Смещение конструктивизма с главенствующей позиции в советской архитектуре

Под конец 1930-х годов культ личности Сталина приобретает всесоветские масштабы, и романтически-идеалистическая архитектура авангарда, конструктивистская идеология, носившая отпечаток трудов определенных архитектурных обществ, конечно же, отошла на задний план. Пристрастия нового лидера партиии к классической архитектуре одержали верх над аскетизмом советского авангарда. Он подвергнут критике и признан чертой «буржуазного» искусства. На первое место выходит сталинский ампир, расцветший в последние годы довоенного времени и активно продолживший свое существование с окончания Второй Мировой до смерти Сталина.

Наследие конструктивизма

 

В 1932-1936 гг., по словам таких искусствоведов, как С. О. Хан-Магомедов и А. Н. Селиванова, имел место быть постконструктивизм – переходный от конструктивизма к ампиру стиль. В постройках этого жанра присутствуют некоторые классические элементы декора наравне с конструктивным пониманием формы.

Безусловно, конструктивистские идеалы отразились на появившихся позже архитектурных стилях. Рациональный функционализм до сих пор отчестливо прослеживается в работах многих современных архитекторов – этот принцип весьма экономный и практичный.

Часть принципов конструктивизма, например,использовалась, например, в строительстве хрущевок в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Вообще подобные идеи широко востребованы в сфере массового строительства из-за своей упомянутой выше экономической выгодности и незамысловатости формы.

Выводы

 

Итак, мы выяснили, что а) конструктивизм в СССР возник во многом благодаря взятому страной курсу на индустриализацию (тесная связь конструктивизма с так называемым «производственным искусством») и аспектам марксистско-ленинистсткой теории, провозглашающей всеобщее равенство, крушение «буржуазных» устоев и общественную полезность любой деятельности;

б) ленинградский конструктивизм отличается от классического некоторой приспособленностью, смягченностью черт в связи с влиянием исторического архитектурного облика Санкт-Петербурга и стремлением к гармонии между исторической и современной застройкой.

Литература, ссылки

· «Искусство современной Европы», И. Л. Маца, 1926

· «Конструктивизм», А. М. Ган, 1922

· «Конструкция архитектурных и машинных форм», Я. Г. Чернихов, 1931

· «Архитектура ленинградского авангарда», Б. М. Кириков и М. С. Штиглиц, 2008

· http://www.culturemass.ru/lemas-409-1.html


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: