осуществить рефинансирование долга, т.е. выпустить новые облигации государственного долга, заменив ими старые. Нет никаких причин, которые заставляли бы сокращать государственный долг. Как только подходит ежемесячный срок платежа по каким-то частям этого долга, правительство обычно не сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы получить дополнительные средства.

· Увеличить налоговое бремя для выплаты государственного долга. Правительство имеет право облагать население налогами и собирать их. Увеличение налогов является тем способом, который есть у правительства для получения достаточных доходов для выплат процентов и общей суммы государственного долга.

· Погасить государственный долг за счет эмиссии денег. Правительство имеет право печатать деньги, которые можно заплатить и основную сумму долга, и проценты по этому долгу.

2. Переложение налогового бремени на следующие поколения. Специфика внутреннего долга такова, что страна должна сама себе. В большинстве случаев – внутренний долг это только отношения между гражданами страны. Погашение государственных облигаций, находящихся в распоряжении резидентов данной страны не вызывает никакой утечки покупательной способности из экономики страны в целом. Существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или суммы основного долга).

3. Распределение доходов. Выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство доходов.

4. Стимулы к деловой активности. Повышение ставок налогов для выплаты государственного долга приводит к снижению предпринимательской активности. Подобным косвенным образом существование большого государственного долга может подорвать экономический рост.

5. Эффект вытеснения и основные производственные фонды. Выплата государственного долга, осуществляемая правительством за счет заимствования денег на внутреннем кредитном рынке, приводит к росту процентной ставки по кредиту, в том числе и для частных заёмщиков, что также приводит к снижению предпринимательской активности.

 


Задача 1

Правительство получило заем иностранных банков в размере 1млрд.д.ед. по годовой ставке 8%. Эти средства инвестируются в реализацию проектов, которые позволяют увеличить ВВП страны в течение последующих лет на 200 млн.д.ед. ежегодно.

Задание:

1. Определите, приведет ли заем к увеличению государственного долга страны и в каком размере.

2. Вырастет ли чистое финансовое бремя, налагаемое на граждан данной страны?




Задача 2

Валовой внутренний продукт в условиях полной занятости составляет 20 млрд.д.ед. фактический объем ВВП равен 16 млрд.д.ед. сумма налогов составляет 10% от величины ВВП. Государственные расходы на товары и услуги равны 1,8 млрд.д.ед.

Задание:

1. Определите, сводится ли государственный бюджет с дефицитом или с излишком и установите его размеры.

2. Определите, как изменится сальдо государственного бюджета в условиях достижения полной занятости.

 



Задача 3

Правительство получило заем на сумму 10000 д.ед. сроком на 1 год по ставке 4%.

Задание:

1. Какую сумму долга правительство должно выплатить к концу года?

2. Если годовой темп инфляции составляет 3%, будет ли эта сумма долга равна номинальной?

3. Каковы будут сумма долга и величина процента в условиях отсутствия инфляции?

4. Если годовой темп инфляции составит 3%, то каковы будут сумма долга и величина процента, скорректированные с учетом инфляции?

5. Если инфляция составит 3% в год, то каковы будут сумма долга и величина процента, исчисленные без учета инфляции?

 



Задача 5

В таблице приведены данные по гипотетической экономике:

ВВП, д.ед. Сумма налоговых поступлений, д.ед. Государственные расходы, д.ед.
800 200 260
900 230 260
1000 260 260
1100 300 260

Задание:

1. Определите характер и величину бюджетного сальдо при объеме ВВП, равном 900д.ед. (при объеме ВВП равном 1100д.ед.), достигаемом в условиях полной занятости.

 

 



Тесты

(В/Н)

1. Размеры государственного долга можно определить путем суммирования стоимости всех государственных облигаций, имеющихся на руках у населения.

2. Внутренний долг государства приводит к перераспределению доходов.

3. Вызывает сомнение, что государство может одновременно использовать фискальную политику, направленную на достижение полной занятости и балансировать свой бюджет на циклической основе.

4. Сторонники концепции функциональных финансов считают, что балансирование бюджета как ежегодно, так и на циклической основе имеют второстепенное значение по сравнению с достижением полной занятости и ценовой стабильности.

5.  Более точную характеристику государственного долга дает не его абсолютная величина, а отношение ее к объему ВВП.

6. Сторонники теории функциональных финансов считают, что государственный бюджет должен балансироваться не ежегодно, а на циклической основе.

7. Величина государственного долга представляет собой накопленную сумму всех дефицитов государственных бюджетов (за вычетом бюджетных излишков).

8. Исторической причиной государственного долга обычно являются войны и экономические спады.

9. Утверждение, что крупный государственный долг может привести к банкротству государства, неверно, т.к. долг не обязательно следует погашать – его можно лишь рефинансировать.

10. Внешний долг не может стать бременем, которое должна нести национальная экономика.


(Различия)

1. Государственный долг – это сумма предшествующих:

А. Государственных расходов.

Б. Бюджетных дефицитов.

В. Бюджетных излишков.

Г. Бюджетных излишков за вычетом бюджетных дефицитов.

Д. Бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков.

2. Государственный долг не может привести к банкротству государства, т.к. оно:

А. Не обязательно должно погашать долг.

Б. Может рефинансировать долг.

В. Может увеличить массу денег в обращении.

Г. Все ответы верны.

Д. Все ответы неверны.

3. Эффект вытеснения, связанный с государственным долгом, возникшим в результате роста государственных расходов:

А. Сокращает частные инвестиционные расходы.

Б. Приводит к увеличению ставки процента.

В. Приведет к сокращению производственного потенциала в будущем.

Г. Все ответы верны.

Д. Все ответы неверны.

4. Когда международная ценность национальной валюты растет, тогда:

А. Наблюдается тенденция к увеличению экспорта.

Б. Наблюдается тенденция к сокращению импорта.

В. Наблюдается тенденция к сокращению чистого экспорта.

Г. Не происходит изменений в объемах экспорта и импорта.

Д. Все ответы верны.

5. Эффект вытеснения предполагает, что:

А. Рост государственных расходов приводит к уменьшению частных инвестиций.

Б. Импорт замещается производством товаров внутри страны.

В. Рост частных инвестиций приводит к уменьшению государственных расходов.

Г. Потребление товаров и услуг растет, а объем инвестиций сокращается.

6. Дефицит государственного бюджета образуется в том случае, когда:

А. Сумма активов государства превышает размеры его обязательств.

Б. Сумма расходов государства превышает сумму налоговых поступлений.

В. Расходы государства уменьшаются.

Г. Сумма налоговых поступлений сокращается.

7. Одна из реальных проблем государственного долга заключается в том, что:

А. Сокращается неравенство в доходах.

Б. Возрастают стимулы повышения эффективности производства.

В. Часть национального продукта уходит за пределы страны.

Г. Возрастает доля сбережений при всех уровнях располагаемого дохода.

8. Проблемы, связанные с растущим государственным долгом, имеют меньшее значение для экономики по сравнению с проблемами сокращения производства и роста безработицы. Это утверждение отражает точку зрения сторонников:

А. Ежегодно балансируемого бюджета.

Б. Бюджета, балансируемого на циклической основе.

В. Функциональных финансов.

Г. Эффекта вытеснения.

9. Государственный бюджет, сбалансированный на циклической основе, явился бы следствием:

А. Роста государственных расходов и увеличения налогов в период экономического спада.

Б. Сокращения государственных расходов и увеличения налогов в период экономического спада.

В. Роста государственных расходов и снижения налогов в период инфляционного подъема.

Г. Роста государственных расходов и снижения налогов в период инфляционного подъема.

Д. Сокращения государственных расходов и снижения налогов в период экономического спада.

10. Если правительство ежегодно будет стремиться к сбалансированному бюджету, то такой бюджет:

А. Будет сглаживать колебания в рамках экономического цикла.

Б. Будет усиливать колебания в рамках экономического цикла.

В. Не будет оказывать никакого влияние на объем производства и уровень занятости.

Г. Будет способствовать ослаблению инфляции.

Д. Будет стимулировать совокупный спрос.

 


Литература

1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер с англ. Т.1. – М.: Республика, 2009. Глава 20, с.365-379.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: