Форсайт образования – план создания «людей одной кнопки»

 

Д. В. Евзрезов, Б. О. Майер (Новосибирск, Россия)

 

Исследуются онтологические, эпистемологические и аксиологические особенности фор-сайта «Образование 2030». Методологически исследование построено на семантическом и контекстуальном анализе материалов выступлений и презентаций авторов данного проекта – директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов Д. Пескова и директора по реализации образовательных про-грамм в департаменте корпоративного образования Московской школы управления Сколково П. Лукши.

 

Показано, что в основе форсайта «Образование 2030» находятся исключительно орга-низационно – экономические соображения без учета содержательной стороны образователь-ного процесса и траектории развития образовательной системы России на предыдущих эта-пах.

 

Форсайт «Образование 2030» позиционируется как глобальный проект, в рамках кото-рого создается кастовое образование. В подобном кастовом образовании одна группа людей – это те, кто управляет и которые, в том числе, этот форсайт делают. Для них образование рассматривается как социальный процесс поддержки развития на цикле человеческой жизни.

 

И вторая каста, так называемые «люди одной кнопки», которые не должны иметь умения и навыки выбирать, они должны только иметь компетенции пользоваться готовыми сервиса-ми. Для последней категории «людей одной кнопки» важнейшим мотиватором становятся механизмы экономического и внеэкономического принуждения.

Ключевые слова: форсайт,проектирование будущего,образование,футурология,глоба-лизация, эпистемология.

 

 

Евзрезов Денис Валерьевич –аспирант кафедры философии,Новосибирский государствен-

 

ный педагогический университет.

 

E-mail: etracker@gmail.com

 

Майер Борис Олегович –доктор философских наук,проректор по научной работе,Новоси-бирский государственный педагогический университет. E-mail: maierbo@gmail.com

 

© 2011-2014 Вестник НГПУ                                                                                                                         Все права защищены


 

118


Вестник Новосибирского государственного педагогического университета

 

  2(18) 2014      

www.vestnik.nspu.ru

   

ISSN 2226-3365

   

Введение

       

ектирования

исключительно

форсайт-  

Планы реформ российского образова-

подхода [2] практически отсутствуют развер-

 

ния на всех уровнях не остановились с введе-

нутые

системы содержательных аргументов

 

нием в действие с сентября 2013 г. Федераль-

для обоснования перестройки образования в

 

ного закона «Об образовании в Российской

России. Так, создатели программы форсайт

 

Федерации» 1. Действительно,

в настоящее

«Образование 2030» не уделили должного

 

время рассматриваются такие форсайт-

внимания

разнообразию содержательных

 

проекты как «Образование

 

2030»2 и «Компе-

теорий и подходов образования и обучения,

 

тенции 2030»3. Указанные проекты разраба-

сосредоточившись исключительно на органи-

 

тываются в рамках деятельности, в первую

зационно-экономической стороне планов.

 

очередь, следующих организаций: Москов-

27 декабря 2013 г. прошла открытая

 

ская Школа Управления Сколково [1], НИУ

лекция директора направления АСИ «Моло-

 
«Высшая

школа экономики» 4

и Агентство

дые профессионалы» Д. Пескова по результа-

 

стратегических инициатив

  по

продвижению

там трехлетней разработки с участием около

 

новых проектов, созданное распоряжением

1000 экспертов карты будущего образования

 

Правительства России от 11 августа 2011 г.

до 2030 г. [3]. Этим семинаром АСИ начало

 
№1393-р5.          

цикл открытых лекций «13 лекций о буду-

 

Именно Агентство стратегических ини-

щем» в течение 2014 г., в которых ведущие

 

циатив по продвижению

новых

проектов

российские эксперты по работе с будущим

 

(далее по тексту – АСИ) выступило инициа-

нарисуют свои карты предстоящих возмож-

 

тором разработки и пропагандирует в насто-

ных изменений образовательной системы в

 

ящее время форсайт-проекты «Образование

России и в мире [4]. Следует напомнить, что

 

2030» (Карта образование 2035) и «Форсайт

АСИ – это автономная некоммерческая орга-

 

компетенций 2030». В программе форсайт

низация,

созданная Правительством России

 

«Образование 2030»6 разработана карта по-

для реализации комплекса мер в экономиче-

 

следовательных изменений российского об-

ской и социальной сферах, в том числе для

 

разования в контексте мировых тенденций.

продвижения приоритетных проектов, реали-

 

Однако в ней в силу использования для про-

зации мероприятий по улучшению предпри-

 
           

нимательской среды в России, развитию про-

 

 

 

фессиональных кадров и т. п.

   

1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

   

«Об образовании в Российской Федерации». – URL:

Одной из основных задач направления

 

http://минобрнауки.рф (дата обращения 14.02.2014).

АСИ

«Молодые

профессионалы» является  

2 Метавер: образование будущего. – URL: http://

достижение целевого для страны показателя –

 

metaver. net/tag/forsajt-obrazovanie-2030/ (дата обраще-

 

ния 14.02.2014).

       

создания

25 млн

высокопроизводительных

 
3 Форсайт компетенций 2030.  

– URL

: http://asi.ru/

рабочих мест к 2025 г. посредством создания

 

projects/96/ (дата обращения 14.02.2014).

 

в России национальной системы компетенций

 

4 Международный научно-образовательный Форсайт-

 

центр Института статистических исследований и эко-

и квалификаций, поддержки профессиональ-

 

номики знаний НИУ ВШЭ. –

URL

: http://foresight.

ных

сообществ,

тиражированию

лучших

 

hse.ru (дата обращения 14.02.2014).

     
   

практик современного образования и кадро-

 

5 Агентство стратегических инициатив по продвиже-

 

нию новых проектов. – URL: http://www.asi.ru/

about_agency/ (дата обращения 14.02.2014).

6 Метавер: образование будущего. – URL: http://metaver. net/tag/forsajt-obrazovanie-2030/ (дата обращения 14.02.2014).

 

© 2011-2014 Вестник НГПУ                                                                                                                         Все права защищены


 

119


Вестник Новосибирского государственного педагогического университета

 

2(18) 2014                          www.vestnik.nspu.ru              ISSN 2226-3365


 

вой работы, повышению престижа рабочих профессий7.

 

Настоящая статья есть первая часть анализа выступления директора направления АСИ «Молодые профессионалы» Д. Пескова

 

[3]. В тексте статьи тезисы Д. Пескова из ви-деозаписи доклада будут обозначатся как П: «текст», наши аналитические замечания к ним как Е: текст. Порядок рассмотрения во-просов в лекции Д. Пескова несколько изме-нен в рамках логики настоящей статьи.

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: