Распостранение в мире до образования СССР

Ленинградского авангарда

Направление: История

 

Яцуба А.С., класс 10-4

Руководитель: Елена Николаевна Тихеева

Должность: учитель истории

Санкт-Петербург

 

 

2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ. 2

Введение. 3

Общие характеристики конструктивизма.. 4

Распостранение конструктивистских идей в мире до образования СССР 5

Появление в СССР. 6

Марксистско-ленинистская теория и ее связь с искусством... 7

Книга А. Гана.. 8

Работа Я. Г. Чернихова.. 10

Конструктивизм в Ленинграде. 10

Смещение конструктивизма с главенствующей позиции в советской архитектуре. 15

Наследие конструктивизма.. 15

Выводы.. 15

Литература, ссылки.. 16

 

 

Введение

 

Актуальность работы

Сейчас ведется большое количество споров насчет городской застройки: что следует и что не следует возводить, что будет более практично, что лучше впишется в городской ландшафт. В этой работе я рассмотрю пример того, как определенный стиль в архитектуре может соответствовать определеной эпохе.

Еще Виктор Гюго писал об этой проблеме: «Они [здания Парижа] служат наглядным доказательством того, что крупнейшие памятники прошлого – это не столько творения отдельной личности, сколько целого общества; это скорее следствие творческих усилий народа, чем яркая вспышка гения, это осадочный пласт, оставляемый после себя нацией; наслоения, отложенные веками, гуща, оставшаяся в результате последовательного испарения человеческого общества; словом, это своего рода органическая формация.»

Цель исследования

Выяснить причины большой популярности конструктивизма как архитектурного стиля в 1920-х гг. прошлого века именно в СССР, связь самого стиля с идеологией, на которой строился Советский Союз, а так же рассмотреть некоторые аспекты ленинградского конструктивизма.

Задачи исследования

-Изучить историю конструктивизма как стиля и проследить его развитие по всему миру

-Выяснить, как марскистско-ленинистская идеология проецировалась на исскуство в Советском союзе

-Изучить труды на тему конструктивизма в архитектуре авторов, работавших в 1920-х гг.

-Выяснить, как идеи конструктивизма отразились на архитектуре последующих годов

-Рассмотреть ленинградские постройки в стиле конструктивизм

Гипотеза

У возникновения каждого стиля с искусстве есть множество предпосылок, по направлениям в архитектуре можно многое узнать об эпохе, на которую приходился их расцвет.

 

Методы исследования

-Анализ исторических материалов

-Работа и анализ теоретической литературы

-Описание архитектурных сооружений

Общие характеристики конструктивизма

 

Конструктивизм - (франц. constructivisme от лат. constructio – построение).

Суть данного архитектурного стиля заключается в расположении простых архитектурных форм в наиболее рациональном порядке, основанном на точных расчетах физических свойств материалов и спроектированном с учетом функций и предназначения объекта. Один из основных принципов конструктивизма - руководствование принципом «необходимо и достаточно». Этот авангардный стиль тяготеет к строгому и революционному аскетизму.

И. Маца говорит о конструктивных постройках как о созданных «соответственно принципам механического, геометрического и эстетического взаимоотношений материала конструкций (краска, полотно, железо, стекло) и ее формы».

Чернихов, архитектор, проектировавший в стиле конструктивизма, говорит о нем так: «Основная идея конструктивизма заключается в том, что мы объединяем предметы или тела на известных принципах сочетания их между собою так, что они представляют законченную гармоническую форму, дающую совершенно определенное впечатление нашему мозгу.»

Архитектор делает акцент на концепции объединения различных стереометрических форм как на основной творческой части конструктивного проектирования. «Кострукция, объединяя отдельные тела между собою, создает свою особенную форму, воздействуя на нас не только видимой массой, но и теми соотношениями взаимно-связанных тел, которые воспринимает наш глаз.»

Конструктивизм как архитектурный стиль характеризуется:

1. Простотой форм

2. Монолитностью облика постройки

3. Прямолинейностью и простотой композиции

4. Строгим геометризмом

5. Полным отсутствием любого декора

Именно в последнем пункте заключается отличие стиля 1920-х годов от появившегося в конце 1930-х сталинского ампира.

В основном архитекторами-конструктивистами использовались такие простые материалы, как стекло, бетон и металл.

Распостранение в мире до образования СССР

 

Безусловно, потребность в подобной технике возникла с приходом индустриальной революции. Теоретик искусства И.Л. Маца пишет: «В конечном итоге для него [конструктивиста] не существует „искусства" в старом, прежде всего эстетическом, смысле слова, а есть как с практической, так и с эстетической точки зрения совершенное производство, как коллективное единство промышленности и искусства - эстетического желания и творческой воли человека.» Поэтому свои истоки конструктивизм, естественно, берет из стран, наиболее промышленно развитых во второй половине XIX века, таких как Англия и Франция, но постройки, которые некоторые искусствоведы относят к раннему конструктивизму, другие относят к модерну. Это, например, Эйфелева башня (1889) в Париже и стеклянный павильон для лондонской Всемирной выставки (1851 г.). Безусловно, конструктивизм как архитектурный стиль во многом вытекает именно из модерна: уже в нем распостраняются простые геометрические формы как средство выразительности.

Чтобы понять происхождение конструктивизма, нужно сказать несколько слов о книге Пауля Шеербарта, написанной еще во время Первой Мировой, на тему стеклянной архитектуры („Glasarchitektur"). П. Шеербарт, исходя из факта полного банкротства буржуазного искусства, полагает, что поднятие уровня культуры возможно лишь посредством архитектуры, которая выбирает свой материал соответственно требованиям общего стиля современной жизни. Этот стиль, по мнению автора – «монументальный и стиль американских небоскребов — стиль крупного капитала, который со своими огромными фабриками, торговыми домами торгово-промышленных центров господствует над всеми явлениями современной жизни». В этой мысли уже содержится большая доля рационализма, позже ставшая сущностью теории конструктивистов.

Среди западных деятелей искусства можно отметить таких архитекторов, как, например, Тони Гарнье с его проектом индустриального города, во многом основанного на принципах функционализма-конструктивизма и Петера Беренса, которого принято считать основоположником промышленного дизайна.

В послевоенных Германии и Голландии зарождается новый стиль – функционализм, но у нас он не прижился, хотя все раннеоветские авангардные стили основаны именно на его принципах.

Появление в СССР

 

Но как самостоятельный архитектурный стиль конструктивизм оформился только в Советском союзе, когда в 1920-х годах страна взяла курс на индустриализацию. Деятели авангарда пришли к осознанию лаконичной, экономной «пролетарской» эстетики в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. В этот момент в стране и появились такие новые течения, как конструктивизм и рационализм. Наверное, стоит сразу обговорить отличия этих двух весьма схожих по идее стилей. Идеологами рационализма, в отличие от конструктивистов, очень много внимания уделялось  восприятию архитектуры человеком c психологической точки зрения. Как первых людей, начавших работать в авангардном стиле, можно отметить братьев Весниных, Константина Мельникова, Моисея Гинзбурга, которые по большей части работали в столице.

Законодатели данного стиля в СССР провозглашали преобладание функционально-конструктивной идеи над художественной. Ф. Голлербах, например, пишет, что «искусство может сделаться в известной степени инженерией». Другими словами, любые личные желания архитектора, его художественный почерк должны были по максимуму заменяться заменяться общественными, всеобще полезными началами. Свои общественно-полезные начала советский конструктивизм как стиль, разумеется, позаимствовал из официальной идеологии Советского Союза. Первоначально это культурное движение даже не причислялось к искусству в классическом понимании этого слова: например, А. Ганом в 1922 году конструктивизм относился к новому стилю жизни, наоборот, противопоставленному искусству как атавизму предыдущей эпохи. Позже, конечно, все подобные острые углы в определении этого стиля сгладились. Архитектор Чернихов в 1931 году, например, ставит вопрос популяризации конструктивизма как проблему рационализации строительства и увеличения доли функциональной рациональности в архитектурной постройке, являющейся все же личным творением автора.

А Б. Арватов замечает: «Поскольку этот [конструктивный] метод подлежит коллективизации, поскольку он кладет в основу принципы социально-технического использования материалов, поскольку, наконец, он ставит своей прямой задачей организацию не только идей и людей, но и вещей, - постольку конструктивизм является историческим движением, переходным от искусства вне жизни стоящих, закоснелых форм искусству социально-жизненному, к эволюционно-динамическому, т. e. к искусству пролетарскому»("Искусство и классы", 1923)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: