Поздний классический период

Немецкая классическая социология (Теннис и Зиммель, Вебер)

В нем социологии выделяются 2 основных направления:

1. формальная социология - Теннис и Зиммель;

2. социология Вебера.

Сторонники (1) предавали особое значение форме, структурированию, классификации общественных явлений и процессов. Соц процессы и отношения рассматриваются в рамках множественных классификаций социальных форм, в них укладываются различные общественные структуры, действия и тенденции.

М. Вебер (1864-1920) – немецкий социолог, социальный философ и историк. Правовед по образованию, научную деятельность начал с исследований в области экономической истории, его диссертация, посвященная средневековым торговым компаниям была опубликована в 1889г., в 1891г. вышла книга о римской аграрной истории. Среди наиболее известных работ: «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913), «Собрание сочинений по социологии религии» (1921), «Хозяйство и общество» (1921).

Своими философскими учителями Вебер признавал Виндельбанда и Риккерта, которые являлись представителями давнего диалога (спора) между исторической и теоретической политэкономией. Вебер разрешил этот спор, выработав понятие идеального типа. В работах, посвященных полемике с представителями исторической школы в политэкономии (Рошер, Книс), историком Эд.Майером, правоведом и социальным философом Р.Штамплером Вебер подвергал это понятие все более глубокой общеметодологической обработке, предлагая его в конце концов в качестве важнейшего понятия своей социологии. Немецкая историческая политэкономия превращалась у Вебера в историческую социологию с преимущественным интересом к историко-социологическому исследованию хозяйства.

Главный инструмент познания - идеальные типы - теоретические категории. Они конструируются для соотнесения с реальностью и таким образом служат инструментом исследования. Понимающая социология ориентирована на рациональное постижение осознанного человеческого действия.

Социальное действие – простейшая единица социального поведения. Это действие индивида, сознательно ориентированное на прошедшее, настоящее или будущее поведение других людей. Условия: 1.рациональная осмысленность, 2.ориентация на других людей. Типы: 1.целерациональное (осознание и рациональность цели, соотнесение ее со средствами), ценностно-рациональное (осознанность направленности действия на определенные ценности), аффективное (совершаемое под определенным эмоциональным состоянием действующего субъекта), традиционное (основано на привычке к определенным действиям, «автоматическая реакция» на привычное раздражение).

Легитимность – вера в значимость. Поведение, основанное на легитимности, отличается от простого социального поведения, опирающегося на обычаи или сочетание интересов. Порядок, представляющийся индивиду легитимным, не нуждается во внешнем обосновании. Легитимность социального порядка выражается в значимости его норм, требований и образцов поведения. Она может быть гарантирована как внешне, так и внутренне. Легальность – одна из форм узаконения, легитимации социального порядка. Легальность – характеристика одного из 3 типов господства (рациональное, традиционное, харизматическое) - рационального. Легальность – такой способ узаконения социального порядка и господства, который покоится на вере в юридически констатируемую правильность его основоположений. Основной инструмент осуществления легального господства – рациональная бюрократия, противоположная бюрократии традиционного и харизматического типа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: