Толерантность как результат межкультурной коммуникации

Толерантность, рассматривается в научной среде, как чувство терпимости и уважительного отношения к другим культурам, мнениям других людей; готовность к взаимодействию с другими людьми, не ущемляя ни их, ни свои интересы.

Толерантность допускает право человека делать то, что он считает нужным, но не во вред другим.

Толерантность не является врожденным качеством личности, это результат воспитания и обучения в условиях позитивного знакомства с разными культурами. Просвещение может достигаться различными путями, но наилучший результат приносит межкультурная коммуникация.

Культура сама по себе также является результатом воспитания и обучения. Подавляющее большинство мировых культур имеют корни в прошлом, свои традиции.

Воспитание личности в условиях одной подавляющей культуры может в дальнейшем повлечь за собой так называемый «культурный шок». Это эмоциональный или физический дискомфорт, дезориентация личности, вызванная попаданием в иную культурную среду, столкновением с другой культурой.

Межкультурная коммуникация – т.е. процесс общения представителей разных культур решает много задач: воспитание толерантности, получение новых знаний и опыта, развитие чуткости и эмпатии, способности поставить себя на место других.

Формирование толерантного отношения к чужой культуре включает несколько этапов:

I. Общее ознакомление с культурой той или ной страны:

• осознание тех особенностей чужой и своей культуры, которые могут сказаться на успешной коммуникации;

• поиски возможностей приобрести опыт межкультурного взаимодействия в привычной обстановке, чтобы реально ощутить особенности этого взаимодействия и культурные различия.

II. Языковая подготовка:

• обязательное ознакомительное изучение языка предполагаемой для коммуникации культуры;

• развитие языковых навыков с помощью самообразования (прослушивание аудиокассет, просмотра учебных фильмов, чтение газет и журналов, беседы с носителями данного языка);

• накопление индивидуального словарного запаса, необходимого для начального этапа культурной адаптации в чужой культуре;

• использование полученных языковых знаний и навыков при любой возможности.

III. Специализированная культурная подготовка:

• сбор и изучение информации о культурном своеобразии соответствующей страны:

• подготовка к неизбежному культурному шоку;

• получение необходимых практических советов от людей, знакомых с культурой данной страны;

• получение дополнительной информации из путеводителей для туристов. Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у школьников навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: