Предпосылки возникновения социологии. Периодизация и основные этапы истории социологии

Лекция 2. Формирование социологического знания.

Краткий исторический очерк.

 История развития социологической мысли от античности до середины 19 века.

Один из патриархов мировой социологии Роберт Кинг Мертон (род. 1910) как-то сказал: «Социология – это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения».

Античность.

Точнее и не скажешь. Тем, что сегодня мы называем обществом, люди заинтересовались в глубокой древности. В течение 2500 лет мыслители анализировали и описывали общество, не называя, однако, полученные знания социологией. Первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы. Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются два гиганта – Платон (427–347 до н. э.) и Аристотель (384–322 до н. э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями по усовершенствованию общества.

Первым в истории трудом по «общей социологии» считают «Государство» Платона. Его главный тезис – правильное государство можно обосновать и построить с помощью науки, которая начинает с критического анализа социальных проблем, а заканчивает политическими рекомендациями усовершенствования общества.

Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом, но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов. Стабильным надо считать общество, поделенное на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством, средний, включавший воинов, охранявших его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне.

В современном обществе высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. У Платона не так. Он защищает не высший класс, а общество от него. Поэтому элиту он лишил права иметь собственность (она только развращает нравы), но обязал проходить спец. подготовку и отбор. Элита должна разбираться в литературе, музыке, философии и математике. К управлению должны допускаться люди 50 и более лет. Платон требовал от элиты нравственной чистоты, т.к. подданные берут пример с правителей.

Свой вариант теории стратификации предложил другой энциклопедический ум античности – Аристотель. У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него существовали еще два класса – богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если: 1. масса бедняков не отстранена от участия в управлении; 2. эгоистические интересы богатых ограничены; 3. средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Несовершенства общества исправляются не уравнительным распределением, моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Аристотель в отличие от Платона считал, что частной собственностью может владеть каждый, и она не вредит нравам людей. Важно не то, сколько собственности, а как ее используют. Человеком управляет множество потребностей, но главная движущая сила – любовь к деньгам. При коллективной собственности все или большинство бедны и озлобленны. При частной появляются богатство и неравенство, но только она дает возможность гражданам проявить щедрость и милосердие. Но чрезмерное неравенство в собственности опасно для государства.

 

 

Средневековье.

Только через две тысячи лет европейская научная мысль смогла подарить миру выдающиеся труды об обществе, прежде всего благодаря усилиям Н. Макиавелли, Дж. Локка и Т. Гоббса, которые явились непосредственными предшественниками научного этапа социологии.

А.Августин (патристика). Бог –причина существования всякого сущего и всякого блага. Душа превосходит над телом, основой духовной жизни явл-ся воля. Неравенство людей –необходимое явление в соц. жизни. Природа человека: добрая, общительная, но ему свойственна любовь к раздору. Представление о граде земном (основанном на грехе) и граде божьем(на правде и добре). В изложении плана божьего А. дает периодизацию истории земных градов-об-в, кот основана на аналогии с 6 днями творения-эсхатологич-я концепция, идея прогресса –религиозно-теолигич-я. Государство - часть универсального порядка, создателем и правителем кот-го явл-ся бог. Цель гос-ва-сохранение порядка и мира.

Ф.Аквинский (расцвет схоластики) «Сумма теологии», «Декрет». Выделяет виды законов: вечный, естественный, человеческий (право народов и цивильное), божественный, закон грехов, побуждения. Об-во-естественное образование. Государство - это часть вселенной империи, связанная с богом, оно возникает как разумное сообщество людей, заботится об общем благе. Правильные формы гос. устройства – монархия, аристократия. Роль церкви выше, чем государства.

Арабский мыслитель Ибн Хальдун ( 1332–1406) пристально изучал поведение больших социальных групп людей, составляя анатомию человеческого общества. Многие европейские мыслители XVIII – XIX веков, в том числе Вольтер, Дидро, Кант, Гегель, Гоббс, задолго до официального рождения социологии писали о нравах людей, общественной морали и традициях, характере народов, поведении социальных типажей. В XVII – XVIII веках впервые появились термины, призванные сыграть решающую роль в формировании социологии: «общество», «культура», «цивилизация», «классы», «структура», «функция» и некоторые другие.

Возрождение.

Никколо Макиавелли (1469-1527). Он  обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение «Государь» продолжает основную линию платоновского «Государства», но акцентирует внимание на поведении политического лидера. Правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей.

1 закон – действиями людей правит честолюбие и мотив власти. Чтобы добиться стабильности в обществе, надо выяснить, какой социальный слой наиболее честолюбив (желающие сохранить, что имеют, или стремящиеся приобрести то, чего у них нет). Оба мотива разрушительны для государства. Чтобы сохранить единство государства правитель должен не бояться быть жестоким по отношению к смутьянам (казнить их), но нельзя посягать на их имущество, т.к. люди прощают даже смерть родителей, но не потерю состояния.

2 закон – умный правитель не должен выполнять свои обещания, т.к. подданные не спешат выполнять свои. Добиваясь власти, можно обещать многое, но придя к ней, не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных, а где зависимость, там нерешительность, малодушие. Народ презирает эти качества правителей. Заслужить ненависть за добрые дела так же легко, как и за злые. Но зло – признак твердости. Отсюда, чтобы завоевать власть надо быть добрым, а чтобы ее удержать, надо быть жестоким.

3 закон – творить зло надо сразу, а добро – постепенно, т.к. наградами дорожат, когда они редки, а наказания нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением и считается справедливой, чем растянутая во времени.

Просвещение.

Следующий шаг сделал Томас Гоббс (1588 – 1679). Он разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе. Гоббс отмечал, что выделяют несколько видов общественных животных (муравьи, пчелы), но у животных нет борьбы за почести и звания, поэтому у них нет ненависти и зависти – причины мятежей и войн. Животные не знают справедливости и вреда, поэтому не оценивают действия своих сородичей и не способны прийти к осознанию того, что обществу необходимо единство, основанное на власти. Такое единство называется государством. Платон и Аристотель считали, что когда государство создано, общество живет по определенным законам и правилам, люди склонны к сотрудничеству, но Гоббс считал, что это неверно. Человек предпочитает общество тех, кто ему наиболее выгоден. Именно наша природа толкает искать не друзей, а почета и выгод.

Что побуждает людей создавать общество? Взаимное опасение, которое сбивает людей в группы, помогает выжить в конкуренции друг с другом. Но, объединившись, люди стараются работать не на общее благо, а извлечь выгоду для себя. Слава и почет достаются не многим, остальные чувствуют себя обойденными.

Не добившись уважения одним путем, люди стремятся заполучить его иным, господствуя над другими. Большего можно добиться господствуя, а не сотрудничая с другими. Отсюда следуют два вывода в трактате «О гражданине»: 1. люди рождаются неспособными к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания (социализации); 2. гражданское общество вследствие опасения одних перед другими. Причина возникновения стабильного общества – взаимный страх (ожидание будущего зла), а не любовь и расположение.

Юм и Смит. Не отождествляют общество и гос-во. Об-во(Юм) существует до государства, гос-во возникает из внешних потреб-тей, из необх-ти защитить себя от других об-в. Зачатки гос. власти имеют источник в спорах между людьми разных об-в. Самым естественным состоянием явл-ся общественный строй без гос. власти. Для возникновения государства не нужен общ. Договор. Естественное состояние – удовлетворение насущных потребностей и стремление к самосохранению. Основным элементом, связывающим человека и общество явл-ся взаимность интересов. Общественный закон –этический и моральный. Люди действуют сами, подчиняясь законам естественной свободы (Смит). Государство возникает как инструмент об-ва, как его средство, служит для обеспечения стабильности в обществе, возникает по мере накопления общественного богатства. Смит выделяет 2 типа об-в: варварское (не допускает неравенства) и цивилизованное. Основная идея Юма и Смита – экономические интересы отвечают изначальным потребностям человека, поэтому выгодно людям.

Сен-Семон. Прогресс-универсальный закон, кот управляет людьми независимо от их воли. Основа его-в разуме в людях, кот. его осущ-ют. Об-во в своем развитии проходит от военного типа к промышленному. Его деят-ть положила начало 2-м формам мироздания-социалистич-й и социологич-й. Об-во понимает в духе соц. реализма, как особого рода механизм, все части которого способствуют движению в целом.

И.Кант. В его концепции дается синтетич-й анализ человека и об-ва, в единстве рассматр-ся культура, цивилизация, нравственность и право. По его мнению, чел. род существует как целостность, подчин. законам природы, эти законы – цели природы. Цель прогресса-цель самой природы, не зависит от индивидов. Правовое гражд. об-во-особая соц. сис-ма, кот. на основе разума формирует законы и механизмы их реализ-и. Кант дает анализ существующего буржуазного об-ва.

В 18в. обществ. мысль все больше переводится с общефилософских категорий на язык конкретных соц. программ, предвосхищая тем самым появление социологии как конкретной науки. Реакция против соц. номинализма, против представлений об обществе как искусственном порождении интеллекта и воли человека.

 

 

Предпосылки возникновения социологии. Периодизация и основные этапы истории социологии.

3 предпосылки возникновения социологии:

1. Социально-экономические. Связанны с развитием капитализма в перв пол 19в, в центре соц знания – проблемы общ отношений, взаимодействие общ-ва и чел-ка. Перв представители Конт, Спенсер в Англии и Франции в которых: 1. наблюдается значит экон, соц, полит прогресс; 2. характ-е черты этого периода – экон кризисы, тяж положение рабочих, исп-ие детского и женского труда, увел-ие труд недели, неблаг-ые условия на производстве и в быту. Реакция на эти процессы – классовые движ-я: лудитты (разрушители машин); чертизское движ-е; восстание ливонских ткачей (Фр-я); силестских ткачей (Герм-я). Формы реакции на эти процессы в соц мысли: утопич социализм; марксизм; консервативное и либеральное напр-я; а также возникновение самой социологии, кот д/б объяснить явления происходящие в обществе. Истоки социологии также связанны с изменениями общемирового масштаба: склад –е мирового рынка; появление схожих полит структур; формирование различных культур. Движение к целостности  всего мира требовало также особой науки об обществе.

2. Естественнонаучные. Возникновению соц-ии способствовали след достижения естествознания (сер 19в): открытия в области мат-ки, астрон-ии, физики, механики, биологии (создание клеточной теории, открытие эволюц теории Дарвиным). Соц-я д/б стать наукой наравне с естеств-ми и точными, т.к. она конструировалась по их образцу. Общество стали рассматривать как биол организм. Методы соц-ии (наблюдение, эксперимент…) воспроизводят методы естеств наук, это же касалось и законов общества, кот д/б соответствовать законам природы.

3. Идейно-теоретические. Теоретические включают 2 наиболее выраженные ориентации: консервативное (направлена на общество, человеку отводится незначит роль, т. к. общество рассматривалось как состоящее из институтов, а не индивидов); либеральное (направлено на человека, кот отводится немаловажная роль в изменении общества, формируется идеология индивидуализма, смысл кот в том, что лучше для чел-ка, то лучше для общ-ва). Идейные – это всё предшествующее развитие социологич мысли в рамках соц философии.

Для возникновения соц-ии также большое значение имели эмпирические соц исследования, связанные с соц статистикой: хозяйственные переписи, основы изучения народонаселения, разработка техники массовых соц опросов, развитие этнографич и антропол исслед-й. К 30-м г 19в сложились необходимые предпосылки возн-я соц-ии.

Критерии периодизации: временной (осн историч этапы возн-я и раз-я соц-ии); пространственный (выделение стран, континентов в кот наиболее активно развивается соц-я в те или иные периоды); содержательный (выделение различн направлений, школ, течений, парадигм и наиболее ярких их представителей).

Этапы истории социологии:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: