МБОУ г. Мурманска гимназия №3.
Класс: 8 «Б».
Дата: 14.03.2020.
Тема урока: Внутренняя политика Екатерины II
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Создать условия для формирования представлений о внутренней политике и просвещенном абсолютизме Екатерины II.
Предметные результаты (Образовательные и развивающие задачи).
Ученик будет знать и понимать:
– Основные реформы Екатерины II, их цели, содержание, итоги и значение;
– Созыв Уложенной комиссии, ее цель и основные положения
– Особенности правления Екатерины II;
– Определять основные термины: секуляризация, уложенная комиссия, жалованная грамота, просвещенный абсолютизм, наказ;
– Знать основных деятелей и личностей: Екатерина II, Г. Г. Орлов, Г. Потёмкин, А. Радищев.
Ученик научится:
– Сравнивать просвещенный абсолютизм Екатерины II с просвещенным абсолютизмом в Европе;
– Давать характеристику реформам Екатерины II;
– Систематизировать информацию о преобразованиях, объединять их по направленности;
– Характеризовать деятельность Екатерины II и понимать, какие мероприятия отвечали духу просвещенного абсолютизма, а какие нет.
– Извлекать информацию из исторического источника, на примере Указа Екатерины II 1767 г.;
– Давать историческую оценку роли деятельности императрицы.
Личностные результаты:
– расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении.;
– понимание роли морального сознания в личностном выборе, его влияния на поступки и образ жизни;
– соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами;
– Осознание исторического пути России
Метапредметные результаты:
Познавательные –
* анализировать факты и ситуации, выделять существенные черты, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между явлениями;
* определять понятия и давать им разъяснение;
* извлекать информацию из разных источников и переводить ее в новые знаковые системы (схемы, планы, таблицы, диаграммы);
* делать и обосновывать выводы; определять и аргументировать личную позицию.
Коммуникативные –
* Излагать суждения, обмениваться мнениями, слушать друг друга
Регулятивные –
* Определять и формулировать цель изучения материала,
* организовывать свою учебную деятельность;
* соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Оборудование (ресурсное оснащение) урока:
– учебник: История России. 8 класс / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И. В. Курукин, А.Я. Токарева; под ред. Торкунова. – М.: Просвещение, 2019 г. § 18.
– Презентация
Методы и формы обучения:
- Словесный метод: аналитическая беседа, объяснение, проблемное изложение.
- Частично поисковой метод: эвристическая беседа.
Основные термины: конвенция.
План урока:
1. Екатерина II – правительница России
2. Просвещенный абсолютизм
3. Реформы Екатерины II
Этапы урока | Деятельность учителя и организация деятельности учащихся | Примечания | ||||||||||||
1. Организационный момент | Приветствие учащихся преподавателя. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами начинаем новый блок тем по истории России, а именно связанный с правлением Екатерины II. И начнем данный блок с изучения первой темы, это «Внутренняя политика Екатерины II». Но в начале, давайте повторим предыдущую тему. 1. Распределите страны по союзам? 2. Какие страны потеряли статус великих держав? 3. С какими странами у России складывались хуже всего отношения? | |||||||||||||
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Сегодня наша цель с вами, выяснить, как реализовывалась внутренняя политика Екатерины II, какие были проведены реформы и понять особенности просвещенного абсолютизма в России. Наши задачи это: 1. Разобрать портрет Екатерины II. 2. Охарактеризовать просвещенный абсолютизм Екатерины II, и сравнить его с просвещенным абсолютизмом в Европе 3. Проанализировать основные реформы Екатерины II во внутренней политике В течении урока, мы с вами должны разобраться, отвечают ли реформы Екатерины II духу просвещенного абсолютизма? | |||||||||||||
3. Актуализация знаний. | 1. Какой император, как и Екатерина II, проводил широкомасштабные реформы в стране? 2. На что они были направлены? 3. В чем особенность дворцовых переворотов, и какие императоры были у власти? Как совершались перевороты? 4. Какие условия сформировались в России в 1762 г., позволившие Екатерине II единолично закрепиться у власти? | |||||||||||||
4. Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания (по каждому изучаемому вопросу плана урока) | 1 вопрос. Выслушивается доклад учащегося о Екатерине II. В это время учащиеся фиксируют основные даты жизни, и характеристику личности Екатерины II:
– волевой характер в сочетании с гибкостью ума;
– чувство меры: в жизни и политике;
– трудолюбие;
– жесткое следование распорядку дня;
– образованность: история, юриспруденция, политика…
– хладнокровие, беспощадность и честолюбие;
– умение привлекать на службу талантливых людей (фаворитизм);
– Любовь к искусству: музыка, живопись;
– написание мемуаров и переписка с просветителями.
Далее учащиеся формулируют свое мнение и оценку о Екатерине II.
2 вопрос.
Приход к власти молодой императрицы Екатерины 2 ознаменовался ее стремлением наладить быт страны. В этих целях в стране была проведена политика просвещенного абсолютизма. Сама идея такой политики была не нова. Россияне, которые в ту эпоху с уважением и почтением смотрели в сторону Франции, почерпнули эту идею в трудах французских философов: Руссо, Вальтера, Дидро и др. Именно эти мыслители впервые заговорили о том, что прежний путь развития европейских государств является неэффективным и приводит только нарастанию неминуемых ошибок. Избежать их можно только в случае если государством будет управлять образованныq, мудрыq монарх. Такой человек сможет в полном объеме использовать полноту своей власти.
Cуть политики просвещенного абсолютизма определяет главенствующую роль государства, которым управляет сильный и образованный человек. Екатерина 2 видела себя в роли такого монарха.
Императрица не желала реализовывать в России «общественные договора», она не желала наделять народ самыми широкими полномочиями. Екатерина 2 полагала, что залог успешности государства заключается исключительно в неограниченной власти императора. Свою опору в управлении страной императрица видела в дворянстве, получившем хорошее образование, и могущем с честью помогать ей править.
Особенность российского просвещенного абсолютизма: Использование идей просветителей с феодальными методами управления гос-вом.
Цель: создание централизованной монархии с эффективной системой управления и «непреложными» законами, определявшими права сословий. Каковы были основные направления политики «просвещенного абсолютизма»? (работа с учебником, с. 11).
Для совершенствования системы управления императрицей была проведена попытка создания нового свода законов, для чего была собрана Уложенная комиссия.
Основные причины созыва комиссии - создание единого свода законов, а также изучения общественного мнения о текущем положении дел в стране на различных социальных уровнях.
Концепция уложенной комиссии
Уложенная комиссия при Екатерине отличалась, как минимум, тремя важными деталями:
1. Более широкое представительство.
2. Екатерина составила «Наказ», в котором изложила свои взгляды и пожелания, которые и легли в основу Уложенной комиссии 1767-1768 годов.
3. Получения наказов депутатам "снизу".
Каков был «наказ» императрицы для работы комиссии? (с.10) Могли ли участники данного органа прийти к единому мнению? Аргументируйте ответ, раскрыв цели каждой группы.
Каковы итоги Уложенной комиссии?
3 вопрос.
Ученикам дается задание, сделать таблицу по мероприятиям во внутренней политике Екатерины II, и распределить, какие мероприятия отвечают духу просвещенного абсолютизма, а какие нет, и аргументировать свою точку зрения.
| |||||||||||||
6. Первичное закрепление. | В чем особенность просвещенного абсолютизма? Чем отличается Екатерининский просвещенный абсолютизм от европейского? Какое отношение сложилось к духовенству? Главная идея просвещенного абсолютизма? Главная задача Уложенной комиссии? | |||||||||||||
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Все ли реформы императрицы носили характер «П.а.»? Почему период царствования Екатерины Великой называют «апогеем» крепостного права? | |||||||||||||
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | §18. Доделать таблицу. Анализ Указа Екатерины II 1767 г. на с. 14 | |||||||||||||
9. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Большое спасибо за урок. Сегодня мы изучили с вами тему «Россия в системе международных отношений». А теперь давайте попробуем вместе с вами оценить вашу работу на уроке и определить самого активного ученика. |