Теоретическая и практическая подготовка учителя к педагогической деятельности. Профессионально-личностное самосовершенствование и самоопределение учителя

Теоретическая готовность — это теоретическая деятельность, проявляющаяся в обобщенном умении педагогически мыслить, что предполагает наличие определенных умений.

Выделяю 4 группы умений, связанных с мыслительными операциями человека:

Аналитические

Прогностические

Проективные

Рефлексивные

Аналитические умения –

один из критериев педагогического мастерства, именно через них проявляется обобщенное умение педагогически мыслить.

Оно состоит из ряда частных умений:

o расчленять педагогические явления на составляющие элементы;

o осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами;

o находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;

o находить основную педагогическую задачу и способы её оптимального решения.

т. е. способностью наблюдать происходящие процессы, анализировать их ход, выделять их составные компоненты и устанавливать между ними взаимные связи, осмысливать каждую часть любого процесса и находить присущие ему закономерности

Прогностические умения – осуществляются на научной основе, опираются на знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся.

К таким умениям относится способность педагога предвидеть результат любого действия еще до его совершения в действительности. Например, нужно уметь прогнозировать развитие коллектива и педагогического процесса

Проективные умения- специальная группа умений, проявляющихся в материализации результатов педагогического прогнозирования в конкретных планах обучения и воспитания

т. е. способностью переводить цели и содержание образовательного процесса в конкретные педагогические задачи. А для этого он должен уметь самостоятельно выбирать необходимые средства, компоновать содержание и

Рефлексивные умения –имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя. Включают в себя различные виды контроля.

Для того же, чтобы профессиональная деятельность педагога могла быть правильным образом оценена и имелась возможность подвести ее итоги, он должен также обладать рефлексивными умениями, т. е. способностями к корректной самооценке.

Практическая готовность педагога к труду в сфере образования определяется несколькими факторами. Прежде всего, он должен овладеть организаторскими умениями. Это означает, что он должен быть способным мобилизовать учащихся для выполнения учебных задач в рамках имеющейся программы. К этому типу умений относятся также информационные, развивающие и ориентационные навыки.

Организаторская деятельность – обеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъект воспитания.

Включает следующие умения:

o мобилизационные – привлечение внимания учащихся, развитие у них устойчивых интересов к учению и другой деятельности, формирование потребности в знаниях и вооружение учащихся навыками учебной работы, стимулирование актуализации знаний и жизненного опыта воспитанников, создание специальных ситуаций для привития нравственных поступков и т. д.;

o информационные – умения и навыки работы с печатью, умение добывать информацию из других источников и дидактически её преобразовывать; Наличие информационных навыков позволит педагогу быстро находить достоверную информацию, обобщать ее и выделять наиболее значимые сведения, а также доносить ее до учеников и адаптировать преподносимые знания к особенностям конкретного коллектива.

o развивающие – определение «зоны ближайшего развития» отдельных учащихся и класса, создание проблемных ситуаций, стимулирование познавательной самостоятельности; Развивающие навыки подразумевают способность запускать и развивать познавательные процессы, для чего необходимо уметь своевременно создавать учебные ситуации и контролировать процесс поиска их решения учащимися

o ориентационные – направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников и научного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к учебной деятельности, организацию совместной творческой деятельности. Ориентационные навыки помогут преподавателю развивать и формировать у своих учеников систему моральных ценностных установок

Коммуникативные умения – представлены как взаимосвязанные группы следующих умений:

o перцептивные – умение понимать других, воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах партнера по общению, проникать в личностную суть других людей, видеть главное в другом человеке;

o умения педагогического общения – организация общения; коммуникативная атака (привлечение внимания, установление психологического контакта, управление общением (распределять внимание и его поддерживать, помогать снимать психологические барьеры и т. д., установление обратной связи на основе эмпатии;

o владение педагогической техникой – умения, необходимые для педагогического стимулирования активности (стиль, тон, темп, дикция, жесты, телоположение, эмоции и т. д.).

Современный педагог, помимо всего прочего, также должен обладать коммуникативными навыками. Он обязан видеть не внешние проявления личности, а понимать ее суть. На основе этих навыков строится умение педагогического общения, основной целью которого является достижение заинтересованности у ученика, позволяющей ему быстро закреплять получаемую учебную информацию

Профессионально-личностное самоопределение выступает как процесс, включающий в себя:

соотнесение учителем результатов самопознания, самопонимания с результатами познания и понимания: своих возможностей, сложившейся системы ценностей и смыслов, взглядов и представлений - с ценностями, смыслами, нормами, задаваемыми педагогической культурой;

осуществление выбора, построения на этой основе своей профессиональной «Я-концепции» как совокупности представлений о себе как педагоге: о своих профессиональных смыслах, ценностях, возможностях, перспективах, направлениях профессионально-личностного роста и совершенствования.

самоопределение является первым, но далеко не единственным шагом в сложном и трудном пути профессионально-личностного становления педагога. Оно выступает основой самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития учителя. Эти понятия, близкие по своему значению, употребляются обычно как взаимозаменяемые. Чаще других используется для обозначения работы человека над самим собой термин «самовоспитание», который обозначает сознательную и целенаправленную деятельность человека по развитию своих способностей, формированию и совершенствованию положительных и исправлению негативных качеств и свойств. В то же время более адекватными и точными для обозначения процессов и деятельностей, ведущих к профессионально-личностному росту педагога, являются понятия «саморазвитие» и «самосовершенствование».

Саморазвитие – процесс активного, последовательного позитивного качественного изменения личности, которое является результатом не внешних воздействий, а ее собственных усилий. Саморазвитие можно рассматривать и как деятельность личности, направленную на изменение тех своих психических и личностных свойств, которые уже есть, заложены в природе человека или предшествующим этапом его развития, например: памяти, мышления, внимания, эмоциональной сферы, общих и профессиональных способностей и задатков, и т.д.

Самосовершенствование (в какой-то мере аналог самовоспитания) – это деятельность человека, направленная на формирование у себя новых и усиление имеющихся позитивных качеств и свойств, умений и навыков, а также на коррекцию своих недостатков.

Еще одной составляющей процесса, ведущего к личностному и профессиональному росту педагога, является самообразование. Традиционно самообразование рассматривается как приобретение знаний путем самостоятельных занятий, то есть, как самостоятельное обучение (научение). Иная трактовка самообразования связана с пониманием его как процесса самосозидания, самостроительства человека, осуществляемого посредством просвещения себя, самостоятельного приобщения к культуре. Самообразование – один из основных путей самоопределения и самосовершенствования человека, поскольку только через вхождение в культуру он выстраивает тот идеальный образ себя, который служит ориентиром в его движении к лучшему, высшему в себе. Самоопределение, саморазвитие, самосовершенствование и самообразование – процессы, основная цель которых – обеспечить личностный и профессиональный рост педагога.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: