Философская вера и человеческая коммуникация

Еще одной важной темой в философии существования является тема человеческой коммуникации, взаимообщения или интерсубъ-ективности. Человек в экзистенциализме изначально выступает как социальное существо. В отчужденном бытии, например в толпе, в массе, каждый поступает так, как поступают остальные, следуя моде, установившимся схемам общения, обычаям, при-вычкам. Экзистенциалисты не просто описывают факты, но яв-но выражают протест против массовой, бульварной культуры, ханжеской буржуазной морали. Правда, это часто делается с по-зиций нигилизма и анархизма.

Характерно, что выступая против массовой культуры 60-х гг., сам экзистенциализм стал впоследствии модой и элементом той же самой массовой культуры.

Социальность личности, глубоко выраженная Марксом, ко-гда он говорил, что человек становится человеком, только смот-ря на другого как в свое зеркало, подробно и убедительно ана-лизируется во многих работах экзистенциалистов. Экзистенци-альная коммуникация предполагает связь людей во внутренней любви. Для этого, по Ясперсу, необходимы три условия:

* одиночество. «Неудовлетворенность в коммуникации является поэтому началом прорыва к подлинному существованию»;

* риск. Тот, кто свое интимное переживание доверяет другому, рискует быть отвергнутым и осмеянным. Но коммуникация противоречива: «Я не могу стать собой, не вступая в комму-никацию, и не могу вступить в коммуникацию, не будучи в одиночестве»;

* борьба. Но это «любящая борьба». В ней другого хотят не уничтожить, а завоевать. В ней нет обмана и хитрости, нет превосходства над другим, но есть искренность и беспощад-ное раскрытие своих слабостей.

Ясперс придерживается принципа историзма, который приоб-рел у него аксиологический характер: для всемирной истории ло-рнируются универсальный смысл и смысловая связь времен. Вера Ясперса в возможность общечеловеческой коммуникации в пространстве и во времени поверх всех культурных барьеров связана с его исключительно интимным и прочувствованным ощуще-нием философской традиции как братства мыслителей всех времен. По Ясперсу, пока человек философствует, он ощущает свою связь с сокровенно-открытой цепью свободно ищущих людей. Наличие этой связи времен гарантируется особым «осевым временем», вы явившим универсальный смысл истории. Чтобы спасти человеческую сущность, находящуюся в XX в. на грани гибели, мы должны обновлять свою связь с «осевым временем» и возвращаться к его изначальности, подыскивая новые средства для неизменно утрачиваемой и вновь обретаемой истины. Трудам Ясперса свойственны идеи глубокого гуманизма и озабоченность: как спасти человечество от тоталитаризма -- этой главной опасности XX в., ввергающее людей в кровавые революции и истребительные войны.

 

Вывод

Философия жизни к 30-м годам нашего столетия постепен-но стала сходить на нет, уступая свое место экзистенциализму, в котором более органично, нежели в философской жизни, опи-сываются многообразные стороны бытия человека в мире. Фи-лософия жизни, считают экзистенциалисты, перегружена психологизмами.

Экзистенция в позднелатинском языке буквально означает существование. Само это существование понимается в экзистен-циализме как непосредственное единство субъекта и объекта, на-правленность субъекта вовне, открытость перед иным и движе-ние к этому иному. В религиозном варианте экзистенциализма у Ясперсаэтим иным является Бог, к нему движется лич-ность в своей свободе.

Перед человеком -- бездна последствий, он вынужден сделать свой выбор. Осуществляя его, человек творит свободу. Он ответствен за свой выбор прежде всего перед самим собой, и совсем нелегко постоянно нести бремя этой ответственности, сознавая, что, "самосозидая" себя, ты тем же самым актом тво-ришь других, мир в целом. В своем подлинном существовании человек "заброшен" в мир, он постоянно находится перед лицом будущего, в том числе смерти, в ситуации ответственности за свои действия. Экзистенция выступает как страх, экзистенциональная тревога, ожидание.

Экзистенциализм -- это онтология, учение о бытии, о суще-ствовании. Для экзистенциалиста человек существует в мире, во-прос о самостоятельном существовании природы для него мало-интересен. Природа дана человеку изначально. Исходная реальность целостна, она не делима на субъект и объект. И пос-кольку наука делит мир на объект и субъект, она не способна вы-разить существование, которое постигается в особом акте экзистенции. Экзистенция -- это не просто переживание, а переживание бытия-в-мире.

Уже отмечалось, что в экзистенции человек свободен. Быть свободным -- это значит быть самим собой, не ориенироваться на "посторонних".

Один из главных представителей экзистенциализма Ясперс видел инстанцию бытия человека пре-жде всего в его сознании. Он превыше всего ставил субъективность человека.

Экзистенциализм сумел обратиться к таким интимным сто-ронам человеческого бытия, которые отчасти невыразимы на язы-ке науки. Важное значение имели предупреждения экзистенциа-лизма против безоглядной веры в науку и технику, против недобросовестности приспосабливающегося к реалиям сознания (т.е. против конформизма). Экзистенциализм по-новому и весь-ма продуктивно поставил и разрешил проблему свободы челове-ка, выбора жизненных путей. Экзистенциалисты разработали но-вый способ философствования, который усвоен новейшей философией.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: