Педагогическое взаимодействие в воспитании: сущность, типы и пути развития взаимодействия педагогов и учащихся. Воспитание культуры межнационального общения

Педагогическое взаимодействие-процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка. Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов, самые крупные из которых – дидактическое, воспитательное и социально-педагогические взаимодействия. Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослый (родитель, педагог) выступает как наставник. Для взрослого участие в педагогическом взаимодействии связано с моральными трудностями, т. к. в отношениях с детьми всегда присутствует соблазн воспользоваться возрастным или профессиональным преимуществом и свести общение с ребенком к авторитарному воздействию. Профессия педагога иногда воспринимается как авторитарная, т. к. в ней заложены забота, опека, наставничество, стремление передать свой опыт; в ней очень нечетка грань, за которой начинается морализаторство, насилие над личностью. У детей наступает ответная реакция – ребенок пытается стать автономным от такого воспитателя, оказывая сопротивление, открытое или скрытое, лицемерное. Опытные, талантливые педагоги обладают особым педагогическим чутьем и тактом и предвидят возможные осложнения в педагогическом взаимодействии. Результат педагогического взаимодействия соответствует цели воспитания – развитию личности.

Взаимодействие может быть прямым, непосредственным, когда прямой контакт между субъектами, или косвенным, опосредованным через какие-либо предметы, действия, обмен информацией, других людей.

В процессе взаимодействия учащегося с учителем формируется определённый стиль общения, который раскрывает характер дальнейшего развития этого процесса.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок он определяет цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности.

В наиболее ярко выраженной форме этот стиль проявляется при автократическом подходе к воспитанию, когда учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.

Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют проявлять учащимся самостоятельность и инициативу. Их оценки учащихся неадекватны, основаны лишь на показателях успеваемости. Авторитарный педагог акцентирует внимание на негативных поступках школьника, но при этом не принимает во внимание мотивы этих поступков. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов (успеваемость, дисциплина на уроке и т.п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная. Ролевая позиция этих педагогов объектна. Личность и индивидуальность учащегося оказывается вне стратегии взаимодействия.

Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Попустительский стиль общения основан на тактике невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.

Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения между учителем и учащимися, отсутствие между ними доверия, явная обособленность, отчужденность учителя, демонстративное подчеркивание им своего доминирующего положения.

Альтернативойэтим стилямобщения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемой демократическим. Притаком стиле общения педагог ориентирован на повышение субъективной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел.

Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим. При демократическом стиле общения педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации.

Характеристика приведенных выше педагогических стилей общения дана в «чистом виде». В реальной педагогической практике чаще всего имеют место «смешанные» стили общения.

На данный момент актуальной является проблема межнациональных отношений. Эту проблему можно назвать одной из важнейших и сложнейших проблем современного общества. Очевидно, что так как Российская Федерация – это многонациональное государство, то проблема межнационального общения является одной из ключевых.

На мой взгляд, воспитание культуры межнационального общение должно начинаться с семьи. Ведь именно в семье ребенку прививаются основные нормы морали, этики, нравственности и толерантности. Но все же, в современном обществе особую роль играет школа, так как именно здесь складывается взгляд на мир, формируются и приобретают особую форму ценностные установки и ориентиры, а также происходит накопление опыта общения в разных группах, как в больших, так и в малых. Современные реалии таковы, что сейчас прослеживается рост количества межличностных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Даже в школах мы можем увидеть проявления жестокости и нетерпимости к людям других национальностей и других убеждений, а также другого социального положения. Достаточно большая часть исследователей занимается разными сторонами проблемы межнационального общения. Но почти все они дают одно определение понятию «межнациональное общения». По их мнению, под данным термином имеется в виду определение взаимосвязи и взаимоотношений, в процессе которых люди, которые относятся к разным национальностям и разному вероисповеданию, обмениваются друг с другом опытом, мыслями, духовными ценностями. Достаточно недавно в общеобразовательных учреждениях России появились два новых предмета – Основы религиозных культур и светской этики (начальная школа) и Основы духовно-нравственной культуры народов России (основная школа). Более подробно рассмотрим второй. Данный предмет изначально вводился как внеурочная деятельность. Стоит отметить, что для многих педагогов, преподающих данный предмет, остро встал вопрос о необходимости разработки общей программы по курсу ОДНК НР. В настоящее время появилась основа для изучения предмета, разработаны примерные рабочие программы. Для чего же нужен данный курс? На занятиях по ОДНК НР учащиеся изучают культуру разных народов, проживающих на территории Российской Федерации. В данном контексте рассматриваются традиции и обычаи народов, религиозные верования, быт, выдающиеся деятели разных народов и их вклад в развитие культуры нашей страны. Помимо этого, курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» направлен на формирование нравственных ценностей, на сохранение духовных ценностей и на изучение духовного мира человека. Поэтому курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» необходим, его необходимо развивать, собирать и обмениваться разными эффективными методами работы. Ведь с помощью этого мы сможем воспитать в детях чувство гражданственности, патриотизма и гордости за свою страну.

Так как воспитание культуры межнационального общения является острой и важной проблемой, то ее решение имеет огромное значение для будущего нашего государства. Воспитание подрастающего поколения – это залог успешного будущего. Каждый гражданин должен знать и чтить культуру своей страны, своего народа. Слово «Родина» не должно быть пустым звуком, а должно иметь огромное значение для каждого человека. И немаловажным является то, что если человек считает себя истинным патриотом, то он должен любить и уважать не только свой народ, но и другие народы и национальности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: