Нетрадиционные виды упражнений

Среди этих упражнений выделяют: игровой самомассаж, дыхательная гимнастика, музыкально-подвижные игры, креативная гимнастика, игры-путешествия.

Игровой самомассаж предусматривает в себе закаливание и оздоровление детского организма. Эти упражнения в игровой форме способствуют у ребенка формирование сознательного стремления к здоровью, благодаря самомассажу дети получают радость и хорошее настроение.

Дыхательная гимнастика – улучшает работу легких.

Музыкально-подвижные игры – учат детей ритмично двигаться под шумовые музыкальные инструменты. Закрепляет в себе умение четко реагировать на смену музыкальных фрагментов, развитие двигательной координации.

Креативная гимнастика – включает в себя специальные задания, творческие игры, направленные на развитие творческой инициативы. Благодаря им создаются благоприятные возможности для свободного самовыражения, в неё входят музыкально-творческие игры и специальные задания.

Игры-путешествия – представляют собой все виды подвижной деятельности. Игры помогают сплотить ребят, даёт возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь. Такие игры способствуют развитию мышления, воображения, творческих способностей детей.

 О необходимости пересмотра подходов к физическому воспитанию, было высказано президентом России В.В. Путиным 13 марта 2013 года в центре образования «Самбо-70».

Современная ситуация выдвигает на повестку дня проблему модернизации современной системы физического воспитания и теории этого воспитания. За последний период за рубежом появилось много концепций и разнообразных подходов к физическому воспитанию. В этих материалах затрагиваются лишь отдельные аспекты, направления современного физического воспитания и, как правило, применительно к тем или иным группам населения (например, к школьникам или студентам) или странам. Отсутствует общая теоретическая оценка предлагаемых концепций, не выявляется их соответствие основным принципам и положениям современной логики и методологии науки. Все это затрудняет полноценную оценку современного состояния разработки новой теории физического воспитания.

Результаты исследования и их обсуждение. Роланд Науль и Кристиан Рихтер выделяют три концепции физического воспитания, которые, по их мнению, являются приоритетными не только для педагогов их страны, но также для Финляндии, Голландии и Англии:

1) «воспитание здоровья» жизни.

В последнее время, как в европейских странах, так и в США, большую популярность приобретает концептуальный подход к физическому воспитанию, предусматривающий широкое использование фитнес-технологий, методов, методик. В последнее время ориентация физического воспитания на фитнес приобретает все большее число сторонников.

2) «двигательное воспитание»

3) «спортивное воспитание»

Такой подход к теории физического воспитании и ее практической реализации характерен и для США. Иллюстрацией может служить разработанная в последние годы американскими учеными и практиками образовательная система под названием «Превосходная физическая подготовка» («Physical Best») – программа всесторонней физической подготовки в процессе физического воспитания, призванная помочь воспитуемым сформировать умения, знания, интересы, поведение, ориентирующие на физически активный, здоровый образу тнес-программ и технологий в систему физического воспитания, в том числе в школах, вузах и других учебных заведениях.

Слово «фитнес» (от англ. «to be fit for» быть пригодным к чему-либо, бодрым, здоровым) в переводе с английского означает «годность, пригодность». Данный термин был введен в США для обозначения физической пригодности. Иногда его понимают и в более узком физическом плане – как эффективность сердечной деятельности и легких, способность суставов двигаться свободно, хорошо развитую мускулатуру, силу, гибкость, аэробную выносливость, отсутствие излишнего веса.

Однако смысловое значение слова «фитнес» постепенно эволюционировало: от «физического здоровья человека, выражающегося в его годности к физической работе» к стремлению к оптимальному качеству жизни, включающему социальный, психический, духовный и физический компоненты.

Согласно определению, одобренному Всемирной организацией здравоохранения, фитнес (fitness) – способность решать повседневные задачи, энергично и проворно, не утомляясь, активно проводить свое свободное время и спокойно переносить неприятности. В «Оксфордском энциклопедическом словаре по спорту и спортивной медицине» (1994), переведенном на многие языки мира, термин «фитнес» (“fitness”) обозначает не только хорошую физическую кондицию, но и интеллектуальное, эмоциональное, социальное и духовное начала.В реализации этого направления физического воспитания важное значение придается разработке новых тренажеров и других технических средств воздействия на тело человека, автоматизированным системам управления и т.д. В физическом воспитании учащихся образовательных учреждений применяется комплекс и других форм двигательной активности, видов спорта, игр – аэробика, танцы, гимнастика, бадминтон, теннис, пинг-понг, катание на коньках и скейт-бордах, стрельба из лука, боулинг, плавание, борьба, йога, различные командные игры.

По мнению многих специалистов, организация педагогической деятельности на принципах личностно-ориентированной, личностно-развивающей педагогики определяет повышение внимания к «эстетическому направлению» физического воспитания, ориентации физкультурно-спортивной активности на решение эстетических задач, воспитание эстетической культуры и культуры движений личности.

Для реализации такого подхода разработаны и внедряются в практику организации физического воспитания эстетически ориентированные технологии, формы, методы, методики:

– артпедагогики, художественного (выразительного) движения (метод Л.Н. Алексеевой), пластико–ритмической, антистрессовой пластической, художественной гимнастики, танцевально-ритмической гимнастики, сюжетно-ролевой ритмической гимнастики, «ритмо-двигательной оздоровительной физической культуры» и т.д.;

– танцевально-игровых упражнений;

– эвритмических упражнений;

– системе упражнений “body ballet”;

– организации работы театра физического воспитания, спорта, движений, пантомимы и т.п.;

– развития пластики, ритмичности и других эстетических способностей;

– «спонтанного танца;

– эстетотерапи.

Многие исследователи, ориентированные на модернизацию системы физического воспитания, подчеркивают необходимость «игровой рационализации» этой педагогической деятельности, широкого использования игровых форм организации физкультурно-спортивной деятельности и таких простейших из этих форм, как подвижные игры. Отмечается особенно важное значение народных и национальных подвижных игр, видов спорта. Они повышают интерес к физкультурно-спортивной деятельности, а также содействуют духовно-нравственному, в том числе патриотическому воспитанию. Для внедрения в практику физического воспитания предлагаются и другие виды подвижных игр: сюжетные игры, импровизационно-творческие подвижные игры, рефлексивно-метафорические двигательные игры, игры на основе «интеграции интеллектуального и двигательного компонентов» и т.д.

В России разработана программы развития российской игровой культуры «Наш Олимп», направленной на возрождение незаслуженно забытых и создание новых обучающих, интеллектуально и физически развивающих отечественных игр предлагают комплекс таких игр, которые условно разделены на четыре самостоятельные группы:

– настольно-спортивные игры (малые спорт формы, VCA)

– динамические игры с мячом на площадках и воде;

– интеллектуальные игры – логические и за шахматной доской;

– психолого-коррекционные игры.

К их числу относятся, например, спортивно-динамичные игры (синплей – командная игра со специальными ракетками, легким «прыгучим» мячиком и треугольными воротами; футболей – командная игра на волейбольной площадке волейбольным мячом с элементами футбола и волейбола; оздоровительно-развлекательные тренажеры ситак, которые позволяют оживить для детей компьютерные игры, добавив к ним в увлекательной форме физические нагрузки) и такие интеллектуальные игры, как современные динамичные «королевские» шахматы, «московские» и «президентские» шашки.

Д.Д. Вишневский и С.В. Якимович предлагают использовать «социоориентированные игры–тренировки».

Д.Д. Вишневский, под этими играми понимает специфическую форму организации жизни и деятельности детей и подростков в условиях спортивно–оздоровительного центра, имеющую следующие признаки, интегрирующие признаки, как игры, так и тренировки:

– систематическое и целенаправленное моделирование определенных жизненных ситуаций, с которыми воспитанник сталкивается в реальной жизни или может столкнуться в будущем;

– обязательное принятие условий (правил, образа жизни коллектива);

– обязательное моделирование определенных отношений и видов коллективной и индивидуальной деятельности, направленных на достижение конкретного, ценностного для всех участников результата;

– направленность на создание ситуаций успеха, переживания удовлетворения, как от процесса деятельности, так и от планируемого или достигнутого результата;

– создание посильных трудностей (барьеров) и установка на их преодоление за счет мобилизации физических и эмоционально–волевых усилий;

– систематическая эмоциональная разгрузка в результате смены деятельности;

– направленность на совершенствование умений и навыков конструктивного межличностного взаимодействия;

– совершенствование физических и личностных качеств путем системы специальных упражнений.

Д.Д. Вишневский выделяет следующие группы игр–тренировок:

1) игры–тренировки спортивной направленности: акробатические и гимнастические упражнения, спортивная борьба, рукопашный бой, силовая гимнастика и пр.;

2) подвижные игры;

3) интеллектуальные игры–тренировки;

4) координационные игры–тренировки;

5) коммуникативные игры–тренинги;

6) игры – тренинги психо-мышечной релаксации и концентрации;

7) игры-развлечения;

8) социально-тренинговые игры;

9) игры – драматизации и концерты;

10) игры – походы в природном окружении.

Таким образом, анализ основных концептуальных подходов отечественных и зарубежных исследователей к современному физическому воспитанию показывает, что в целом проделана значительная работа по определению важных направлений, целевых установок, «руководящих идей», инновационных форм и методов новой теории физического воспитания.

Авторы инновационных подходов и программ отталкиваются от общеизвестной концепции физического воспитания, согласно которой физическое воспитание – это обучение движениям (двигательным действия) и воспитание физических качеств.

В противовес этой концепции, как правило, выдвигается (в том числе в официальных документах) положение о том, что главной целью физического воспитания должно быть формирование физической культуры личности. Однако конкретизируется данное положение по-разному. Во-первых, крайне неопределенно истолковывается само понятие «физическая культура личности». Во-вторых, в предлагаемых новациях из всего многообразия различных аспектов этого сложного социокультурного явления на первый план выдвигается тот или иной его аспект, те или иные цели, которым придается статус «главной, руководящей идеи». Однако, как признает большинство ученых и практических специалистов, современная система физического воспитания является недостаточно эффективной.

В.И. Столяров отметил наиболее популярные подходы к решению данной проблемы.

1. Особенно широко представлен подход, когда приоритет отдается оздоровительной направленности физического воспитания. В связи с этим предлагается для внедрения в практику множество конкретных валеологических, ориентированных на здоровье, технологий – «здоровье сбережения», «здоровье строительства», «здоровье формирования», «здоровье самосохранения» и т.п.

Некоторые сторонники оздоровительной направленности физического воспитания делают акцент на формировании не просто здоровья, а здорового образа (стиля) жизни. В последние годы все более популярной становятся программы формирования культуры здоровья.

2. Популярным является подход, согласно которому приоритетной должна быть образовательная направленность физического воспитания. Обосновывается положение о том, что в физическом воспитании в первую очередь необходимо повышение уровня физкультурной образованности учащихся – формирование у них комплекса соответствующих знаний, интересов потребностей и т.д.

3. В последние годы широкое распространение получает такое понимание физического воспитания, которое опирается на «культурологический подход» к трактовке воспитания как процесса введения человека в мир культуры, освоения культурных ценностей. В соответствии с этим физическое воспитание понимается как деятельность по использованию разнообразных средств (физических упражнений, гигиенических средств и т.д.) для формирования тела человека (его телосложения, двигательных способностей, тех или иных компонентов здоровья) в соответствии с принятыми в обществе культурными образцами и идеалами.

4. Многие специалисты основную цель физического воспитания усматривают в ином – в приобщении учащихся к физкультурной двигательной деятельности, к занятиям физическими упражнениями на основе формирования у них знаний о пользе этих занятий, о их позитивном влиянии на организм человека и т.д., что содействует мотивации на данную деятельность.

5. Другой подход, особенно активно пропагандируемый в последние годы в мире, подчеркивает важное значение спортивной деятельности (особенно спортивной тренировки) в физическом воспитании и потому делает акцент на спортивной ориентации этой педагогической деятельности, приобщение учащихся к спорту, к ценностям спортивной культуры. Наиболее ярко этот подход представлен в концепции так называемой «спортизации» физического воспитания, предусматривающей вместо уроков физкультуры (аналогичных занятий в вузе) вовлечение всех учащихся в активные и регулярные занятия спортом.

Некоторые ученые и педагоги при таком подходе к физическому воспитанию важное значение придают олимпийскому образованию.

6. В научных публикациях широкое распространение имеет и такой подход, согласно которому физическое воспитание понимается не как приобщение учащихся к физкультурной или спортивной деятельности, а как воспитание (физическое, эстетическое, нравственное, экологическое и т.д.) посредством физкультуры и спорта. В зарубежных публикациях физическое воспитание в этом плане часто кратко характеризуется как «воспитание посредством физического».

7. За рубежом в течение длительного времени главной идеей теории физического воспитания была идея образования. Однако, начиная с конца 60-х–начале 70-х годов, наряду со сторонниками этой идеи предлагаются и другие подходы.

В поиске средств решения этой задачи следует учитывать, что особенно важную роль в целенаправленном формировании, коррекции, изменении в нужном направлении физических, психических, социокультурных качеств и способностей, а также поведения детей, подростков, молодежи может и должно играть физическое воспитание.

В современной школе изменились требования: сейчас уже не
перспективно готовить выпускника на десятилетия вперед; на рынке труда, с
точки зрения жизненных перспектив, более востребованными являются
способности «учиться всю жизнь», переучиваться. Для эффективного
обеспечения нового качества, одним из средств образования школьников,
является использование учителем физической культуры современных
образовательных технологий: здоровье  сберегающих и информационных.
Выбор современных образовательных технологий строится на основе
политики в сфере образования: федеральной, региональной и
муниципальной. Выбор такой политики направлен:
1. Реализация основных приоритетных направлений школьной
политики.
2. Выполнение запросов средних и высших учебных заведений;
3. Выполнение требований и запросов родителей по обеспечению
конкурентоспособности их детей.
При использовании информационно-коммуникативных технологий
происходит «ориентир» в условиях переизбытка информации, развивается

критическое мышление.
При широком использовании анимации, моделей с использованием
компьютера, делает возможным обучать более наглядно, понятно для
занимающегося.
На уроках физической культуры необходимо использовать
музыкальное сопровождение. Данный способ не только создаст более
приятную атмосферу, но и поможет развить у учащихся пластику и чувство
ритма. При использовании компьютерных технологий, можно выстроить
музыкальные композиции в нужной последовательности для данного урока.
Здоровье является бесценным достоянием общества.
За последнее время выросла тенденция ухудшения здоровья учащихся.
На ряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами, в
качестве причин признают отрицательное влияние школы на здоровье
детей.
Здоровье сберегающей задачей наделены уроки физической культуры.
Одним из главных принципов, используемых в инновационных
технологиях физического воспитания, является принцип систематичности и
последовательного обучения.
Вторым главным принципом является – доступность. Педагог
обязательно должен использовать принцип наглядности, чтобы ребенку было
проще понять, как правильно выполнять то или иное упражнение.
Для того чтобы ребенок хорошо понял и запомнил материал,
используется принцип сознательности и активности.
К каждому ребенку должен быть применен принцип
индивидуализации. Так как у каждого ребенка разная степень заболевания,
необходимо к каждому подобрать индивидуальный комплекс упражнений.
Большим положительным эффектом будет являться проведение
оздоровительной физической культуры на открытом воздухе, где
естественные факторы природы положительно влияют на организм ребенка.
Инновационный процесс заключается в том, что учителя по
физической культуре, вправе давать детям индивидуальные задания, которые
занимающиеся должны выполнять ежедневно, не пропуская. К таким
формам относят гимнастику, занятия йогой, пилатесом, фитнес
направлениями и т.д.
Каждое занятие должно включать в себя три раздела:
1) Основной раздел, в него включают упражнения, которые помогут
подготовиться ребенку к комплексу лечебной физической культурой в
последующем разделе.
2) Основной раздел, в него включены сложные, специальные
упражнения, которые направлены на коррекцию нарушений с опорно-двигательным аппаратом. В данном комплексе специальные упражнения
чередуют с общеукрепляющими упражнениями.
35
3) Третья часть – заключительная, в ней восстанавливают
привычный для ребенка пульс, дают ему эмоционально разгрузиться –
поиграть.
Общая нагрузка на таких занятиях должна соответствовать
физиологическим возможностям ребенка. Также необходимо следить за
пульсовой «волной» - частота пульса в определенные отрезки времени в
разных разделах занятия.
Помимо упражнений, которые направлены на коррекцию нарушений,
необходимо включать дыхательные упражнения, которые приведут к
снижению физиологической нагрузки:
1. Нагрузка без ограничения движений (разрешается бег, прыжки и
другие упражнения);
2. Средняя нагрузка (ограничения в беге, прыжках);
3. Слабая нагрузка (использование гимнастических упражнений, с
исходным положением тела: сидя, лежа; с применением дыхательных
упражнений.
Для детей, немаловажно чтобы занятия по физической культуре
включали в себя не только упражнения, но и положительные эмоции. Проанализировав исследования по использованию инновационных
технологий в учебном процессе по физической культуре, нами было
выделено следующее:
Только положительное отношение к обучению, может обеспечить
полноценное усвоение учебного материала. На формирование
заинтересованности на занятия физической культурой, направлены
инновационные технологии, а также виды проблемно-развивающего
обучения; поиск и применение оптимального сочетания разных методов,
форм индивидуальной, коллективной и групповой работы с учётом
возрастных особенностей школьников и так далее.
Согласно высказыванию исследователя А. Н. Леонтьева, «интересный
учебный предмет – это учебный предмет, который стал «сферой целей»
учащегося в связи, с тем или иным, побуждающим его мотивом».
Уроки, которые построены правильно, способствуют росту интереса к
занятиям, воспитывают у школьников волевые качества, навыки преодоления
трудностей. Маленькая и неинтересная занятость учащихся, низкая
требовательность учителя – приводят к скуке, вызывают
недисциплинированность, плохую посещаемость уроков. При этом,
формирование и развитие интереса к занятиям не должны быть самоцелью.
Интересный урок, несёт радость учащимся, но следует помнить, что нужно
увлекать, а не развлекать, необходим поиск путей и средств для повышения
подобной увлечённости занимающихся.

Перед учителями физической культуры стоит задача обеспечить
высокий уровень активности учащихся на занятиях, разнообразить методы и
средства проведения урока, используя, для развития физических качеств,
разнообразные и частично меняющиеся, от урока к уроку, упражнения. Использование оздоровительных дыхательных технологий.
Правильно дышать – значит дышать глубоко. Также, глубокое дыхание
развивает мышцы, а также обеспечивает большим количеством кислорода
внутренние органы. Но, как оказалось, глубокое дыхание не тренирует
мышцы, которые обеспечивают дыхание. К тому же при глубоком вдохе
организм теряет определённое количество углекислого газа, необходимого
для нормального функционирования организма.
Дыхательная гимнастика, как инновационный процесс, построена по
принципу дыхания при сжатых лёгких. Самое главное в гимнастике –
короткий мощный вдох, при котором лёгкие не расширяются, а сжимаются.
При этом воздух заполняет их полностью, доходя до самых дальних уголков.
В дыхательных упражнениях, вдох выполняется в затрудненном положении
дыхательных мышц (например, при сведении рук перед грудью), выдох
происходит при разведении рук. Мышцам «дыхания» приходится работать с
полной нагрузкой, при этом они развиваются и крепнут. Используя данный
способ дыхания, активизируется газообмен, совершенствуется работа
мозговых центров управления дыханием.
При правильном применении и достаточном упорстве дыхательная
гимнастика помогает укрепить организм, восстановить обмен веществ,
позволяет справиться со стрессом, снимает усталость, повышает жизненный
тонус, улучшает память, возвращает остроту зрения и слуха, также
дыхательная гимнастика активизирует кровообращение соединительной
ткани, благодаря чему уходит патология желез внутренней секреции.
Применение китайского искусства саморегуляции – «цигун».
Основной целью такой практики является развитие человека, как
личности, понимания своего существования в мире и понимание своих задач.
Упражнения данной практики направлена на поднятие иммунных
свойств организма и релаксацию.
Методику «цигун» разделяют на два типа: мягкий тип и жесткий тип.
Мягкие методики используют в цели лечения и оздоровления.
Жесткие методики используют для развития навыков мгновенного
включения функциональных систем организма для реализации психических
и физических возможностей.
Упражнения по системе «цигун» помогут избавиться от астмы,
бронхитов, пневмонии, ишемии, аритмии и многих других недугов.
Дыхательная практика по системе «цигун» не требует специальной
физической подготовки.
Методика антистрессовой пластической гимнастики.
Антистрессовая пластическая гимнастика является новым
перспективным направлением.
Если воздействовать данную гимнастику, можно добиться несколько
целей одновременно:
1. Урок по физической культуре сделать источником прогрессирующей
нервно-психической устойчивости от учебных перегрузок;
2. Обеспечение заинтересованности в данном уроке преподавателя
физической культуры;
3. Гарантия исключительно высокой эффективности по вопросам
жизнеобеспечения (постоянное повышение общего тонуса организма);
4. Обеспечение прогрессирующей мотивацией занятиями собой и
своим здоровьем;
5. Избавление от социального иждивенчества, обоснование
необходимости и единства личной ответственности за состояние своего
здоровья, имеет стресс тормозящий компонент;
6. Упор на моральный фактор и качественное мышление, так как
достижение результата зависит от прочности комфортного состояния,
несовместимого с психологией недоброжелательства и психологией
изолированности.
7. Доказывает, что физиология и мораль неотделимые элементы, так
как связаны общим понятием стабильности процесса – повышение общей
жизнеспособности.
8. Происходит упор на умение контролировать и чувствовать своё
состояние комфортного восприятия, позволяет избежать кризисной ситуации. Обуславливается это тем, что перед учителем
стоят новые задачи: обучение учащихся навыкам плавного непрерывного
движения, комфортного восприятия психических и физических нагрузок, а
также помочь учащимся быстро освоить традиционные формы движений.
Виды современных фитнес-технологий.
Пилатес является «удивительным» видом фитнеса, в котором комплекс
упражнений подходит для реабилитации.
Программа пилатеса имеет свои плюсы:
+ развитие гибкости и силы определенных групп мышц;
+ полезна для коррекции и поддержания осанки и позвоночника;
+ укрепляет тело и успокаивает дух.
Выделяют три вида тренировок пилатеса:
1. Тренировки на полу;
2. Тренировки на полу со специальным оборудованием;
3. Тренировки на специальных тренажерах.
При практике пилатеса на уроках физической культуры в школе,
необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Одежда для занятий должна быть удобной, не стесняющая
движения;
2. Занятия желательно проводить без обуви;
3. Дыхание должно быть животом – вдох – живот выпячивается; выдох
– втягивается.
Во время выполнения упражнений пилатеса, необходимо сохранять
правильное положение тела и соблюдать правила.
Использование базового комплекса йоги, на уроках физической
культуры в школе.
На уроках физической культуры, йогу используют как систему
физических и дыхательных упражнений.
Оздоровительная направленность йоги оказывает всестороннее
воздействие на организм, является доступной, безопасной и повышает
эмоциональное состояние учащихся.
Во время выполнения асан йоги (упражнений), в процессе урока
происходит развитие гибкости и координации.
На уроках физической культуры, используются следующие асаны:
1. Асаны, направленные на укрепление всего позвоночника;
2. Асаны, направленные на гибкость и равновесие.
Реализуя новые инновационные образовательные стандарты,
физическая культура, как дисциплина, включает в себя целевые установки на
укрепление здоровья, здоровый образ жизни, а также физическое
совершенствование.
Внедрение и использование здоровье сберегающих педагогических
технологий и большого оздоровительного потенциала физической культуры,
позволит достигнуть поставленных обществом целей, а также позволит
удовлетворить устойчивого запроса на активную и свободную личность,
здоровую и инициативную, интеллектуально и физически развитую. На сегодняшний день, инновационный поиск стал частью имиджа
любой уважающей себя школы, элементом «штатной ситуации» в системе
жизнедеятельности многих образовательных учреждений.
Однако в условиях быстро меняющегося мира, восприимчивость
школы к инновациям является условием её конкурентоспособности как
образовательной организации. Существует огромное множество
нововведений, которые применяются к образованию вообще и к школе. Они
играют огромную роль в существовании и дальнейшем развитии школы. Инновации характерны для любой профессиональной деятельности
человека и поэтому, естественно, становится предметом изучения, анализа и
внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом
научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и
целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в
управлении.
Применительно к педагогическому процессу в области физической
культуры, инновация является введением нового в цели, содержание, методы
и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности
учителя и учащегося. В целом, под инновационным процессом, понимают
комплексную деятельность по созданию, освоению, использованию и
распространению новшеств. В научной литературе различают понятия
«новация» и «инновация». Эти различия показаны в приложении 1.
В развитии инновационного процесса выделяют следующие действия:
1)определение потребности в изменениях;
2) сбор информации и анализ ситуации; предварительный выбор или
самостоятельная разработка нововведения; принятие решения о внедрении
(освоении);
3)собственно само внедрение, включая пробное использование
новшества;
4) длительное использование новшества, в процессе которого оно
становится элементом повседневной практики.
Совокупность всех этих этапов образует единый инновационный цикл.
Инновации в образовании считаются новшествами, специально
спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке
педагогической инициативы.
В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные
образовательные технологии, выполненный в виде технологического
описания проект эффективного инновационного педагогического опыта,
готового к внедрению.
Инновации, в результате реализации, создают образовательные
системы «нового вида» с качественным изменением функциональных
свойств системы при сохранении системообразующего функционального
принципа.
Инновации, представляют высшее, коренное изменение
образовательных систем, в ходе которого меняется основной
функциональный принцип системы. Так появляется «новый род»
образовательных (педагогических) систем по осмыслению перед внедрением
инноваций случайные полезные системные инновации надуманные и
привнесённые извне, не вытекающие из логики развития образовательной
системы. Чаще всего они внедряются по приказу вышестоящего руководства
и обречены на поражение инновации, соответствующие миссии
образовательного учреждения, но неподготовленные, с неопределёнными
целями и критериями, не составляющими единого целого со школьной
системой инновации, выведенные из проблемного поля с чётко
обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учёта интересов,
учащихся и педагогов, и носят характер преемственности с традициями. Они
тщательно готовятся, экспортируются и обеспечиваются необходимыми
средствами (кадровыми, материальными, научно-методическими)
пространстве, в системе образования можно выделить два типа деятельности:
опытно-экспериментальная и инновационная

В “Специализированной школе Лицей Информационных технологий г.Енакиево” активно ведется внедрение передовых инновационных технологии с целью физического развитии учащихся. Как уже отмечалось ранее, для физического развитии учащихся, требуются неординарные шаги, которые помогли бы оторвать учеников от компьютеров и увеличить двигательную активность учащихся. С этой целью, учителя Лицея активно приняли участие в написании авторских программ в рамках Республиканского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей.

Авторская программа “Борьба самбо” предлагается для внедрения в программу средних школ Донецкой Народной Республики в качестве вариативного компонента, с целью активизации работы в направлении военно-патриотического воспитания молодежи и привлечения школьников Донецкой Народной Республики к активным занятиям физической культуры и спортом.

 Программа имеет прикладную направленность и может применяться для изучения по предмету “Начальная военная и медико-санитарная подготовка” по теме: “Прикладная физическая подготовка.”

Актуальность программы. Авторская программа «Борьба самбо» предназначена для всех желающих учащихся, которые, по своему состоянию здоровья могут заниматься борьбой самбо. Авторская программа «Борьба Самбо» предполагает изучение основных способов и индивидуальных средств самообороны и самозащиты. В частности, в авторской программе предлагается изучение основ боевого самбо. В содержание курса также входит раздел, в котором изучаются защита при угрозе холодным оружием. Правила оказания первой помощи пострадавшим при применении холодного оружия. Программа имеет прикладную направленность и может применяться для изучения по предмету “Начальная военная и медико-санитарная подготовка по теме: “Прикладная физическая подготовка.”

Программа рассчитана на учащихся 5 – 11 классов, основной группы здоровья.

Цель авторской программы — военно-профессиональная ориентация подрастающего поколения к службе в рядах Вооруженных сил ДНР. Курс ориентирован на то, чтобы вызвать у воспитанников кружка интерес к военному делу, к службе в Вооруженных Силах, подразделениях МВД и МЧС. С помощью этой программы можно будет значительно повысить качество подготовки школьников 10-11 класса по предмету “Начальная военная и медико-санитарная подготовка по теме: “Прикладная физическая подготовка.”

В ходе курса решаются обучающая, воспитательная и развивающая задачи.

1. Обучающая задача — обучить воспитанников кружка основам самообороны и самозащиты, элементам боевого раздела самбо, азам морально-психологической и медицинской подготовки, необходимой как в экстремальных ситуациях повседневной жизни, так и в зонах военных конфликтов, при совершении и угрозе террористического акта.

2. Воспитательная задача — воспитать у воспитанников любовь и уважение к профессиям, связанным с защитой человека в чрезвычайных и экстремальных ситуациях как мирного, так и военного времени, к профессии защитника Донецкой Народной Республики. Сформировать желание изучать военное дело, основы самообороны и приобрести в дальнейшем профессию, связанную со службой в подразделениях и частях Вооруженных сил, МВД, или других силовых структурах.

3. Развивающая задача — развивать у воспитанников силу, ловкость, выносливость, стрессоустойчивость и такие качества характера как дисциплинированность, вежливость, уважение к старшим, самоотверженность, смелость.







































































































































































































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: