План-конспект урока по Истории России

МБОУ г. Мурманска гимназия №3.

Класс: 8 «Б».

Дата: 14.03.2020.

Тема урока: Внутренняя политика Екатерины II

Тип урока: комбинированный

Цель урока: Создать условия для формирования представлений о внутренней политике и просвещенном абсолютизме Екатерины II.

Предметные результаты (Образовательные и развивающие задачи).

Ученик будет знать и понимать:

– Основные реформы Екатерины II, их цели, содержание, итоги и значение;

– Созыв Уложенной комиссии, ее цель и основные положения

– Особенности правления Екатерины II;

– Определять основные термины: секуляризация, уложенная комиссия, жалованная грамота, просвещенный абсолютизм, наказ;

– Знать основных деятелей и личностей: Екатерина II, Г. Г. Орлов, Г. Потёмкин, А. Радищев.

Ученик научится:

– Сравнивать просвещенный абсолютизм Екатерины II с просвещенным абсолютизмом в Европе;

– Давать характеристику реформам Екатерины II;

– Систематизировать информацию о преобразованиях, объединять их по направленности;

– Характеризовать деятельность Екатерины II и понимать, какие мероприятия отвечали духу просвещенного абсолютизма, а какие нет.

– Извлекать информацию из исторического источника, на примере Указа Екатерины II 1767 г.;

– Давать историческую оценку роли деятельности императрицы.

Личностные результаты:

– расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении.;

– понимание роли морального сознания в личностном выборе, его влияния на поступки и образ жизни;

– соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами;

– Осознание исторического пути России

Метапредметные результаты:

Познавательные –

* анализировать факты и ситуации, выделять существенные черты, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между явлениями;

* определять понятия и давать им разъяснение;

* извлекать информацию из разных источников и переводить ее в новые знаковые системы (схемы, планы, таблицы, диаграммы);

* делать и обосновывать выводы; определять и аргументировать личную позицию.

Коммуникативные –

* Излагать суждения, обмениваться мнениями, слушать друг друга

Регулятивные –

* Определять и формулировать цель изучения материала,

* организовывать свою учебную деятельность;

* соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Оборудование (ресурсное оснащение) урока:

– учебник: История России. 8 класс / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И. В. Курукин, А.Я. Токарева; под ред. Торкунова. – М.: Просвещение, 2019 г. § 18.

– Презентация

Методы и формы обучения:

- Словесный метод: аналитическая беседа, объяснение, проблемное изложение.

- Частично поисковой метод: эвристическая беседа.

Основные термины: конвенция.

 План урока:

1. Екатерина II – правительница России

2. Просвещенный абсолютизм

3. Реформы Екатерины II

Этапы урока Деятельность учителя и организация деятельности учащихся Примечания
1.       Организационный момент Приветствие учащихся преподавателя. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами начинаем новый блок тем по истории России, а именно связанный с правлением Екатерины II. И начнем данный блок с изучения первой темы, это «Внутренняя политика Екатерины II». Но в начале, давайте повторим предыдущую тему. 1. Распределите страны по союзам? 2. Какие страны потеряли статус великих держав? 3. С какими странами у России складывались хуже всего отношения?  
2.       Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сегодня наша цель с вами, выяснить, как реализовывалась внутренняя политика Екатерины II, какие были проведены реформы и понять особенности просвещенного абсолютизма в России. Наши задачи это: 1. Разобрать портрет Екатерины II. 2. Охарактеризовать просвещенный абсолютизм Екатерины II, и сравнить его с просвещенным абсолютизмом в Европе 3. Проанализировать основные реформы Екатерины II во внутренней политике В течении урока, мы с вами должны разобраться, отвечают ли реформы Екатерины II духу просвещенного абсолютизма?  
3.       Актуализация знаний. 1. Какой император, как и Екатерина II, проводил широкомасштабные реформы в стране? 2. На что они были направлены? 3. В чем особенность дворцовых переворотов, и какие императоры были у власти? Как совершались перевороты? 4. Какие условия сформировались в России в 1762 г., позволившие Екатерине II единолично закрепиться у власти?  
4.       Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания (по каждому изучаемому вопросу плана урока) 1 вопрос. Выслушивается доклад учащегося о Екатерине II. В это время учащиеся фиксируют основные даты жизни, и характеристику личности Екатерины II: – волевой характер в сочетании с гибкостью ума; – чувство меры: в жизни и политике; – трудолюбие; – жесткое следование распорядку дня; – образованность: история, юриспруденция, политика… – хладнокровие, беспощадность и честолюбие; – умение привлекать на службу талантливых людей (фаворитизм); – Любовь к искусству: музыка, живопись; – написание мемуаров и переписка с просветителями. Далее учащиеся формулируют свое мнение и оценку о Екатерине II. 2 вопрос. Приход к власти молодой императрицы Екатерины 2 ознаменовался ее стремлением наладить быт страны. В этих целях в стране была проведена политика просвещенного абсолютизма. Сама идея такой политики была не нова. Россияне, которые в ту эпоху с уважением и почтением смотрели в сторону Франции, почерпнули эту идею в трудах французских философов: Руссо, Вальтера, Дидро и др. Именно эти мыслители впервые заговорили о том, что прежний путь развития европейских государств является неэффективным и приводит только нарастанию неминуемых ошибок. Избежать их можно только в случае если государством будет управлять образованныq, мудрыq монарх. Такой человек сможет в полном объеме использовать полноту своей власти. Cуть политики просвещенного абсолютизма определяет главенствующую роль государства, которым управляет сильный и образованный человек. Екатерина 2 видела себя в роли такого монарха. Императрица не желала реализовывать в России «общественные договора», она не желала наделять народ самыми широкими полномочиями. Екатерина 2 полагала, что залог успешности государства заключается исключительно в неограниченной власти императора. Свою опору в управлении страной императрица видела в дворянстве, получившем хорошее образование, и могущем с честью помогать ей править. Особенность российского просвещенного абсолютизма: Использование идей просветителей с феодальными методами управления гос-вом. Цель: создание централизованной монархии с эффективной системой управления и «непреложными» законами, определявшими права сословий. Каковы были основные направления политики «просвещенного абсолютизма»? (работа с учебником, с. 11).  Для совершенствования системы управления императрицей была проведена попытка создания нового свода законов, для чего была собрана Уложенная комиссия. Основные причины созыва комиссии - создание единого свода законов, а также изучения общественного мнения о текущем положении дел в стране на различных социальных уровнях. Концепция уложенной комиссии Уложенная комиссия при Екатерине отличалась, как минимум, тремя важными деталями: 1. Более широкое представительство. 2. Екатерина составила «Наказ», в котором изложила свои взгляды и пожелания, которые и легли в основу Уложенной комиссии 1767-1768 годов. 3. Получения наказов депутатам "снизу". Каков был «наказ» императрицы для работы комиссии? (с.10) Могли ли участники данного органа прийти к единому мнению? Аргументируйте ответ, раскрыв цели каждой группы. Каковы итоги Уложенной комиссии? 3 вопрос. Ученикам дается задание, сделать таблицу по мероприятиям во внутренней политике Екатерины II, и распределить, какие мероприятия отвечают духу просвещенного абсолютизма, а какие нет, и аргументировать свою точку зрения.
Мероприятия по «П.а» Мероприятия вне «П.а»
1764 г. – секуляризация церковных земель, государственными стали  910 тыс. крестьян Усиление крепостного гнета: – 1765 г. – право помещика ссылать крестьян на каторгу; – 1767 г. – запрет крестьянам жаловаться на помещика.
1775 г. – новая система местных органов власти 1785 г. – Жалованная грамота дворянству
1785 г. – Жалованная грамота городам 1782 г. – «Устав благочиния» – контроль исполнения обязанностей
1786 г. – Школьная реформа Репрессии А.Н Радищева и Н.И Новикова
1773 г. – провозглашение Синодом принципа веротерпимости «Золотой век» российского дворянства. Апогей крепостного права.

 

 
6.       Первичное закрепление. В чем особенность просвещенного абсолютизма? Чем отличается Екатерининский просвещенный абсолютизм от европейского? Какое отношение сложилось к духовенству? Главная идея просвещенного абсолютизма? Главная задача Уложенной комиссии?  
7.       Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Все ли реформы императрицы носили характер «П.а.»? Почему период царствования Екатерины Великой называют «апогеем» крепостного права?  
8.       Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. §18. Доделать таблицу. Анализ Указа Екатерины II 1767 г. на с. 14    
9.       Рефлексия (подведение итогов занятия) Большое спасибо за урок. Сегодня мы изучили с вами тему «Россия в системе международных отношений». А теперь давайте попробуем вместе с вами оценить вашу работу на уроке и определить самого активного ученика.  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: