Третий раздел доклада – мировой форсайт сферы образования

 

П: «В этом месте важно уточнить наше рабочее понятие форсайта. Форсайт – это процесс выработки позиции по отношению к будущему, процесс, в котором ключевые стейкхолдеры (прим. автора – от англ. stake-holder; букв. «владелец доли» – получатель процента), которые способны на будущее влиять, договариваются по его поводу:

 

· как создается образ будущего;

 

· как создается карта, каким образом можно перейти к будущему;

 

· как реализуются политические и эко-

 

номические договоренности стейкхол-деров.

Выше указаны самые важные составля-ющие форсайта. Это его мировой стандарт. На фоне сказанного, форсайт «Образование 2030» – есть единственный правильный фор-сайт в России. Он начался в 2010 г., и он не заканчивается настоящим временем. В рам-ках форсайта «Образование 2030» исполня-ются:

 

· конкретные прогнозы будущего, кото-рое надо достичь;

 

· форсайт как политический процесс и стратегия;

 

· переуточняются позиции, и происхо-дят новые договоры стейкхолдеров;

 

· включаются новые игроки.

 

Кроме того, в этой деятельности при-нимаются особенные решения нескольких типов. Внутри форсайта создаются новые бизнесы, частные и государственные инве-стиции в существующие проекты стартапного типа.

 

Первые версии форсайта «Образование 2030» и гипотезы, обозначенные там с 2010 г., верифицировались зарубежными экспертами. Например, Эстер Дайсон (прим. авторов – американская предпринимательница, инве-


 

 

стор, писательница и публицистка, филан-троп и общественный деятель.) и компанией Cisco (прим. авторов – американская транс-национальная корпорация, являющаяся миро-вым лидером в области сетевых технологий, предназначенных для Интернета) и др.».

Е: Получается, что одним из главных референтов модернизации образования в Рос-сии выступает транснациональная корпора-ция по развитию Интернета. Стоит ли удив-ляться, что в последствии у группы под руко-водством Д. Пескова «Молодые профессио-налы» России на первом месте окажется про-

 

движение дистанционного онлайн-образования – MOOC (Massive Open Online Course).

 

Е: Можно зафиксировать еще более удивительное совпадение. Весьма масштаб-ная апробация вышеупомянутых систем он-лайнового обучения (MOOC) была выполне-на в университете г. Сан-Хосе, там же, где расположена штаб-квартира корпорации Cisco. О результатах самой апробации см. ниже.

П: «Форсайт не может быть только уз-конациональным или национальным. Мы должны иметь глобальную рамку и относить-ся к ней».

 

Е: Исключительно сильное утвержде-ние. Ибо Д. Песков, по заданию Правитель-ства РФ, должен работать над задачей созда-ния 25 млн. рабочих мест в России, а не за рубежом.

 

П: «Глобальный доклад о будущем об-разования России является одновременно до-кладом о глобальном будущем образования в мире. Будущем мировой системы образова-ния».

 

Е: В этом месте возможны различные прочтения реплики Д. Пескова. В частности, идея единого глобального образования связа-

 


© 2011-2014 Вестник НГПУ                                                                                                                         Все права защищены


 

123


Вестник Новосибирского государственного педагогического университета

 

2(18) 2014                          www.vestnik.nspu.ru              ISSN 2226-3365


 

на с идеей единого глобального рынка, еди-ного правительства и т.д.

П: «Между тем, MOOC позволяет вы-цепить талантливого парня, программиста, не

 

в 21 год, а в 12, когда он еще школу не закон-чил. Таких ребят, скажем, из Индии и Монго-лии уже выискивает и покупает Фэйсбук. Ра-ботодатель хочет видеть умения, электрон-ный диплом с портфолио, личный паспорт компетенций и то, как, где и когда человек повышал их. Это наглядная индивидуализа-ция. Бизнес сначала хочет видеть достижения и умения, электронный диплом в портфолио, паспорт компетенций, … то, что сегодня хо-тят бизнесмены. Бизнес как инвестор. Он хо-чет узаконенного рабства. На форсайте в Академгородке мы предлагали узаконить «рабство». Модель как в футболе или хоккее. Воспитали талантливого студента, для него есть цикл продаж, конкуренция. Выставляете талант на торги, за него заплатят 20–50 млн. долларов США».

 

Е: В данном случае форсайтеры исполь-зуют прием заимствования любых экономи-ческих и социальных моделей из одного про-извольного контекста в любой другой произ-вольный контекст. В отношении таких «фан-тазий» Д. Пескова, которые приравнивают элитных футболистов к талантливым буду-щим ученым, возникает ряд вопросов. Фут-болистов покупают и перепродают частные футбольные клубы, – какие «клубы» держит в уме господин Песков, которые будут владеть командами лучших специалистов? Дело в том, что семантически близкая модель вла-дельцев команд из лучших специалистов – это, например, владельцы частных армий.

 

Председатель СО РАН академик А. Л. Асеев в отношении авторов форсайта в своей статье написал следующее: «…привлеченные на летнюю школу техно-парка новосибирского Академгородка специ-


 

 

алисты по форсайту из Москвы и Санкт-Петербурга нарисовали крайне тягостные картины настоящего и будущего Академго-родка, назвав их “ложными надеждами”, “культурным захоронением”, “мавзолеем”, включая апокалипсический сценарий “иде-альный шторм”, по которому Академгородок уничтожается и воссоздается, возможно, на другой территории Новосибирска…»12.

П: «Людиардеры. Это бизнесмены, вла-деющие командами лучших специалистов. Инвестиционный портфель можно собрать не только из акций компаний, но и из акций лю-дей. Самые талантливые люди будут всегда хорошо зарабатывать с доходностью отдачи с вложений более, чем с рынка наркотиков. Людиардеры – это богатые люди, у которых капиталы в пакетах владения людьми. Это реальность, биржа работает, где перспектив-ной считается модель венчурных инвестиций в человека, которая уже отрабатывается в США. С одной стороны, есть люди, желаю-щие повысить свою квалификацию в ведущих мировых университетах или школах бизнеса, но у них нет на это средств. И такие молодые

 

и талантливые люди выставляют себя на биржу с обязательством перед теми, кто про-финансирует их обучение, через 5 лет выпла-чивать 20 % своего годового дохода в течение 10 лет. С другой стороны, есть те, кто готов вложиться в это “предприятие” с учетом по-тенциально высокой доходности».

Е: Здесь комментарий практически из-лишен, т.к. фактически описанная модель есть один из вариантов современного узако-ненного рабовладения.

 

 

12Асеев А. Л. Непересекающиеся траектории // Пресс-служба Президиума СО РАН – URL: http://www.sbras.nsc.ru/press/articles/actual/budushchee-nauki-v-akademgorodke-neperesekayushchiesya-traektorii (дата обращения 09.02.2014).

 


© 2011-2014 Вестник НГПУ                                                                                                                         Все права защищены


 

124


Вестник Новосибирского государственного педагогического университета

 

2(18) 2014                          www.vestnik.nspu.ru              ISSN 2226-3365


 

П: «Готовится глобальная сессия, и в течение 2014 г. три глобальные сессии фор-сайта образования будут проведены в США».

 

Е: На момент написания статьи одно из ключевых событий уже состоялось. 25 февра-ля 2014 г. в США группа Д. Пескова встреча-лась с руководством образовательного проек-та «Университет для миллиарда» в Массачу-сетском технологическом университете. «П. Лукша собрал основные тезисы нашего взгляда на будущее образования. Отдаем в общественное достояние. Фактически, это наше "кредо", уровень, с которого мы готовы к любому содержательному диалогу»13.

 

Е: По признаниям самого Д. Пескова на своей странице в Фейсбуке, – «данный проект является самой сильной угрозой образова-тельному суверенитету России»14.

 

Е: Выше мы разбирали, что Д. Песков со своей экспертной группой считает, что в США создан радикально новый технологиче-ский уклад. Потому что, по его оценкам, в США преодолели барьер увеличения эффек-тивности в различных отраслях 10 и более раз. Поэтому форсайтеры образования России считают, что они имеют право переключить-ся на участие в форсайте американского об-разования.

 

П: «В глобальной сессии форсайта об-разования в 2014 г. участвует топ пяти миро-вых университетов и крупных корпораций. Будет собран пул топа мировых стартапов в области образования, тех, у которых есть до-статочная большая капитализация и намере-ния о захвате образовательных рынков».

 

Е: Вызывает удивление быстрая подмена вопросов реформирования образования в Рос-

 

13 Персональная страница Д. Пескова в Фейсбуке

URL:https://www.facebook.com/peskov/posts/101526498

15374488?stream_ref=10 (дата обращения 19.02.2014).

14 Там же.


 

 

сии на вопросы участия группы Д. Пескова в биржевом захвате образовательных рынков.

П: «Будем привлекать российские уни-верситеты, чтобы “взять” мировую рамку. Для этого готов ряд продуктов: доклад на ан-глийском языке “О будущем глобального об-разования”, карта образования, специальный сайт, и сессии, которые мы проведем».

 













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: