Эдисон Васильевич Денисов 1929 – 1996

Э. Денисов - лидер русского музыкального авангарда 1960 – 1990-ых годов, открывший для себя и своих соотечественников огромный мир современной западной музыки. Западу он представил новую российскую музыкальную культуру, вырвавшуюся из оков соцреалистических догм. Творческая жизнь композитора проходила в непрестанной борьбе за право на духовную свободу. Многие произведения композитора написаны на иностранных языках. Э. Денисов, прекрасно зная французский язык, обратился в своём творчестве к целому пласту французской литературы, который в России не был столь популярен, - это, прежде всего, Б. Виан, Ш. Бодлер, П. Пикассо, Р. Шар, А. Мишо.

В творческом наследии Эдисона Денисова хоровые произведения занимают особое положение. Композитор, по собственному признанию, любил писать для голоса и хора. На русском языке написаны следующие произведения: смешанные хоры а капелла «Осень» на слова В. Хлебникова, для хорового ансамбля из Братиславы «Свете тихий», для хорового праздника в Таллине «Пять хоров» на стихи А. Фета, оратория «История жизни и смерти господа нашего Иисуса Христа» на тексты из Литургии и Нового завета. Остальные произведения созданы на иностранных языках, на французском – хоры из оперы «Пена дней», «Четыре девушки» по П. Пикассо, «Легенды подземных вод» на слова И Бержере, на немецком – кантата «Утренний сон», на латыни – «Kyrie» для хора и оркестра памяти Моцарта - «Реквием».


Александра Николаевна Пахмутова родилась в 1929 году.

А. Пахмутова родилась в посёлке Бекетовка, позже вошедшем в состав города Волгограда. С детства отличалась музыкальной одарённостью. Первые свои мелодии она написала в трёхлетнем возрасте. В возрасте 4 лет сочинила пьесу «Петухи поют».

В 1943 году была принята в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории. В 1953 году окончила Московскую консерваторию по классу композиции у В.Я.Шебалина, в 1956 году у него же успешно закончила аспирантуру. В 1968 году была избрана секретарём Союза композиторов СССР. Была и остаётся одним из самых популярных и востребованных авторов, особенно как композитор - песенник. Замужем за Н.Н. Добронравовым, автором большинства текстов песен на музыку А. Пахмутовой.

Из наиболее известных песен композитора можно назвать следующие: «Беловежская пуща», «Белоруссия», «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Горячий снег», «До свиданья, Москва, до свиданья», «Знайте, каким он парнем был», «И вновь продолжается бой», «Как молоды мы были», «Команда молодости нашей», «Мелодия», «Нежность», «Надежда», «Старый клён», «Трус не играет в хоккей». «Хорошие девчата», а также пионерские кантаты и музыка к кинофильмам.


Андрей Павлович Петров 1930-2006

А. Петров родился в Ленинграде. Окончил музыкальное училище им. Римского – Корсакова и Ленинградскую консерваторию. Композитор тяготеет к образам классической русской литературы. Учась в консерватории, он создал симфоническую поэму «Рада и Лойко». Поэтическое видение жизни, свойственное композитору, проявилось и в более поздних сочинениях – «Праздничной увертюре», балетах: «Заветная яблонька», «Станционный смотритель», «Берег надежды», опере «Пётр Первый».

В 1967 году за песни «Я шагаю по Москве», «Голубые города», «Песня о моём отце», «Песня о друге» был удостоен Государственной премии СССР, вторая премия была получена через 9 лет за оперу «Пётр Первый». В этом же направлении сочинена опера – феерия «Маяковский начинается». Работы последних лет разнообразны. мюзикл «Капитанская дочка». Очень популярна его музыка к кинофильмам: «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Гараж», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты», «Человек – амфибия», «Петербургские тайны», «Небеса обетованные» и др.


Александр Георгиевич Флярковский родился в 1931 году

Начальное образование А Флярковским было получено в Ленинградской хоровой школе. В 1944 году всех детей перевезли с Москву, где было организовано хоровое училище во главе с А.В. Свешниковым. Вместе с А. Флярковским там оказались А.Юрлов, В. Минин, В.Попов и другие известные в будущем деятели хорового искусства. Первое сочинение композитора было написано для хора в стенах училища, к окончанию которого появился целый ряд произведений. Затем – обучение в Московской консерватории в классе Ю.А. Шапорина, где была сочинена кантата «Москва» на стихи М. Лермонтова.

А. Флярковский работает в различных жанрах: симфоническом (симфонические поэмы «Юность», «Воронежские хороводы», «Ярмарка»), камерно-инструментальном, театральном (опера «Дороги дальние», оперетты «Была ли Ева?», «Всё о Еве», «Анонимное письмо»), и др. Пишет музыку к кинофильмам «Русское поле», «Океан», «Ещё раз про любовь» и др., а также песни, романсы, кантаты, хоры.

Композитора привлекает тема современной действительности, тема родной природы – это отражено в 4 хорах a capella «Времена года», вокальном цикле «Тебе, о Родина», тема исторического прошлого – в хоровой сюите «1905 год», оратории «Колодники», кантате «На гражданской войне» и др.

Хоровой стиль А. Флярковского на протяжении его творческого пути пережил значительную эволюцию. Изменился мелодический язык и отношение к фольклору, усложнился гармонический язык, композитор стал использовать богатейшие возможности хоровой палитры - лирический цикл «Ленинградская тетрадь», отдельные хоры - «Дуб», «Подмосковная берёзка», «Над ручьём».

Особняком в вокально-симфоническом творчестве А. Флярковского стала поэма-кантата «Песни, вырвавшиеся из ада», тематизм которой коренится в негритянском фольклоре, а сопровождение – инструментальный ансамбль.


Ростислав Григорьевич Бойко родился в 1931 году

Р. Бойко родился в Ленинграде. Ростислав закончил хоровую капеллу имени М. Глинки, а также Московское хоровое училище (класс А.Свешникова) и Московскую консерваторию (класс А. Хачатуряна). Творческий путь композитор начал в 40-е годы XX века. Первыми сочинениями стали романсы на стихи А. Исаакяна. С тех пор плодотворно работает в различных жанрах.

Хоровая музыка занимает значительную часть его творчества: хоры на стихи А.Пушкина («Зимнее утро»), хоры на стихи Р. Гамзатова, С. Есенина («Утро») и другие. Отличительной особенностью хорового творчества Бойко является интернациональный характер хорового творчества, интерес к фольклору разных народов, интонационное и ритмическое богатство, разнообразие стилей. Р.Бойко обладает исключительной чуткостью к выразительности звучания поэтического слова. Он трактует многоголосный хор как оркестр, состоящий из одушевлённых музыкальных инструментов – человеческих голосов, способных выразить всю глубину и многообразие человеческих чувств.

Одним из ярких примеров проникновения автора в мир песен северных народов стал хор «Вологодские кружева» на сл. Л. Васильевой с его мягкими сердечными интонациями, прихотливым ритмическим рисунком. Ласковая, незатейливая мелодия вьётся и заплетается как кружево, и вместе с ним вьются светлые девичьи мечты.

Ростислав Бойко много занимается творчеством для детей. Им сочинены: опера – сказка «Песенка в лесу», (ст. А. Якима), «Серебряный поясок» (ст. Н. Викторова), «Уроки чуда» и др.

Среди его крупных сочинений – оратория «Василий Тёркин», «Птица – тройка», поэма – кантата «Вятские песни», сюита «От Волги до Карпат».


Родион Константинович Щедрин родился в 1932 году

Творчество композитора разнообразно: балеты, оперы, крупные симфонические и камерные произведения. В нём преломились традиции русской музыкальной культуры прошлого, некоторые черты современных западноевропейских течений, но главное – русский национальный фольклор: протяжная лирическая песня, старинный напев, задорная частушка.

Р. Щедрин родился в Москве в семье музыканта. После окончания хорового училища закончил Московскую консерваторию как композитор и пианист одновременно.

В раннем творчестве проявился интерес к героическим и гражданским темам – симфоническая поэма «Повесть о настоящем человеке», вокально-симфоническая поэма «Двадцать восемь» и др.

С годами всё глубже постигает композитор мир народной музыки, Острое ощущение комического, природный юмор создают в его музыке настроение радости, здорового веселья – балет «Конёк – горбунок».

В 1960-е гг. появляются более зрелые произведения: опера «Не только любовь», концерт для симфонического оркестра «Озорные частушки». Этот период можно охарактеризовать так: «Всё происходящее в жизни народа – от крупнейших исторических событий до интимных и лирических переживаний – незамедлительно и в тот же день, а то и в ту же минуту находит своё отражение в частушке». Но не только частушка, а и былинные древнейшие знаменные напевы, игровые, лирические протяжные песни, плачи и причитания привлекают внимание композитора.

В 1970-е гг. наступает новый период творчества, происходит углубление в психологические проблемы, драматизирование, возрастает внимание к значительной человеческой личности (опера «Мёртвые души»).

1980-е гг. не менее плодотворны: балеты «Чайка», «Дама с собачкой», поэма «Казнь Пугачёва» и др.

Творчество Р. Щедрина отличает высокая гражданственность, тончайшая лирика, подлинная народность в сочетании с современными приёмами композиторской техники. Эти качества проявились ещё в ранних хоровых произведениях – двух хорах на стихи Пушкина «Тиха украинская ночь», «Пора, мой друг, пора!», написанных ещё в годы учёбы в хоровом училище. И продолжает своё совершенствование в более зрелых сочинениях: «Ива-ивушка», «Четырёх хорах на стихи А. Твардовского», «Четырёх хорах на стихи А. Вознесенского». Интерес Щедрина к современной поэзии сказался в создании двух хоров – «Русские деревни» и «Стирала женщина бельё», открывающие тему современной деревни. Немаловажное значение имеет полифония в хорах, как составляющая часть стиля. – «Строфы «Евгения Онегина». В 1980-ых гг. появляются: поэма «Казнь Пугачёва», «Концертино», «Хоровая музыка» по Н.Лескову «Запечатлённый ангел».


Сергей Михайлович Слонимский родился в 1935 году

Имя С. Слонимского о многом скажет сторонникам различных музыкальных жанров: симфонии и балета, оперы и кантаты, камерно-вокальной и камерно-инструментальной музыки. Это его произведения: «Виринея», «Икар», «Песни вольницы», две симфонии, концерт-буфф «Антифоны», вокальные циклы, фортепианные произведения, сочинения для скрипки, виолончели, органа, хора.

С. Слонимский – яркий представитель композиторов «новой фольклорной волны». Хоры, созданные им в 1970-80-е годы, отразили суть изменений, произошедших во всех жанрах музыкального творчества. Он остался верен фольклорному направлению, но постепенно изменил способ воплощения фольклорной интонации. Произошло углубление лирического начала. Для его стиля характерно сочетание вокального и «кластерного» звучания, кварто-секундовых попевок, красочность хорового письма.

Родился в семье видного ленинградского писателя. Закончил Ленинградскую консерваторию и аспирантуру по классу теории.

В творчестве С. Слонимского тянутся нити от М. Мусоргского (синтез речевой и фольклорной песенной интонации), С. Прокофьева (юмор и лирика), мир джаза, рок и поп музыки. Автор тяготеет к народным текстам: от аккадского _(XXX в. до нашей эры) и библейского - до поэзии XX века и сегодняшних частушек. Наиболее сильный образ в творчестве композитора – образ любящей русской женщины – «Виринея», «Песни русской вольницы», «Песнохорка». Другой стороной являются мужественные образы долга, совести, чести – опера «Мастер и Маргарита» вокальная сцена «Гильгамеш», «Монологи».

Концерт для хора «Тихий Дон» на слова старинных казачьих песен по роману М.Шолохова – продолжает линию русского хорового концерта Свойственная народной хоровой манере традиция чередования сольных и хоровых эпизодов определила соотношение контрастных разделов, их масштабы и структуру.

«Реквием» для солиста, смешанного хора и оркестра написан одновременно с Одиннадцатой симфонией в память о невинно убиенных, как осознание грехов, покаяние. Это произведение написано на канонический текст, но автор перестроил композицию. Она открывается и заканчивается «Lacrimosa, нежным и чуть отстранённым.

В «Четырёх русских песнях» автор опирается на интонационный быт деревни в сочетании с интонациями романса. Композитор отобрал тексты о женской судьбе. «Доля моя несчастная» - так заканчивается цикл.

Хоровой этюд «Вечерняя музыка» - это сонористическая, остроумная пьеса, где использованы языковые щелчки, ударные инструменты, движение хора по сцене.

В крупномасштабных вокально-симфонических фресках «Голос из хора» и «Виринея» Слонимский обнаруживает талант музыканта – монументалиста. В хоре – двуплановость, аскетично – прямолинейная плакатная тема и беспокойный дразнящий подголосок.

С.Слонимский – один из наследников романтической непримиримости к обывательской бездуховности. Душевная пустота неуязвима. У ноля нельзя ничего отнять, но он превратит в себя любое число, умножив на себя.


 Альфред Гариевич Шнитке 1934-1998

А.Шнитке является ярчайшим представителем русского авангарда, в творчестве которого соединились полистилистика, неоромантизм и медитативность. А. Шнитке – прямой наследник Г. Малера и Д. Шостаковича. Стремясь найти свой путь в искусстве, он выдвинул концепцию «полистилистики» - художественного соединения разных стилевых моделей в одном произведении как связь времён.

Родился в г. Энгельсе АССР немцев Поволжья, с 1955 года жил в Москве. Окончил дирижёрско-хоровое отделение Московского музыкального училища, затем – композиторское отделение Московской консерватории и аспирантуру. До 1972 года вёл преподавательскую деятельность в ДМШ, музыкальном училище, консерватории, затем целиком посвятил себя сочинительству, в середине 1970-х гг. выступал также как пианист.

В творческом наследии А. Шнитке представлены самые разные музыкальные жанры: симфонии, оперы, балеты, инструментальная, театральная и киномузыка. Вокально-хоровые произведения композитор писал на протяжении всей жизни. Разнообразна по жанрам хоровая музыка композитора: оратория «Нагасаки», «Голоса природы», две симфонии с хором, «Реквием», «Миннезанг» для 52 хористов, кантата «История доктора Иоганна Фауста», два концерта для хора.

Отличительными чертами творчества А. Шнитке являются философская основа, концептуализм и интеллектуализм. Высокая духовность, стремление к нравственно – этическим проблемам делают композитора продолжателем лучших традиций русской культуры. Воплощая в своей музыке трагизм и дисгармонию современной жизни, он обращается к осмыслению вечных вопросов бытия. В основе мировоззрения композитора - милосердие, сострадание, терпимость. К 1980-ым годам хоровой жанр становится приоритетным в его творчестве. Два Концерта для хора a’capella, стали вершинами, обобщившими идейно – образные и музыкально – стилевые черты позднего периода творчества А. Шнитке: сосредоточение на дорогом человеке, чья жизнь не вечна.

«Вместе со съёмочной группой я просмотрел тысячи метров документального материала… Если бы в моём сознании не отпечаталась трагическая и прекрасная хроника нашего времени, я никогда бы не написал этой музыки» - А. Шнитке.


 Юрий Александрович Фалик родился в 1936 году

Идеал Ю. Фалика – искусство возвышенное, искусство с глубоким подтекстом, обращение к сердцу и интеллекту слушателя, его способности догадываться и размышлять.

Ю. Фалик родился в Одессе в семье музыканта оперного оркестра. Во время Великой Отечественной войны отец ушёл на фронт и погиб. В 1945 году Юрий поступает в школу - десятилетку в класс виолончели. В конце 1940-ых – начале 50х годов в центре внимания Ю. Фалика была музыкальная классика русская и западноевропейская, затем – обращение к музыке Н. Мясковского, С. Прокофьева, Д.Шостаковича. В 1955 году он поступает в Ленинградскую консерваторию по классу виолончели и фортепиано, где ведёт активную композиторскую деятельность – появляются Трио для гобоя с камерным оркестром, Пять прелюдий для фортепиано, кантата на стихи Алишер. В 1962 г. Ю. Фалик завоевал I место на Международном конкурсе виолончелистов в г. Хельсинки. После чего снова возвратился к активному сочинительству. После окончания консерватории композитор работает в школе – десятилетке при ленинградской консерватории. Появляются новые сочинения: «Музыка для струнных», «Шесть вокальных миниатюр на стихи Ф.Кравина», балеты. До 1968 года в творчестве Ю. Фалика главное положение занимала инструментальная музыка, а после – вокальная и хоровая. Его супруга – хоровой дирижёр. Первым зрелым опытом в хоровом жанре стал «Триптих» на сл. Солодухина, затем – «Осенние песни», «Два сольфеджио», «Незнакомка», «Эстонские акварели» и «Поэзы Игоря Северянина».

Хоры композитора достаточно сложны для исполнения. В 1970-е годы был налажен творческий контакт с хоровыми коллективами Эстонии, которым Ю. Фалик посвятил «Эстонские акварели», Cant-vivat, «Лира», хоровой цикл «Зимние песни». В эти годы проявились новые черты стиля – углубление психологического содержания и иное отношение к специфике тембра и формы. Были созданы следующие произведения: вокальный цикл «Печальная мать», «Два сольфеджио», элегическая музыка «Памяти Стравинского», 3-5 квартеты и др.

Авторские концерты, шефская работа, репетиции, выступления в роли дирижёра и пианиста, педагогическая работа, общественная деятельность в Союзе композиторов и при этом бескомпромиссность и жестокость предъявляемых к себе требований: не повторяться, браться только за трудное и доводить до конца без послаблений – так можно сформулировать творческое credo композитора.










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: