Законы и правила орнаментальной композиции

Закон пропорциональностиосновной закон орнаменталистики. В орнаментальной композиции этот закон заключается в установлении соразмерности частей в отношении целого и между собой. Эта соразмерность может относиться как к равенству, так и к противопоставлению характеристик орнаментальных мотивов и элементов. Скучной будет композиция, построенная на одинаковой соразмерности характеристик. Она будет похожа на правильное геометрическое построение. Чтобы этого избежать, необходимо противопоставить одному композиционному принципу (и тем самым выделить его) другой, контрастный и противоположный ему. Этого можно добиться, придав одним элементам (мотивам) орнамента статичность, а другимдинамическую напряженность, используя разномасштабность, поворот, асимметрию, цветовое или тоновоепротивопоставление.

Закон соподчинения диктует необходимость гармонизациивсех противоречий (противопоставления свойств и характеристик мотивов) для достижения целостности композиции. Разное звучание выразительных средств орнаментальной композиции достигается путем выделенияглавных из них и подчинения им других, второстепенных, или выделения композиционного центра.

Этот закон применительно к лоскутным изделиямтрансформируется в правило доминанты: усиление декоративной выразительности орнаментальной композицииреализуется путем ясного выделения одного или нескольких орнаментальных мотивов по размерам, форме, фактуре илицвету.

Закон трехкомпонентноститесно связан с законом пропорциональности. Для создания сложной и выразительной орнаментальной композиции достаточно и необходимо показать три разных рисунка, или три разных размера одного рисунка, или три разных поворота одного рисунка и периодически их повторять. Число "три" является тем минимальным числом, которое позволяет определить все разнообразиекакого-тоявления.

Закон контраста в общем виде формулируется так: взаимодействие контрастных элементов взаимно усиливает и обостряет противоположности, а взаимодействие родственных элементов смягчает и ослабляет их качества.

Например, это может быть узкая окантовочная полоса вокругобширных краев одеяла.

Следствием закона контраста является правило группирования: детали, подобные по размерам, или форме, или цвету и близкие по расположению, зрительно объединяются в одно целое.

Так, например, цветовая растяжка из полосок ткани однойширины воспринимается как единое полотно.

Закон орнаментального контрапункта: построение орнаментальных мотивов возможно из ряда замкнутых элементов путем соединения их в целостный орнаментальный образ.

Примером может быть лоскутное полотно, в которомсовокупность различных по рисунку блоков объединена своеобразной решеткой из полосок ткани.

Закон простоты: достижение максимальной выразительностиорнаментальных композиций минимальными средствами при минимальном определении подробностей.

Влоскутном изделииэто использование лаконичных рисунка и цвета узора.

Исходя из законов орнаментальной композиции при создании сложных декоративных лоскутных полотен не обязательно идти по пути усложнения геометрии орнамента и использования всей палитры красок. Для достижения декоративной выразительности изделия достаточно использовать три элемента простых форм, введя разнообразие путем их поворотов, изменения размеров и расстояний между ними, а также отличия в тоне, цвете и фактуре. И наконец, выделение одного или нескольких мотивов. Важно лишь, чтобы орнаментальная лоскутная композиция не производила впечатление дробности, а создавала целостный орнаментальный образ.

Воснове орнаментального творчества лежат два источника: это мир природы во всем его многообразии и народное искусство как самобытное явление национальной культуры каждого народа. Однако природа и произведения народного искусства требуют не слепого копирования и механического перенесения элементов и образов, а определенной их переработки.

СБОРКА БЛОКОВ

АМЕРИКАНСКИЙ ПЭЧВОРК

Каждый блок собирается из более мелких кусков (лоскутков), которые сшиваются между собой, как это показано на диаграмме. Этапы изготовления блока:

Сшиваете ли вы лоскутки вручную или на машине, процесс будет одинаковым.

Лоскутки соединяются между собой необходимым образом и прошиваются, обычно делая припуск на шов строго фиксированной ширины в 0,5 см (0,25 дюйма). Шов можно проглаживать ("прихватывать") как с двух, так и только с одной стороны. Если хотите, то можете разгладить каждыйшов отдельно, пока блок не закончен, а уже потом прижать его утюгом.

При работе вручную многие находят очень удобным использование линейки и карандаша, с помощью которых они размечают линии швов на каждом лоскутке, дабы быть уверенным, что припуск на шов не выходит за положенные 0,5 см (0,25 дюйма). У некоторых швейных машин есть лапки, строго определяющие ширину припуска в 0,5 см.

Направленный шов. Иногда шов необходимо "направить", например, чтобы в результате получилась фигура куба. Для этого соедините первые двалоскутка между собой, но пока не сшивайте их. Сделайте небольшую строчку на конце будущего шва. Вы гораздо облегчите себе работу, если отметите на каждом лоскутке те точки, куда пойдет шов. Теперь присоедините третий лоскут к первому. Сделайте строчку в том месте, где встретятся два шва, и снова закрепите нитку. Поверните третий лоскут таким образом, чтобы он пересекся с первым, и шейте до отмеченной точки.

Изогнутый шов. Основная идея заключается в разметке кривой линии при помощи булавок, послечего будет нетрудно придать лоскуту нужную форму. Обрежьте лишние края вдоль шва после прострачивания, затем разгладьте лоскутки утюгом. Примером такой работы служит блок Походка пьяницы.

Раскрой лоскутков. Обведите каждое лекало, используя мягкий карандаш. Убедитесь в том, что лекало включает припуски на шов по 0,5 см (0,25 дюйма) или добавьте их. Вырезайте точно по линии.

Совет. Перед шитьём на швейной машине я обычно делаю пометку на игольной пластине для того, чтобы точно видеть край ткани и получить аккуратный припуск в 0,5 см (0,25 дюйма), используя линейку с шагом 0,5 см (0,25 дюйма). Положите ее точно на нарисованную линию. Положите полоску клейкой (непрозрачной) ленты на игольную пластину вдоль края линейки. Возьмите кусочек хлопчатобумажной ткани, сложите его вдвое, а сгиб прижмите. Положите ткань сгибомвдоль ленты и сделайте несколько швов. Если вы положите 3-4 слоя клейкой ленты, то образовавшийся край будет поддерживать ткань на линии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: