Задачи и направления психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР школьного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение должно учитывать индивидуальные особенности учащихся, для его осуществления необходима разработка комплексной программы коррекционной работы. Качественная индивидуализация обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья выполняется в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми с ОВЗ.

Коррекционно-педагогическая помощь детям – это система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития у детей, на решение их индивидуальных проблем, связанных с физическим или психическим здоровьем, с воспитанием и обучением, с дальнейшей адаптацией и социализацией в обществе. Развитие ребенка, его способности к адаптации в обществе, его уровень социализации - это не саморазвитие унаследованных способностей. Это результат организации и воздействия среды.

Ослабление дефектов у учащихся с ОВЗ можно достичь путем осуществления системы коррекционно-педагогических мероприятий с детьми в условиях общеобразовательной школы.

Определяя структуру нарушения или выставляя функциональный диагноз, специалист должен знать, что можно развивать, какой потенциал накапливать у ребенка другими словами, определить зону актуального и зону ближайшего развития (Л.С. Выготский).

От этого зависит и определение перспектив сопровождения ребенка: либо мы акцентируем внимание на преодолении черт, не вписывающихся в социально-нормативные рамки, либо способствуем активной инклюзии ребенка в социальное сообщество за счет формирования новых функциональных возможностей.Значит, следует определить ту среду, в которой данный ребенок с психофизическими отклонениями может стать значимой частью пространства, и сформировать соответствующие механизмы адаптации.

Главное в инклюзивном обучении детей с ОВЗ - «подтягивание» их потенциала до уровня соответствия нормативным требованиям среды. Основным критерием эффективности этого процесса при школьном обучении является степень сформированности знаний, умений и навыков, определенных образовательной программой. Однако при этом упускается то обстоятельство, что образовательное учреждение - один вариант среды, искусственно созданный педагогами и родителями. А жить выпускнику, сложившейся личности предстоит в другой среде, более вариативной, где царят совершенно иные, чем в школе, законы.

Таким образом, ребенок в процессе инклюзивного обучения должен получить тот потенциал, с помощью которого он сможет стать активным и самостоятельным вне стен образовательного учреждения, занять собственную жизненную позицию, самореализоваться.

4.  Основные направления коррекционной работы:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики пальцев, навыков каллиграфии).

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти;

-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации;

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.

6. Коррекция и развитие речи.

7. Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Образовательный процесс с учащимися с ЗПР начальных классов обеспечивается специальными программами. Используются специфические методы обучения, оптимально сочетаются словесные, практические и наглядные методы, которые должны соответствовать следующим требованиям:

- стимулировать у учащихся развитие самостоятельности при решении поставленных учебных задач;

- формировать умение пользоваться имеющимися знаниями;

- иметь четкую структуру и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий;

- содержать достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание материала;

- поэтапное распределение учебного материала и аналитико-синтетический способ его преподнесения с целью отработки каждого элемента и обеспечения целостного восприятия (особое внимание – выявлению причинно-следственных связей и зависимостей);

- акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов;

- опора на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практический опыт;

- достаточное количество практических упражнений для усвоения и повторения учебного материала, заданий разной степени сложности.

Задания для самостоятельной работы

3. Изучить лекционный материал и законспектировать.

4. Ответить на вопросы:

- Основные задачи психолого-педагогического сопровождения й детей с ЗПР дошкольного возраста.

- Основные задачи психолого-педагогического сопровождения й детей с ЗПР дошкольного возраста.

Ответы на вопросы можно выполнять в рукописном варианте. Объем ответа не более 1/2 страницы

Список литературы:

[1-9]

Список литературы:

Основная литература

  1. Бенилова С.Ю. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р., Микляева Н.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ПАРАДИГМА, 2012.— 312 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13030.html.— ЭБС «IPRbooks»

2. Ворошнина О.Р. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования [Электронный ресурс]: учебник / О.Р. Ворошнина, А.А. Наумов, Т.Э. Токаева. — Электрон. текстовые данные. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. — 204 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70628.html

3. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов.- М.: Дрофа, 2008.-286с. https://elibrary.ru/item.asp?id=20035768

  1. Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития [Текст]:методические рекомендации / сост. Н.А. Крушная. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. – 23 с. http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/605.

5. Сопровождение ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного и инклюзивного образования [Электронный ресурс]: учебник. Направления подготовки: 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование». Профиль «Дошкольная дефектология»; 050400.62 «Психолого-педагогическое образование». Профиль «Психология образования». Квалификация (степень) выпускника: бакалавр / А.А. Наумов [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. — 303 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32093.html

  1. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Введение в специальность [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений/ В.И. Селиверстов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2015.— 319 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36872.html.— ЭБС «IPRbooks».

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: