В 1920-х годах перед архитекторами-авангардистами встало множество новых задач. Это и восстановление страны после Гражданской войны, и борьба с нехваткой жилья, неграмотностью. Конечно, на темпы и направление строительства повлияли массовая индустриализация и электрификация.
В связи с новыми порядками в стране в ее архитектуре появляются новые функциональные типы зданий, такие как дома и дворцы культуры, дома-коммуны и фабрики-кухни, универмаги, рабочие клубы, другие общественные учреждения. Но, конечно, самой большой популярностью пользовался конструктивизм у архитекторов промышленных зданий. Например, обилие построек в стиле конструктивизм можно встретить в Кировком районе. Кроме того, вводится понятие жилмассивов, представляющих собой массовую однотипную застройку, которая ранее не встречалась в российском городском планировании.
Естественно, большая часть авангардных построек сосредоточено, на окраинах города 1920-х годов, в заводских районах, так называемой «зоне роста». Но постройки в этом стиле есть и в историческом центре города («Большой дом», 1931-1935).
|
|
Считается, что ленинградский конструктивизм отличается от московского меньшей радикальностью, что он порой заимствовал идеи из других стилей, таких как ар-деко или неоклассицизм. Однако следует отметить, что конструктивистские постройки в Санкт-Петербурге весьма разнообразны, возможно, по той причине, что среди архитекторов-конструктивистов встречались люди с разными точками зрения на основы авангардного стиля и на принципы городской застройки. Многие деятели ленинградского конструктивизма пытались адаптировать этот стиль под исторические стили своего города, смягчать резкие функционалистские черты.
Следует отметить архитекторов, работаших в стиле конструктивизма в Петрограде:
· Н. А. Троцкий (1895-1940) – ленинградский архитектор, в основном проектировавший в стилях конструктивизм, постконструктивизм, сталинский ампир и неоклассицизм. Работал в Ленинграде, Куйбышеве, Самаре, Москве. Наиболее известные постройки в нашем городе – дом культуры имени С.М. Кирова (1931-1937гг.), здание Кировского райсовета (1930-1935гг.), здание НКВД (1931-1933гг.), школа №199 (1937г.), «Дом Советов» на Московской площади (1941г.).
· А. И. Гегелло (1891-1965) – советский архитектор, родился в Днепропетровске, работал в Петрограде, Казани, Севастополе, Полоцке и др. Среди интересующих нас построек в авангардных стилях можно отметить такие проекты, как «Большой дом» (1931—1933 гг., соавторы: Лансере Н. Е., Оль А. А., Троцкий Н. А.), Дом культуры Московско-Нарвского района (1925 г.; ныне ДК им. Горького).
|
|
· Н. Ф. Демков (1894-1941) – ленинградский архитектор-конструктивист родом из Киева, работавший в Петрограде и Тамбове. Из построек в нашем городе отмечают несколько домов культуры, бани, жилые дома. Наверное, наиболее значимые проекты - Дом культуры имени Ильича (1930-1931), “Лиговские бани” и “Станционные бани”.
· Е. В. Левинсон (1894-1968) – советский архитектор, работавший в конструктивизме и сталинском ампире. Родился в Одессе, творил в Ленинграде, Пушкине, Павловске. В Петербурге сохранились такие его важные постройки, как жилой дом Ленсовета (1931-1934гг.), Дом легкой промышленности(1931-1935гг.), Дворец культуры имени Ленсовета (1931-1938гг.).
· А. С. Никольский (1884-1953) – ленинградский архитектор-конструктивист, родился в Саратове. Из построек в Петербурге можно отметить стадион имени С. М. Кирова (1932-1950гг.), ныне снесенный. Возглавлял ленинградское Общество современных архитекторов в 1925-1932 гг.
· Я. Г. Чернихов (1889-1951) – упомянутый ранее архитектор, художник и теоретик архитектуры. Его стоило вспомнить из-за его единственной сохранившейся постройки - водонапорной башни завода «Красный гвоздильщик» (1930-1931гг.), спроектированной им по всем канонам конструктивизма и выделяемой многими искусствоведами.
· А. А. Оль (1883-1958) – русский и советский архитектор родом из Санкт-Петербурга. Из построек можно отметить «Слезу социализма» на улице Рубинштейна (1929-1931гг.) и жилые кварталы в Автове (1938—1940 гг.; соавтор С. Е. Бровцев).
Теперь, думаю, можно перейти к рассмотрению некоторых петербургских зданий в авангардном стиле. Далее я буду приводить цитаты из книги Б. М. Кирикова и М. С. Штиглица «Архитектура ленинградского авангарда». Я постаралась выбрать несколько самых ярких экземпляров:
1. Здание Кировского райсовета
1930-1935
арх. Н. А. Троцкий
Проспект Стачек, 18
Пространственная система площадей Стачек и Кировской образовалась еще на основе генерального плана реконструкции района 1924 года, составленного Л. А. Ильиным. И, безусловно, главный конструктивистский ансамбль Кировского района (в который входят и Кировский универмаг, и ДК имени Горького, и школа имени 10-летия Октября, а так же фабрика-кухня и жилмассив на Тракторной улице) возглавляет здание Кировского райсовета. «Это, безусловно, главное звено ансамбля, впечатляющее широким размахом и воспринимаемое с больших расстояний. Горизонтальный разбег сильно растянутого основного корпуса устремлен
к угловой 50-метровой башне, которая врывается в перспективу проспекта Стачек господствующей доминантой района. По активной градоформирующей роли Кировский райсовет не имеет
равных среди памятников конструктивизма.» Башня оказывается в фокусе всей Кировской площади. «Эта градостроительная доминанта играет активную символическую роль, наподобие старых ратуш.»
Многие искусствоведы отмечают Кировский райсовет как пик творчества Ноя Троцкого. Отмечают яркость и стремительность линий, выразительность резкого перехода от горизонтальной к вертикальной плоскости. На этом здании лежит отпечаток величественности искусства прошлой эпохи: нечасто в конструктивистской архитектуре можно встретить такую устремленность черт. «Броский, запоминающийся образ Кировского райсовета создан средствами конструктивистской архитектуры, отмеченной печатью экспрессионизма и наполненной эмоциональным звучанием.»
2. Дворец культуры имени А. М. Горького
Арх. А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевский
1925-1927гг.
Площадь Стачек, 4
Дворец культуры – одно из первых сооружений в своем роде. Он был построен недолгим после того, как в 1925 г. была разработана программа строительства домов культуры. Это здание считают одним из самых значительных произведений раннего ленинградского авангарда. Проект данной постройки выбирался исходя из конкурса: конкурсные работы имели огромню стилистическую амплитуду. «Четыре варианта было представлено Проектным бюро Стройкома, в котором работал А. И. Гегелло. В проектах H. A. Троцкого и В. А. Щуко были реализованы принципы конструктивизма: динамика ассиметричной композиции, выделение разных по функции частей, большие полосы остекления. А. И. Дмитриев предложил тил компактного здания с центральным зрительным залом в форме сектора и дугообразным главным фасадом, раскрытым большими высокими окнами. Этот замысел лег в основу осуществленного здания.»
|
|
В основу композиции дворца входит срезанный сектор круга (сам зрительный зал). Безусловно, внимание к себе привлекает криволинейный центр фасада с огромными окнами, пропускающими свет. «Дугообразному витражу противопоставлены массивные параллелепипеды - резко выдвинутые вперед по радиусам башни лестничных клеток.» Жемчужиной архитектурного проекта сам Гегелло считал зрительный зал с единым балконом и нисходящими по бокам ложами.
В этом сооружении отмечают монолитность и цельность облика, впоследствии отражающуюся на конструкции других дворцов и домов культуры. В 1937г. на Всемирной выставке Гегелло был удостоен за него «Гран-При».
3. Здание НКВД (КГБ)
Арх. Н. А. Троцкий, А. И. Гегелло, А. А. Оль
1931-1932
Литейный проспект, 4
Это здание огранов госбезопасности, называемое гражданами «Большим домом», господствует в застройке прилегающих кварталов и резко выделяется в силуэте набережной Невы. Громадные размеры постройки олицетворяют идею «неприступного бастиона социализма, противопоставленого враждебному окружению». «Гипертрофированный монументальный строй Большого дома был продиктован его особым назначением и идеологической ролью.»
Постройка выходит фасадами на три улицы: Литейный проспект, Захарьевскую и Шпалерную улицы. В фасаде, обращенном на Литейный, можно отметить основной семиэтажный блок, поднимающийся над гранитным параллелепипедом в основании. «Горизонтальному основанию противопоставлен мерный плотный ряд пилонов, охватывающих всю высоту центрального объема. Укрупненная лапидарная композиция демонстрирует сплоченное единство и незыблемую мощь.» Все фасады воплощают собой схожий ритм пилонов и других ордерных элементов. Конструктивность ясно прослеживается и изнутри, в строгих интерьерах Большого дома. Но эту постройку можно отнести уже и к переходу в постконструктивизм из-за появляющихся «модернизированных классицистических приемов» и господства вертикалей.
|
|
4. Московский райсовет
Арх. И. И. Фомин, В. Г. Даугль, Б. М. Серебровский
1931-1935гг.
Московский проспект, 129
Композиция горизонтальной маловысотной части и центральной большей по размеру использовалась в конструктивистских проектах и ранее – например, при строительстве Кировского райсовета. В качестве оригинальной идеи авторов отмечают цилиндрическую форму доминирующей части здания. В композиции пятиэтажного цилиндра уравновешены горизонтальные
и вертикальные элементы. На нижнем ярусе можно увидеть строй пилонов, а выше столбики разбивают ленты проемов. Подобные детали образуют дробно-ячеечную структуру. Верхние ярусы цилиндра разрезают леточные окна, выполняющие осветительную функцию. В центральном корпусе райсовета, естественно, были собраны наиболее посещаемые отделы и расположены по кольцу вокруг внутреннего крытого чешуйчатой структуры стеклом двора.
В трехэтажном продольном корпусе находились важнейшие административные подразделения. На тыльную сторону участка выходит закругленный параллелепипед зрительного зала.
Московский райсовет отличается чисто конструктивистским пониманием формы, в его образе ярко выражена претензия на монументальность и градообразующую роль, но декоративные элементы, такие как рельефная обработка стен и порталы, немного размывает его функционалистический облик.