Шестой раздел – вызовы потреби-тельского общества

 

П: «Вызов потребительского общества – есть две образовательные аудитории. Для каждой будет разное образование. Потреби-тельское общество требует простоты, изяще-ства продуктов на потребительском рынке и недумания. На смартфоне должно быть все

 

 

15Brief History of the Internet URL: http://www.internetsociety.org/internet/what-internet/history-internet/brief-history-internet (дата обра-щения 19.02.2014).

 


© 2011-2014 Вестник НГПУ                                                                                                                         Все права защищены


 

127


Вестник Новосибирского государственного педагогического университета

 

2(18) 2014                          www.vestnik.nspu.ru              ISSN 2226-3365


 

меньше и меньше кнопок. Вообще не надо думать, чтобы этим пользоваться, например, картографические сервисы. Для использова-ния картографических сервисов думать не надо. Нажал одну кнопку, и все. Требования потребительского общества приводят к тому, что лучше не учить таких потребителей для производства, а взять для производства робо-тов».

 

Е: «Глубокая мысль» Д. Пескова опус-кает важный момент, а именно, какие роботы будут производить тех роботов, которые за-менят необразованного «потребителя одной кнопки» на робота. Кроме того, «потребители одной кнопки» не рождаются с такими свой-ствами, следовательно, если производители гаджетов будут заинтересованы в простых методах обучения и образования членов об-щества, то они спроектируют на гаджетах до-статочное число кнопок для поддержания их интеллектуальной формы. И третье, есть мнение известного мирового психолога Э. Берна [14], что среднестатистический по-требитель сервисов заинтересован в доста-точно полном и сложном контроле использо-вания сервиса со своей стороны, - отнюдь не одной кнопкой: «…базовой глубинной по-требностью личности является потребность в наличии достаточной структурности посту-пающей к нему информации» [14].

 

Таким образом, можно утверждать, что идеологию потребления «в одну кнопку» насильственно внедряют и навязывают обще-ству. Так что исходное утверждение Д. Пес-кова – ложное, т.к. не существует естествен-ного разделения общества на две образова-тельные аудитории. Такое разделение созда-ется совершенно искусственно. И система образования, предвосхищаемая в планах Д. Пескова, собирается заниматься именно этим – созданием кастового общества образо-


 

 

вания из «людей одной кнопки» и тех, кто будет ими управлять.

П: «Появляется все больше людей, ко-торые способны планировать свой образова-тельный путь. А им нужны тьюторы, им ну-жен онлайновый сервис. Но напоминаю, кол-леги, – те, кто планирует свою образователь-ную траекторию, относятся ко второй катего-рии обучающихся. Это не образовательная аудитория «одной кнопки».

Первая аудитория – аудитория «одной кнопки» – никогда не будет пользоваться сервисами, где надо что-то выбирать. Им ска-зали, посадили, заставили. И «заставление» становится важным мотиватором для этой аудитории.

 

Вторая аудитория совсем другая. Когда мы говорим об образовании, мы, как группа людей, которые этот форсайт делают, рас-сматриваем образование как социальный процесс поддержки развития на цикле чело-веческой жизни. И это наша рамка, это наше волевое решение. Мы работаем с образовани-ем именно так».

Е: Очень важно понять, каковы у Д. Пескова механизмы разделения всех уча-щихся на две принципиально разные аудито-рии. Какие организации и специалисты будут расставлять акценты, кому из учащихся пред-стоит стать аудиторией второго сорта и «од-ной кнопки», а кому становиться элитой об-разовательного процесса и далее управлен-цами на всех уровнях? Он об этих механиз-мах в явном виде ничего не говорит!

П: «Образование (для нас) работает на полном жизненном цикле. Введем важное для нас понятие трех циклов (развития? – прим. авторов),каждый последующий цикл вклю-чает в себя предыдущий. Нельзя анализиро-вать будущее просто так. Вы обязаны смот-реть на него через какую-то картину мира. Надо брать три этих круга, три этих цикла.

 


© 2011-2014 Вестник НГПУ                                                                                                                         Все права защищены


 

128


Вестник Новосибирского государственного педагогического университета

 

2(18) 2014                          www.vestnik.nspu.ru              ISSN 2226-3365


 

· Первый цикл самый короткий. Это дневной цикл. Инновация тогда инновация, когда она появляется в вашей жизни в тече-ние каждого дня. Например, новые лекции вы читаете каждый день.

 

· Следующий цикл – это годичный цикл. Например, вы точно знаете, что в тече-ние года вы пройдете повышение следующих квалификаций.

· Третий цикл – это цикл вашей жизни. Например, я буду слушать лекции с 18 до 22 лет.

 

Как правило, инновации в образовании появляются сначала в большом кругу жиз-ненного цикла, потом в среднем кругу годо-вых целей, а потом в третьем кругу ежеднев-ных занятий. Заказчики индивидуального об-разования совершенно разные. Одно дело, когда инновации требует сам человек, а дру-гое дело – семья, сообщество, государство и далее бизнес. Интересы у каждого заказчика разные».

 

Е: Выражаясь современным языком, господин Песков говорит не об учебных цик-лах, а о тайм-менеджменте и лайф-менеджменте. В обучении будет ненужным украшательством говорить о неких «циклах»,

 

в нем следует говорить о планах. Планах на очередной день, на неделю. Кстати, недель-ное планирование, столь характерное для лю-бой системы образования и обучения, Д. Пес-ков потерял. Следующий уровень плановой структуры есть месяц, учебная четверть, сес-сионное полугодие, план учебного года. Пла-нирование второго образования и повышение квалификаций в течение своей жизни.

Вызывает крайнее удивление направле-ние вектора индивидуального образования от общежизненного уровня к ежедневному. Та-кое направление вектора можно было вообра-


 

 

зить, если речь шла бы об индивидуальном развитии неких специфических свойств на основе первоначального принятия субъектом определенных абстрактных идей. Какие идеи или идеологию держит в уме и не говорит ру-ководитель форсайта Российского (и мирово-го) образования остается только догадывать-ся. Так, в свежей публикации П. Лукши, од-ного из руководителей данного форсайта, ка-жется, дается ответ именно на данный вопрос [15].

 

Но, поскольку Д. Песков решает задачи реформирования образования, а не задачи личного идеологического развития, то нор-мальные схемы планирования работы образо-вательных сервисов на уровне государства или на уровне частного онлайн-курса должны быть представлены во всей подробности, в масштабе от учебных планов на один день, неделю, месяц, четверть, полугодие, год, жизнь.

 

Очередное удивление вызывает посту-лирование Д. Пескова категорического про-тивопоставления интересов семьи, неких «со-обществ» и государства в вопросах реализа-ции обучения и образования. Какие бы про-стые или сложные системы трансформации институтов образования и процессов обуче-ния не создавали форсайтеры образования, во всех случаях надлежит закладывать в эти из-менения согласованность между личностью обучающего, его семьей, некими третьими заинтересованными «сообществами» в дан-ной личности и государством. В противном случае, возникает в отношении Д. Пескова подозрение в закладывании в форсайт Рос-сийского образования неких «оппозиционных вирусов», имеющих направленность «раз-государствлевания» подрастающего поколе-ния.

 


 

 

© 2011-2014 Вестник НГПУ                                                                                                                         Все права защищены


 

129


Вестник Новосибирского государственного педагогического университета

 

2(18) 2014                          www.vestnik.nspu.ru              ISSN 2226-3365

 














СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Лукша П. Связывая образовательную систему, рынки труда и инновационную экономику:результаты форсайта Компетенции – 2030. – URL:–http://profitcon.ru/matetials/28032013/ Peskov-D-N-Obrazovatelnaia-sistema-rynki-truda-i-innovatcionnaia-ekonomika-forsait-Kompetentcii-2030.pdf (дата обращения 14.02.2014).

 

2. Евзрезов Д. В., Майер Б. О. Форсайт и российское образование: онтологический анализ //Профессиональное образование в современном мире. – 2013. – № 3(10). – С. 17–28.

 

3. Песков Д. Форсайт образования – 2030. Открытая лекция. – URL: http://leader-id.ru/event/223/(дата обращения 19.02.2014).

 

4. Песков Д. 13 лекций о будущем. – URL: http://asi.ru/news/14770/?sphrase_id=55510 (дата об-ращения 19.02.2014).

 

5. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и ее геостратегические им-перативы. – М.: Международные отношения, 1998. – URL: http://www.lib.ru/POLITOLOG/ AMERICA/bzhezinskij.txt (дата обращения 19.02.2014).

6. Наливайко Н. В. Проблемы ценностей в современной теории образования // Философия об-разования. – 2008. – № 1. – С.112–119.

 

7. Майер Б. О., Наливайко Н. В., Покасова Е. В. Образование: роль и значение для адаптации

 

к условиям современной России // Философия образования. – 2007. – № 2. – С. 199–202.

 

8. Бухвалов В. А., Грислис Н. А. Из истории естествознания: от добывания огня до универси-тетов. URL: http://www.experiment.lv/rus/biblio/est-buhv/paragraf8.htm (дата обращения 10.02.2014).

9. Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум. От суждений

 

к вычислениям. – М.: Радио и связь, 1982. – 368 с.

 

10. Майер Б. О. О паттерне «double bind» в современном обществе и образовании // ВестникНовосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 3(7). – С. 44–55. – URL: http://www.vestnik.nspu.ru (дата обращения 01.02.2014).

11. Евзрезов Д. В., Майер Б. О. Проблемы образования и когнитивная философия: анализ ка-тегорий «паттерн» и «метапаттерн» // Философия образования. – 2006. – № 3. – С. 63–70.

 

12. Чеботарева М. С. Россия на мировом рынке образовательных услуг // Молодой ученый. –2012. – № 5. – С. 249.

 

13. Айдрус И. А., Филиппов В. М. Мировой рынок образовательных услуг: Учеб. пособие. –М.: РУДН, 2008.

 

14. Берн Э. За пределами игр и сценариев. – Минск: Попурри, 2008. – 464 с.

 

15. Лукша П. Переосмысляя задачи образовательной системы: новый взгляд на "обучение всюжизнь". – URL: http://www.slideshare.net/PavelLuksha/ss-31452255 (дата обращения 19.02.2014).

 

© 2011-2014 Вестник НГПУ                                                                                                                         Все права защищены


 

130


Вестник Новосибирского государственного педагогического университета

 

2(18) 2014                          www.vestnik.nspu.ru              ISSN 2226-3365

 

© D. V. Evzrezov, B. O. Mayer

 

DOI: 10.15293/2226-3365.1402.11

 

UDC 303.09 + 378.1 + 316.4

 

“EDUCATION 2030” – CALL THE EDUCATION SYSTEM

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: