Сходство и отличие идей Ясперса и других философов о вере

Карл Ясперс (1883--1969) -- выдающийся немецкий философ, психолог и психиатр, один из основателей экзистенциализма. Для него идею «философской совестливости» символизировал И. Кант, а идею удивительной широты кругозора -- И.В. Гете, хотя в самом начале своего философского пути он испытывал интеллектуальное переживание, выброшенное из кантовско-гетевского «культур-ного рая».

Ясперс решительно отмежевался от рационалистичес-кой традиции в философии, связанной с Р. Декартом, И. Кантом и Г. Гегелем, отрицал возможность развития философии как науки. Настоящая философия, по Ясперсу, -- это прежде всего сам про-цесс философствования. Таким образом, он делает акцент на прин-ципиальной незавершенности и тем самым на открытости процесса философского размышления, в котором вопросы преобладают над ответами: истинное философствование как раз и состоит в поисках. В этом отношении Ясперс близок таким мыслителям, как С. Кьеркегор и Ф. Ницше: они не занимались систематической филосо-фией, т.е. не стремились привести свои философские воззрения в систему. Для Ясперса идея философствования означает и меньше, и больше, чем философия как система целостного мировоззрения. Меньше в том смысле, что она связана с определенным «творчес-ким ослаблением»: в наше бурное время уже нет той духовной мощи, которая позволяла, например, Платону, Аристотелю, Спи-нозе, Гегелю и др. возводить стройные мировоззренческие системы из абсолютизированной «изначальности» (эйдосы, абсолютный дух), поэтому нам должно довольствоваться лишь фрагментарными прозрениями. А больше потому, что философствованию свойствен-на жизненность «экзистенциального высветления» проблем бегущего времени: только философствование дает нам шанс как-то ос-мыслить наполненное «бедственностью» и «неизбывной заботой» наше существование. Дело в том, что под существованием имеется в виду прежде всего духовное бытие личности, ее сознание. «Су-ществование есть сознание, -- писал Ясперс, -- и я существую как сознание... Анализировать существование значит анализиро-вать сознание» Ясперс К. Философия. Т. 1. М., 1972. С. 17.. Ясперс полагал, что философию нельзя ограни-чить, как науку, строгими рамками определенного предмета и ме-тода. История философии в отличие от истории науки -- это не процесс приращения знаний, поскольку каждое крупное философ-ское учение, подобно произведению искусства, уникально. (Прав-да, в истории философии происходит приращение категорий и ме-тодов, а сходство с историей религии заключается в последователь-ном выражении разных позиций веры.) Философия призвана дать лишь некоторые ориентиры для поведения человека в мире, «осве-тить» экзистенцию и приблизить человека к трансценденции, по-мочь совершить скачок к «безусловному бытию», которое непости-жимо для научного познания, но имманентно присуще сознанию.

 

Философствование по Ясперсу

Философствование, по Ясперсу, предполагает тройственное членение, что соответствует такому же членению бытия. Первый уровень членения бытия -- предметное бытие («бытие-в-мире»), или «существование». Это внешний уровень бытия. Перед его лицом философствование достигает лишь «ориентации-в-мире», по существу это и есть экзистенция; она составляет бытийное ядро личности. Экзистенция с особой силой открывается человеку в по-граничных ситуациях: в состоянии тяжкого страдания, смертельной болезни, острого ощущения вины и т.п. В эти моменты человек остро испытывает чувство тревоги, осознание хрупкости и конеч-ности своего существования. Именно тогда человек может открыть для себя трансцендентный мир; его существование, таинственным образом связанное со своим собственным, освещает новым смыс-лом и человеческую экзистенцию.

Второй уровень членения бытия -- это озарение, прояснение экзистенции, осознание души, и наконец, третий уровень -- чтение шифров трансценденции являет собой глубинную задачу философствования, связанную с осо-знанием Бога. По Ясперсу, для философствования основную цен-ность представляют понятия метафизики, именно они выражают поиски смысла бытия философской мыслью. Итогом философство-вания выступает философская вера, и если религиозная вера осно-вана на откровении, то философская является результатом раз-мышления.

Ясперс стремился доказать, что духовный прогресс человечест-ва, в том числе и связанный с демифологизацией, не ведет к утрате смысла нашего бытия, но только при условии существования осо-бого бытия, трансцендентного мысли. При этом даже скептицизм, высвечивая границы знания, указывает вместе с тем не на ничто, а на нечто сущее, но непостижимое; оно выступает как предмет не-знания и, стало быть, веры, которая отличается от религиозной, в частности от христианской, тем, что должна быть значима для всех людей, поскольку основывается не на откровении, а на опыте, до-ступном любому человеку. По Ясперсу, вера не противостоит ра-зуму, а существует в единстве с ним, и ее нельзя рассматривать как нечто иррациональное. Допущение полярности рационального и иррационального лишь запутывает проблему экзистенции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: