Общая психолого-педагогическая характеристика личности учащегося

Селицкий Павел Юрьевич, 04.02.2004 года рождения. В настоящее время обучается в 9 «Б» классе государственного учреждения образования «Средняя школа № 6 г. Мозыря»

 В целом, физическое развитие ученика оценивается как удовлетворительное. На физкультуре занимается в подготовительной группе.

Павел проживает в городе Мозырь, воспитывается в приемной семье.

Приемная мать: Филиппова Галина Николаевна, работает приемным родителем в Отделе образования Мозырского райисполкома.

Подросток находится в теплых, доверительных отношениях с приемной матерью. Отношения с приемной матерью для него очень важны, он часто обращается к ней за помощью и за советом.

Семья несовершеннолетнего проживает в частном доме со всеми удобствами. Для Павла созданы все условия для нормального развития. У учащегося имеется своя комната, где он может выполнять домашние задания, заниматься личными делами.

Приемная мать интересуется учебой ребенка, всегда посещает родительские собрания и уделяет ему достаточно внимания. Со слов Павла его семья самая хорошая.

В результате наблюдений за Павлом можно сказать, что он трудолюбивый, стеснительный, застенчивый, неуверенный, неконфликтный мальчик. Стиль поведения спокойный, уступчивый, доброжелательный. Средняя инициативность. Обычно выступает в роли «ведомого», следует за кем-то.

В классном коллективе принят, взаимоотношения с одноклассниками дружеские.

По результатам теста Филлипса у Павла был выявлен нормальный уровень школьной тревожности: 36% - общая тревожность в школе (нормальный уровень), 0% - переживание социального стресса (нормальный уровень), 23% - фрустрация потребности в достижении успеха(нормальный уровень), 17%- страх самовыражения (нормальный уровень), 50% - страх ситуации проверки знаний (нормальный уровень), 20% - страх не соответствовать ожиданиям окружающих (нормальный уровень), 20 - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (нормальный уровень), 25 - проблемы и страхи в отношениях с учителями (нормальный уровень).

По результатам методики изучения сферы интересов («Сфера интересов» (автор О.И. Мотков)) у несовершеннолетнего были выявлены интересы в сфере интересов к трудоемким видам деятельности и творческой деятельности (спорт, живопись, рисование, лепка, техническое творчество, изготовление различных предметов своими руками, другие виды художественного творчества, походы, экскурсии, краеведение).

  По результатам исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан были выявлены: реалистический уровень притязаний (69,5б.), реалистическая (адекватная) самооценка личности (48б.), расхождение между уровнем притязаний и самооценкой в норме – несовершеннолетний ставит те цели, которые можно достичь (21,5б.).

По результатам методики «Изучение познавательных затруднений» было выявлено, что Павлу не хватает времени, он быстро устает на уроках, не всегда понимает новый материал, что мешает ему, учится хорошо. Несовершеннолетний нуждается в помощи при изучении трудных предметов.

По результатам анкетирования «Мотивы выбора любимых предметов» было выявлено, что у Павла любимые предметы: информатика и трудовое обучение, не любимые предметы: русский язык и математика. Любимые предметы были выбраны на основе внешних мотивов: под воздействие со стороны близкого окружения, под влиянием педагога и внутренних мотивов: наличие интересов и способностей.

По результатам теста «Интеллектуальная лабильность» у мальчика была выявлена средняя лабильность.

По результатам методики «Оценка коммуникативных организаторских склонностей» (КОС) Б.А. Федоришина у Павла коммуникативные и организаторские способности ниже среднего. Он не стремится к общению, чувствуют себя скованно в новой обстановке, коллективе, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает круг своих знакомств. Не отстаивает свое мнение, тяжело переживают обиды. Избегает самостоятельных решений.

Внимание у Павла устойчиво, обычно на уроках активен, и сосредоточен. Преобладающий тип памяти зрительный, сложно запоминает изучаемый материал на слух. Достаточно развито логическое мышление, уровень понятийного мышления выше среднего. Кратковременная память развита, имеет средний уровень, однако долговременная память имеет низкий уровень. Уровень воображения высокий, отмечено наличие творческих способностей, богатая фантазия и воображение. Восприятие развито хорошо, отмечается быстрота идентификации объектов вне зависимости пространственного положения, их соотношения друг с другом. Уровень интеллекта ниже среднего.

За период обучения проявил себя как ученик средних способностей. Активность на уроках средняя. Всегда готовит домашнее задание по предметам. Средний рейтинговый балл по успеваемости – 6,13. К учителям относится с уважением, отвечает вежливо и не грубит, всегда готов выполнять дополнительные задания.

Павел активно принимает участие в общественной жизни школы. Посещает объединения по интересам: кружок «Изучать – значит познавать» и кружок «Юные этнографы». В своё свободное время  любит рисовать.

Подросток окончил художественное отделение в ДШИ № 1. В 2017 году Павел во II региональном художественном конкурсе «О чем мечтают дети - 2017» занял 1 место в категории «Живопись и графика / 13-17 лет» среди воспитанников детских домов, интернатов, детей и взрослых с ограниченными возможностями и был награжден дипломом благотворительного Фонда «Объединяя сердца». В 2017 также получил благодарственное письмо за участие в художественном конкурсе «СПИД глазами детей». В 2018 году награжден дипломом в региональном конкурсе «Рождество Христово» за II место и благодарственным письмом за участие в творческом конкурсе рисунков «Детский взгляд на БОЛЬШУЮ ТЕХНИКУ». По итогам 2017/2018 учебного года был награжден грамотой Отдела образования Мозырского райисполкома за активное участие в региональных и областных конкурсах и проектах.

Таким образом, обобщив результаты, можно сказать, что Павел трудолюбивый, стеснительный, застенчивый, неуверенный, неконфликтный мальчик. Уровень школьной тревожности в норме, самооценка адекватная, средняя лабильность, коммуникативные и организаторские способности ниже среднего. Стиль поведения спокойный, уступчивый, доброжелательный. Средняя инициативность. Обычно выступает в роли «ведомого», следует за кем-то. В классном коллективе принят, взаимоотношения с одноклассниками дружеские. Активно принимает участие в общественной жизни школы. Любимые предметы в школе – информатика и трудовое обучение.

Рекомендации родителям и учителям:

– контролировать и руководить учебную деятельность;

– помогать в организации познания;

– развивать эмпатию у ребенка;

– беседовать о внутренних переживаниях с ребенком;

– поддерживать оптимистическое настроение, внушение уверенности в успехе, собственных силах,

. – формировать способность в принятии и исполнении ответственных решений;

– стимулировать самостоятельный поиск путей преодоления учебных затруднений;

– обеспечить гарантированный успех в выполнении задания, подчеркивать этот успех;

– поддерживать оптимистическое настроение, внушение уверенности в успехе, собственных силах;

– формировать способность в принятии и исполнении ответственных решений;

– применять преимущественно позитивные оценочные воздействия: похвала, одобрение, ободрение;

– оказывать помощь в принятии и исполнении важных решений в ситуациях выбора;

–  обратить внимание на содержание и построение своих каждодневных привычных фраз, в своей речи использовать «Я-высказывания», то есть сообщать ребенку информацию о своих собственных чувствах или оценках без оскорбления или осуждения ребенка, отстаивая свои интересы, но при этом, не оказывая на него давления. Например: Когда ты (необвинительное описание поведения, поступка ребенка), я чувствую (ваши ощущения или эмоции в связи с этим поведением), потому что (почему это поведение составляет для вас проблему или как оно действует на вас), и я был(а) бы тебе признательна, я бы предпочел(ла) (описание вашего желания).

 Рекомендации учащемуся:

– больше времени проводить в той деятельности, которая интересует, и развивать свои интересы;

– обучаться коммуникативным навыкам (посетить тренинг, где будут предложены упражнения по развитию коммуникативных способностей);

– реализовывать активную жизненную позицию посредством участия в общественной жизни класса и школы;

– принимать участие в беседах психолога на темы: «Жизненный успех», «Выбор будущей профессии», «Развитие творческих способностей»;

– расширять круг знакомств;

– посещать факультативные занятия по тем предметам, при изучении которых возникают трудности.

5. Заключение об обследовании. Успешно или нет Ваше обследование? Какие трудности Вы испытали в процессе обследования? Что нового Вы узнали, какой опыт пробрели в процессе составления психолого-педагогической характеристики личности учащегося?

                                                                               


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: