Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

    В отличие от клинической классификации психолого-педагогическую классификацию, предполагающую деление детей на какие-либо группы, построить трудно в связи с тем, что категория детей с ЗПР по степени выраженности отставания в развитии и индивидуальным проявлениям в психолого-педагогическом плане очень неоднородна.

    Общим для всех является отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста. Это выражается в замедленной по сравнению с нормой скорости приема и переработки сенсорной информации, недостаточной сформированности умственных операций и действий, низкой познавательной активности и слабости познавательных интересов, ограниченности, отрывочности знаний и представлений об окружающем.

    Дети отстают в речевом развитии (недостатки произношения, аграмматизм, ограниченность словаря). Недостатки в развитии змоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной регуляции поведения, слабости учебной мотивации и преобладании игровой. Характерны недостатки моторики, в особенности мелкой, затруднения в координации движений, проявления гиперактивности. Существенными особенностями детей с ЗПР являются неравномерность, мозаичность проявлений недостаточности развития.

    Эти особенности развития младших школьников позволили ученым сделать важный вывод о том, что дети этой категории требуют организации специального коррекционно-развивающего обучения не только на этапе школьного обучения, но и в первую очередь в период дошкольного детства.

    По данным специалистов, количество дошкольников с ЗПР составляет 25% от детской популяции. Этот факт определил необходимость изучения этой категории детей и организации психолого-педагогической помощи до поступления их в школу.

    Многочисленные исследования показали, что дошкольники с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися детьми характеризуются не соответствующим возрасту недостаточным развитием внимания, восприятия, памяти, недоразвитием личностно-деятельностной основы, отставанием в речевом развитии, низким уровнем речевой активности, замедленным темпом становления регулирующей функции речи.

    Психологи и педагоги отмечают характерные для дошкольников с ЗПР импульсивность действий, недостаточную выраженность ориентировочного этапа, низкую продуктивность деятельности.

    Отмечаются недостатки в мотивационно-целевой основе организации деятельности, несформированность способов самоконтроля, планирования. Особенности проявляются в ведущей игровой деятельности характеризуются у старших дошкольников несовершенством мотивационно-потребностного компонента, знаково-символической функции и трудностями в оперировании образами, предавставлениями. Выражено недоразвитие коммуникативной сферы и представлений о себе и окружающих. О моральных нормах представления нечеткие.

Внимание   (С. А. Домишкевич, Г. И. Жаренкова, Л.И. Переслени, В. А. Пермякова и др):

• неустойчивость (колебания) внимания

• сниженная концентрация

• снижение объема внимания

• сниженная избирательность внимания

• сниженное распределение внимания

• трудностях переключения внимания

• повышенная отвлекаемость

Ощущение и восприятие   (З.М. Дунаева, З. Матейчик, Н.А.Никашина, С. К. Сиволапова, С.Г.Шевченко, А. Н. Цымбалюк и др.)

• недостаточность, ограниченность

• фрагментарность знаний и представлений об окружающем мире

• восприятие детей неполноценно

• нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность,

• замедление процесса переработки информации, поступающей через органы чувств.

Ребенок с задержкой психического развития воспринимает за определенное время меньший объем материала, чем его нормально развивающийся сверстник.

Мышление (М.М. Мамедов, О.П. Монкявичене, К. Новакова, С.Г. Шевченко и др.).

Отставание в развитии всех форм мышления, обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих использование словесно-логического мышления.  Сохранно наглядно-действенное мышление.  С опозданием от возрастных норм формируется словесно-логическое мышление.

Память  (Т. В. Егорова, Н.Г. Поддубная, Л.Н. Блинова, Н.А. Цыпина и др.).

• преобладает наглядно-образная память

• страдает произвольное запечатление информации.

•  наглядно предъявляемый материал запоминается лучше, чем вербальный, при этом возможность манипулировать им создает более благоприятные условия для запоминания.

• отличительной особенностью недостатков памяти при ЗПР является то, что могут страдать лишь отдельные ее виды при сохранности других.

Речь (Ю.Г. Демьянов, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.А. Логинова, Е.В. Мальцева и др.).

Импрессивная сторона речи характеризуется недостаточной дифференцированностью восприятия речевых звуков, оттенков речи.

• Для экспрессивной стороны речи характерны бедный словарный запас, нарушенное звукопроизношение, недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, дефекты артикуляторного аппарата

Особенности эмоционально-волевой сферы (И. М. Марковская, О.В.Фролова, Е.З.Стернина и др)

• слабая эмоциональная устойчивость,

• нарушение самоконтроля во всех видах деятельности,

• агрессивность поведения и его провоцирующий характер,

• трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий,

• суетливость,

• частая смена настроения, неуверенность, чувство страха,

• фамильярность по отношению к взрослому,

• реакции, направленные против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения.

Всё это свидетельствует о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.

Особенности личности  (Л.В. Кузнецова, И.Ф. Марковская, О.В. Фролова и др.).

• Эмоциональная лабильность неустойчивость настроений и эмоций, быстрая их смена.

• Частые проявления беспокойства и тревоги. В школе наблюдается состояние напряженности, скованности, пассивность, неуверенность в себе.

• Отстают по сформированности произвольного поведения, у них наблюдается импульсивное поведение.

• Для них характерна низкая самооценка, неуверенность в себе (особенно у школьников, которые какое-то время до специальной школы обучались в школе общего назначения).

В условиях специального сопровождения, учащиеся с ЗПР достаточно послушны, управляемы и подчиняются общим правилам поведения.

Особенности деятельности   (Г.В. Грибанова)

• отсутствие целенаправленности,

• незаинтересованность в результатах деятельности,

• трудности планирования (недостатки саморегуляции).

Выводы:

- Сниженная работоспособность

- Повышенная истощаемость

- Неустойчивость внимания

- Более низкий уровень развития восприятия

- Недостаточная продуктивность произвольной памяти

- Отставание в развитие всех форм мышления

- Дефекты звукопроизношения, бедный словарный запас

- Своеобразное поведение

- Низкий навык самоконтроля

- Незрелость эмоционально -волевой сферы

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: