И школ западной(европейской) философии

Лекция

Т.5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

       Этап Нового времени — это первый период в истории философии, когда можно говорить о взаимовлияниях философских школ буддийского мира

и школ западной(европейской) философии.

Философия этого периодаимела свою специфику:

• материалистическую направленность - большинство филосо­фов предпочитало материалистически объ­яснять проблемы бытия и резко критиковало идеализм;

•господство эмпиризма над рационализмом

• большой интерес к социально-политическим проблемам

Характерные признаки философии Нового времени-

Интерес к разуму, признание разума высшей независимой от государства и религии способностью; одновременное развитие критического отношения к разуму, его возможности решить научные и социальные проблемы иногда иррациональны.

Для Нового времени характерна полемика между представителями различных философских направлений - материалистами и идеалистами, скептиками и догматиками, рационалистами и иррационалистами.
      В качестве главной задачи философии 16-19 веков выдвигается разработка и обоснование методов правильного мышления, разработка теории познания, методов научного исследования, необходимых для прогресса науки, таким образом можно говорить о возникновении материализма.

Материализм и идеализм- два противоположных направления в философии – Говорилось ранее (см. предыдущие лекции)

 

Английский ученый и общественный деятель ФренсисБэкон считается родоначальником материализма.


 

 

К материализму относят: Эмпиризм, Сенсуализм, Рационализм, как методы познания,

Иррационализм – к идеализму.

Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона — эмпиризма - заключается в том, что в основе познания лежит исклю­чительно опыт. Главная идея его учения - необходимость познания природы и подчинения ее власти человека. Ему принадлежит знаменитый лозунг науки нового времени: «Знание - сила».

Эмпиризм (от греч. empeiria- опыт) - направление в теории познания. 

Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого, чего не было бы в чувствах; чувства и опыт - источник знания, разум лишь систематизирует чувственные данные, ничего не добавляя к их содержанию.

Опытным данным соответствует индуктивный метод, в основе которого - наблюдение, анализ, сравнение, эксперимент.

Важнейшая составная часть эмпирического метода - накопление научных фактов. Оно осуществляется путем постановки экспериментов (опытов). Бэкон различал опыты:

плодоносные, то есть сразу приносящие определенные результаты,

светоносные, практическая польза которых заметна не сразу, но

которые в конечном итоге дают максимальный результат

Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с кото­рой главным методом познания должна стать индукция - обобщение множества ча­стных явлений и получение на основе обобщения общих выво­дов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления).

Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с по­мощью четких логических приемов.

Путь преодоления главного недостатка индукции (ее непол­ноты, вероятностного характера), по Бэкону, — в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.

Определив главный метод познания — индукцию, Бэкон выделяет конкретные пути, с помощью которых может прохо­дить познавательная деятельность. Это:

"Путь паука"получение знания из "чистого разума", то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, "ткут паутину мыслей из своего ума".

 "Путь муравья" — такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматиче­ский эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод также несовершенен. "Чистые эмпирики" концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким обра­зом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы "снаружи", "со стороны", но не могут понять внутреннюю сущ­ность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.

"Путь пчелы", по Бэкону, — идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства "пути паука" и "пути муравья" и в то же время освобождается от их недостатков.

Следуя по "пути пчелы", необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему "снаружи") и, используя возможности разума, заглянуть "во­внутрь" проблемы, понять ее сущность.



Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

     

 

 

 

Фрэнсис Бэкон не только показывает, какими путями дол­жен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истин­ное знание. Данные причины философ иносказательно называет "призраками" ("идолами") и определяет четыре их разновидности

Призраки рода и призраки пещеры - врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.

В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познания через культуру человека (рода) в целом — то есть чело­век осуществляет познания, находясь в рамках общечеловече­ской культуры, и это откладывает отпечаток на итоговый ре­зультат, снижает истинность знания.

Во втором случае (призраки пещеры) речь идет о влиянии личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека (его предрассудки, заблуж­дения — "пещера") отражается в конечном результате познания.

Призраки рынка и призраки театра - приобретенные заблуждения.

Призраки рынка — неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений.

Призраки театра — влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает про­являть новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (пример: влияние схоластики на познание в средние века).

Исходя из наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих "призраков" и получать свободное от их влияния "чистое знание".


Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 — 1650) - видный французский философ и ученый-математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он:

• обосновал ведущую роль разума в познании;

• выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;

• стал автором теории дуализма, чем попытался примирить мате­риалистическое и идеалистическое направление в философии;

• выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".

Рационализм (от лат. ratio- разум) - признает главным источником знания мысли и понятия.

То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:

• в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.);

• зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.);

• следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;

• сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, -мыслит;

• мыслить может реально существующий человек;

• следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;

поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.

В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: "Я мыслю, следовательно, я существую".

  Базовое, основополагающее понятие, характеризующее сущность бытия – субстанция

Субстанцияэто все, что существует, не нуждаясь для сво­его существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций.

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:

материальные (вещи);

• духовные (идеи).

При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:

• протяжение — для материальных;

• мышление - для духовных.

Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.

Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.

Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления — чувства, желания, ощущения.)

Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).

Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

В целом учение Декарта о субстанции можно выразить следующей схемой:

 

 

     

Споры между эмпириками и рационалистами о механизмах человеческого познания в 17 веке приводят к возникновению нового, учения, близкого к эмпиризму - сенсуализма.

Создатель концепции сенсуализма в философии нового времени Джон Локк.Главная идея сенсуализма - единственным источником знаний являются органы чувств человека.

Джон Локк (1632 — 1704) развил многие философские идеи Бэкона, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии нового времени.

Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка:

• мир материалистичен;

• в основе познания может лежать только опыт ("нетничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах");

• сознание — пустое помещение, которое в течении жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о"чистой доске", на которой записывается опыт — tabula rasa);

• источником опыта выступает внешний мир;

 

• цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;

• идеал человека — спокойный, законопослушный, добропорядочный джентельмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;

• идеал государства — государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга (Идея разделения властей).

ВЫВОД:

 

Направления и представители. Основные идеи.  
Эмпиризм Ф.Бэкон   (1561-1626) Философская позиция, согласно которой все знание выводимо из опыта. Выделил 4 вида заблуждений («идолов»), мешающих познанию: 1) идолы рода присущи всем людям (перенесение на природу человеческих качеств); 2) идолы пещеры (индивидуальные заблуждения); 3) идолы рынка (заблуждения обусловленные многозначностью слов); 4) идолы театра (слепая вера в авторитет).
Рационализм Р.Декарт   (1596-1650) Философская позиция, рассматривающая разумкак единственную основу познания. Правила для руководства ума: 1) истинно лишь то, что отчетливо и очевидно; 2) разделять сложную проблему на простые составные части или элементы; 3) мыслить по порядку ничего не пропуская; 4) составлять полные перечни и обзоры.
Сенсуализм Дж.Локк   (1632-1704)   Философская позиция, рассматривающая данные органов чувств в качестве единственного источника достоверного знания. Типы познания: 1) интуитивное ясное и отчетливое восприятие совпадения или несовпадения двух идей; 2) демонстративное (рациональное доказательство) применимо в математике и в познании Бога; 3) чувственное направленно на изучение внешних вещей.

 

 


 

ЗАДАНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: