План-конспект урока по Истории России

МБОУ г. Мурманска гимназия №3.

Класс: 8 «Б».

Дата: 19.03.20

Тема урока: Экономическое развитие России при Екатерине II

Тип урока: комбинированный

Цель урока: создать условия для формирования представлений о главных результатах экономического развития России к концу XVIII века.

Предметные результаты (Образовательные и развивающие задачи).

Ученик будет знать и понимать:

– основные направления экономического развития России во второй половине XVIII века;

– особенности феодально–крепостной системы в период правления Екатерины Великой;

– основные промышленные, торговые центры России во второй половине XVIII века;

– первые капиталистические предприятия в России;

– торговые отношения: основные направления экспорта и импорта (включая соответствующую продукцию);

– банковская система России во второй половине XVIII века, введение бумажных денег.

Ученик научится:

–объяснять роль новых включенных территория для развития России во второй половине XVIII века;

– описывать процесс усиления крепостного гнета (апогей) в период правления Екатерины Великой;

– показывать на карте / описывать расположение ключевых промышленных центров, предприятий тяжелой промышленности;

– определить факты начального этапа появления капитализма в России в период правления Екатерины Великой;

– особенности торговых отношений (внутренних и внешних) в России во второй половине XVIII века;

– излагать процесс формирования банковской системы России во второй половине XVIII века;

– объяснять значение формирования общероссийского рынка.

Личностные результаты:

– На примере передовых людей русского общества воспитывать желание расширять свой кругозор, развивать интерес к наукам;

– патриотизм.

Метапредметные результаты:

Познавательные –

* решать проблемные и познавательные задачи, используя полученные знания;

* извлекать информацию из исторической карты;

* переводить лекционный и практический материал в оптимальную письменную форму;

* делать и обосновывать выводы; определять и аргументируть личную позицию.

Коммуникативные –

*Высказывать свою позицию, аргументируя ее.

* Отвечать на поставленные вопросы перед учебной группой.

* организовывать взаимодействие в учебной группе.

Регулятивные –

* самостоятельно определять цель изучения нового материала,

* организовывать свою учебную деятельность;

* производить оценку результатов своей деятельности

Оборудование (ресурсное оснащение) урока:

– учебник: История России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [ Н.М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я Токарева]; под ред. А. В. Торкунова. – 5 изд–е., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 127 с.: ил., карт.- Карта: Российская империя в 1763–1800 гг. (Европейская часть)

Методы и формы обучения:

 - Словесный метод: объяснение, проблемное изложение.

- Частично поисковой метод: эвристическая беседа на основе учебных текстов.

– методы обучения работе с картой

Основные понятия: ассигнация, месячина, феодально–крепостническая система, мануфактура,, капитализм.

План урока:

1. Развитие сельского хозяйства;

2. Развитие промышленности;

3. Развитие торговли, транспортных путей и денежной системы

Этапы урока Деятельность учителя и организация деятельности учащихся Примечания
1.       Организационный момент Ученики приветствуют учителя.  На прошлом уроке мы изучили особенности направлений внутренней политики Екатерины Великой. Для закрепления изученного материала напишем небольшой тест. 5–7 минут.
2.       Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. На сегодняшнем уроке нам с вами предстоит выявить итоги экономического развития России к концу XVIII века. А также определить, почему оно носило противоречивый характер. Для достижения поставленной цели мы будем следовать следующему плану: 1. Развитие сельского хозяйства; 2. Развитие промышленности; 3. Развитие торговли, транспортных путей и денежной системы  
3.       Актуализация знаний. Перед тем как перейти к изучению нового материала, давайте ответим на ряд вопросов для актуализации уже имеющихся знаний.
  1. Что такое «экономика»?
  2. Какие экономические проблемы влияли на формирование внутренней политики Екатерины 2?
  3. Какие факторы влияют на стремительный экономический рост?
  4. В чем заключалась идея «просвещенного абсолютизма»?
  5. Докажите, что в результате реформ Екатерины Великой система управления государством стала более эффективной.
На дома, вам было предложено ознакомиться с отрывком Указа Екатерины II 1767 г. Проверим результаты вашей работы.
 
4.       Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания (по каждому изучаемому вопросу плана урока) Во II половине XVIII в. помещичье хозяйство стало втягиваться в рыночные, товарно-денежные отношения. Но именно в связи с этим усилилась крепостническая эксплуатация крестьянства. Именно с 60-х гг. XVIII в. в российской экономике окончательно формируется капиталистический уклад. В отличие от Петра I Екатерина II стремилась не усиливать, а сокращать государственное вмешательство в экономику, предоставляя максимальную свободу предпринимателям.
  1. Развитие сельского хозяйства.
Главной отраслью российской экономики во второй половине XVIII века оставалась сельское хозяйство. А развивалось оно экстенсивно – за счет присоединения новых земель. Обратимся к карте.
  1. Какие территории были присоединены к России в период правления Екатерины Великой? (Крым, Северное Причерноморье, Правобережная Украина, Приазовье, Белоруссия, Курляндия, Литва.)
  2. Какую роль они сыграли для развития экономики?
  3. Какие культуры были наиболее распространенными в сельском хозяйстве? (картофель, пшеница, овес, репа…)
Работа с терминами: феодально–крепостническая система, барщина, месячина. Какие факты свидетельствуют об усилении феодального гнета в России XVIII в.? Были ли прогрессивные черты в развитии сельского хозяйства при Екатерине Великой? (да)
  1. Развитие промышленности
Промышленность в России при Екатерине II развивалась стремительными темпами. К концу века насчитывалось более 2 тыс. промышленных предприятий. Работа с картой:
  1. Покажите, главные центры тяжелой промышленности страны. Почему добывающая и металлургическая отрасль была распространена именно в этих регионах?
  2. Какие отрасли промышленности постепенно поучали большую популярность в России в XVIII в.?
  3.  Какие традиционные промыслы перерастали в промышленные производства? Покажите главные центры их распространения.
  4. Какие отрасли промышленности развивались более успешно в изучаемый период?
Работа с терминами: что такое мануфактура? Какие виды мануфактур вы можете назвать? Работа с учебником: – Какие Манифесты способствовали более интенсивному развитию промышленности? (1775 г. – свобода предпринимательства; 1762 г.- запрет приписывать крепостных к предприятиям).
  1. Развитие торговли, транспортных путей и денежной системы
Во второй половине XVIII века продолжалось формирование всероссийского рынка. Активно развивались связи между разными регионами страны, углублялась их специализация, строились дороги, каналы. Работа с картой: 1. Назовите места всероссийских ярмарок XVIII века. 2. С какими странами Россия вела активную торговлю в указанный период? Укажите продукты экспорта / импорта. 3. Какие экспортирующие отрасли промышленности были наиболее развивающимися? Что предопределило их кризис в будущем? Работа с терминами: ассигнация. Почему в России XVIII века был хронически дефицитный бюджет?
    Доклад: «Вольное экономическое общество»
6.       Первичное закрепление. Учитель: Чем обуславливался успех развития сельского хозяйства при существовании феодально–крепостнической системы? Ученики: Сельское хозяйство развивалось, в основном, экстенсивно – за счет освоения малонаселенных земель в Новороссии. Учитель: Какими фактами можно проиллюстрировать развитие капитализма в России в конце XVIII века? Ученики: В 70—90-е гг. мелкотоварное производство интенсивно перерастает в капиталистическую мануфактуру. Увеличивается число промысловых сёл, особенно в центральных губерниях страны. А общая численность вольнонаёмных рабочих в промышленном производстве страны по сравнению с 60-ми гг. выросла почти в 2 раза и составляла в конце 18 в. 420 тыс. чел. Учитель: Назовите отрасли промышленности, развивавшиеся особенно успешно во второй половине XVIII в. Ученики: Наибольший успех выпал на долю металлургии. К этому времени относится создание нового металлургического района на Урале. В непосредственной связи с потребностями армии находилось и развитие легкой промышленности, особенно полотняной и суконной, снабжавшей армию и флот парусным полотном и обмундированием. К этому же времени относится возникновение мануфактур, рассчитанных на производство бытовых товаров — чулок, шпалер (обоев), игральных карт, пуговиц, курительных трубок, — потреблявшихся преимущественно дворянами и наиболее зажиточными горожанами  
7.       Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Учитель: В чем заключались особенности экономического развития России во второй половине XVIII века? Ученики: Развитие носило противоречивый характер: при сохранении феодально–крепостнической системы отмечается стремительный рост развития промышленности. Во II половине XVIII в. помещичье хозяйство стало втягиваться в рыночные, товарно-денежные отношения. Но именно в связи с этим усилилась крепостническая эксплуатация крестьянства Учитель: Какое значение для всей экономики страны имело развитие общероссийского рынка? Ученики: Ускорение темпов развития экономики. Переход на рыночный уклад. В целом в XVIII в. по мере дальнейшего развития: рост торговых предприятий и центров торговли, совершенствование путей сообщения, усиление специализации – степень единства российского рынка постепенно повышалась.  
8.       Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Параграф 18. Письменный ответ на вопрос: – Какая отрасль экономики, на ваш взгляд, в большей степени обусловила прогресс в развитии России к концу XVIII века? – Почему, несмотря на неэффективность труда крепостных, Екатерина Великая не отменила крепостное право в России?  
9.       Рефлексия (подведение итогов занятия) Большое спасибо за урок. Сегодня мы с вами постарались выявить ключевые вехи и противоречия в развитии экономики России в период правления Екатерины II. А теперь давайте попробуем вместе с вами оценить вашу работу на уроке и определить самого активного ученика.  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: